Методика «Hand-test» Э.Вагнера для глубинного исследования лично- сти, выявления склонности к открытому агрессивному поведению и стиля социальных взаимоотношений. Опросник стиля преодоления конфликтов К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной) для диагностики предрасположенности к пяти основным стилям поведения в конфликтной ситуации. Использования опросника для формирования работоспособной команды. Литература Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному по- ведению // Психические состояния (Экспериментальная и прикладная пси- хология). Вып. 10. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. С.91. Ениколопов С.Н. Опросник Басса-Дарки // Практикум по психодиаг- ностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 6-11. Курбатова Т.Н., Муляр О.И. Проективная методика исследования личности «Hand-test». Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Практическое занятие № 19. Психодиагностика самосознания и ценностно-смысловой сферы личности Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева и В.В. Столина. Методика «Размещения себя на шкале» Т. Дембо – С. Рубинштейн и ее модификации для исследования особенностей самооценки и самоотно- шения. Шкала самоуважения М. Розенберга. Тест двадцати утверждений на самоотношение (Кто Я?) М. Куна и Т. Мак-Партланда для исследования самоотношения. Тест смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева как адаптация тес- та «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, составленного на основе теории стремления к смыслу жизни и логотерапии В. Франкла. Методика предельных смыслов (МПС) Д.А. Леонтьева – диалоговая методика для определения смыслов жизни человека. Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича для выявления ие- рархии терминальных и инструментальных ценностей в жизни человека. 181 Литература Кун М., Макпартленд Т. Эмпирические исследования установок лич- ности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 180-187. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. М.: Смысл, 1999. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 2000. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. Практическое занятие № 20. Измерение ответственности и регуляторной активности Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда для диагностики базовых установок лич- ности приписывать причины своих успехов или неудач себе или внешним обстоятельствам. Оценка установок в области производственных, межлич- ностных, семейных отношений, здоровья и болезни. Опросник Волевого Самоконтроля (ВСК) А.Г. Зверкова и Е.В. Эйдма- на для оценки индивидуального уровня развития волевой регуляции, само- обладания в стрессовых ситуациях и настойчивости в достижении цели. Диагностика склонности к риску. Опросник склонности к риску А.Г. Шмелева для прогнозирования поведения личности в ситуации неоп- ределенности, побуждающей выбирать осторожные или рискованные стратегии. «Порог активности» Т.Л. Романовой для оценки стремления к актив- ности, решительности в действиях или пассивности. Литература Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уров- ня субъективного контроля // Психол. журнал. 1984. Т. 5. № 3. С. 152-162. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъек- тивного контроля. М.: Смысл, 1993. – 16 с. (Также: Практикум по психо- 182 диагностике. Психодиагностические материалы. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 131-134.) Зверков А.Г., Эйдман Е.В. Диагностика волевого самоконтроля (оп- росник ВСК) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика моти- вации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 116-124. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности – новая версия методики «Уровень субъективного контроля» // Психол. журнал. 1999. Т. 20. № 3. С. 103-114. Почебут Л.Г. Психологическая готовность к риску // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 209-216. Романова Т.Л. Методика «Порог активности» (ПА) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 139-143. Практическое занятие № 21. Методика «Выбор цвета» М. Люшера Методика «Выбор цвета» М. Люшера для оценки психоэмоциональ- ного состояния и уровня нервно-психической устойчивости; для выявле- ния актуальных внутри- и межличностных конфликтов, их источников, подавляемых и/или неудовлетворенных потребностей, особенностей вос- приятия и понимания жизненной ситуации. Литература Дубовская О.Ф. Восьмицветный тест Люшера. М.: Когито-центр, 2003. Собчик Л.Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2002. Тимофеев В., Филимоненко Ю. Цветовой тест М.Люшера (стандарти- зированный вариант). Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Интерпретационные таблицы. Тест М.Люшера. Методическое приложе- ние. СПб.: ИМАТОН, 2001. 183 Практическое занятие № 22. Диагностика тревожности и дезадаптации Шкала «Проявления тревожности» (MAS) Ж. Тейлор в адаптации Т.А. Немчина. Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера с со- трудниками в адаптации Ю.Л. Ханина. Методика «Уровень невротизации и психопатизации» (УНП). Опросник Джекинса для выявления типа поведенческой активности (поведенческого фактора риска ишемической болезни сердца). Литература Березовская Р.А. Профессиональное здоровье менеджера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 267-275. (Опросник Джекинса) Дерманова И.Б. Методы диагностики эмоционально-нравственного развития личности развития // Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. С. 255-242. Березовская Р.А. Профессиональное здоровье менеджера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 267-275. (Опросник Джекинса) Методика определения уровня невротизации и психопатизации. Ме- тодические рекомендации. М., 1985. Практическое занятие № 23. Диагностика функциональных состояний «Кольца Ландольта» для исследования работоспособности и ее со- ставляющих: продуктивность, скорость, точность (безошибочность), вы- носливость и надежность. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН). 184 Литература Доскин В.А., Лаврентьев Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопр. психологии. 1973. № 6. С. 141-146. Практикум по психологии состояний / Под ред. А.О. Прохорова. СПб: Речь, 2004. Сысоев В.Н. Тест Э.Ландольта. Диагностика работоспособности. Ме- тодическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2000. Практическое занятие № 24. Диагностика мотивации «Психосемантическая диагностика скрытой мотивации» И.Л. Со- ломина для получения информации о содержании и степени выраженности потребностей, мотивов и отношений человека. «Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительно- сти к отвержению» А. Мехрабиана для измерения двух мотивов: стремле- ние к принятию и страх быть отвергнутым. Шкала Д.П. Марлоу – Д.А. Крауна для оценки мотивации одобрения. Литература Магомед-Эминов М.Ш. Тест-опросник для измерения мотивации аф- филяции // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические мате- риалы. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 94-98. Почебут Л.Г. Изучение аффиляции // Практикум по психологии ме- неджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 184-189. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практ. руководство. М.: Апрель-пресс, 2004. Соломин И.Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации. СПб.: ИМАТОН, 2001. Ханин Ю.Л. Шкала Марлоу-Крауна для исследования мотивации одобрения. Методическое письмо. Л.: НИИ физической культуры, 1976. 185 Практическое занятие № 25. Психологическая оценка работника в организации Ассессмент-центр как метод комплексной оценки персонала. Восемь диагностических шкал измерения карьерных ориентаций В.А. Чикер. Шкала измерения стиля руководства Ф.Е. Фидлера: самооценка, само- критичность, социальные установки, эффективность общения и управления. Опросник Блейка-Мутона для оценки стиля деятельности менеджера. Литература Маничев С.А. Технология оценки менеджерского персонала // Прак- тикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 219-245. (Ассессмент-центр) Чикер В.А. Профессиональная карьера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 330-342. (Восемь диагностических шкал измерения карьерных ориентаций) Снетков В.М. Стиль и ролевая направленность деятельности менед- жера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной дея- тельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 372-379. (Опросник Блейка-Мутона для оценки стиля деятельности менеджера) Практическое занятие № 26. Социально-психологическая диагностика личности и группы Методика «Ценностно-ориентационное единство группы» (ЦОЕ) В.С. Ивашкина и В.В.Онуфриева, ее варианты. Методика «Q-сортировка» (Q-sort) В.Стефансона для оценки шести основных тенденций поведения человека в группе: зависимость – незави- симость, общительность – необщительность, принятие конкуренции – из- бегание конкуренции; степени расхождения между идеальным и реальным «Я» человека. Социометрия Дж. Морено и ее разновидности. Референтометрия. 186 Литература Паниотто В.И. Социометрический опрос // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Книга 1. Социологический опрос // Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990. С. 207-222. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: В 3 ч. М.: ВЛАДОС, 2003. Ч.2. Фетискин Н.П., Козлов B.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологи- ческая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. Практическое занятие № 27. Диагностика межличностных отношений и особенностей общения Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена для измерения уровня развития социального интеллекта в целом и частные способности к познанию пове- дения людей (способность предвидеть последствия поведения, способ- ность адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию, спо- собность понимать внутренние мотивы поведения других людей и логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия). Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда для исследования эмоционального отношения личности к значимым лицам и ситуациям на невербальном уровне субъективного отражения. Литература Михайлова (Алешина) Е.С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена. Диаг- ностика социального интеллекта. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 221-227. (Также: Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материа- лы. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 119-122.) Эткинд А.М., Бажин Е.Ф. Цветовой тест отношений. СПб.: ИМАТОН, 2000. 187 Практическое занятие № 28. Диагностика родительско-детских отношений «Родители глазами подростка» (ADOR). Измерение родительских установок и реакции (PARI) для выявления характера родительской опеки, демократичности в отношениях с ребен- ком, авторитарности контроля и особенности супружеских отношений. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина. Литература. Архиреева Т.В. Измерение родительских установок и реакции (опрос- ник PARI) // Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Голо- вей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. С. 652-660. Варга А.Я., Столин В.В. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 107-113. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической прак- тике. СПб.: Речь, 2004. Практическое занятие № 29. Диагностика готовности к школе Методика определения готовности к школе Л.А. Ясюковой для оценки скорости переработки информации, произвольного внимания, кратковре- менной слуховой и зрительной памяти, типа репрезентативной системы, речевого развития, визуального, понятийного и абстрактного мышления, энергетики и адаптационных возможностей, личностного потенциала обу- чения (самооценка, эмоциональные установки по отношению к школе, об- становка в семье и др.). Литература Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руко- водство. СПб.: ИМАТОН, 1999. 188 Практическое занятие № 30. Диагностика познавательных процессов и уровня развития в младшем школьном возрасте Диагностические пробы Т.Ю. Андрущенко для выявления различных сторон социальной ситуации развития детей школьного возраста, особен- ностей вовлечения младших школьников в учебную деятельность, сфор- мированость личностных новообразований. Диагностика психологической готовности младших школьников к пе- реходу в среднюю школу с целью предотвращения трудностей в после- дующем обучении. «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясю- ковой для психологического сопровождения учащихся 3-6 классов и про- блема адаптации при переходе в пятый класс. Оценка развития всех ка- честв, необходимых для успешного обучения в средней школе (умения бы- стро читать и понимать прочитанное, самостоятельности мышления, по- нимания закономерностей и умения выделять категории, пространственно- го мышления, внимательности, произвольности запоминания, самоконтро- ля и других индивидуальных особенностей). Литература Андрущенко Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом кон- сультировании. М.: Академия, 2004. Психологическое обследование детей дошкольного-младшего школь- ного возраста: Тесты и методические материалы / Ред.-сост. Г.В. Бур- менская. М.: УМК «Психология», 2003. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 клас- сах. СПб.: ИМАТОН, 2001. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 клас- сах. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения старше- классников. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2005. 189 9. Тестовые задания проверки знаний по курсу «Психодиагностика» Выберите один ответ из предлагаемых вариантов в каждом вопросе и отметьте кружком в бланке ответов. 1. Психологический тест – это … а) инструмент; б) задача; в) условие; г) подход. 2. Назначение психологического теста: а) измерение различий между людьми или между реакциями одного и того же человека в разных условиях; б) выявление закономерностей человеческого поведения; в) сбор сведений о причинах существования данных особенностей че- ловека (анамнез); г) выявление специфических особенностей (слабостей) человека для целенаправленного коррекционного воздействия. 3. Основной целью теста является: а) предварительное ознакомление с личностью испытуемого; б) нахождение корреляции между определенными показателями; в) диагностика определенных психологических особенностей испы- туемого; г) формирование определенных качеств испытуемого. 4. В психодиагностическом обследовании реализуется принцип: а) специальное воздействие (стимул) → фиксируемая реакция (S→R); б) стимул → реакция → анализ-интерпретация (S→ R→ I) в) реакция → интерпретация → коррекция (R → I → K); г) реакция → интерпретация → стимул (R → I → S). 5. Основное преимущество метода психодиагностики: а) метод более простой в использовании, чем остальные; б) большая точность, чем у других методов; в) требует меньше затрат при проведении; г) сбор информации в более короткие сроки. 190

Методические указания к практическим занятиям

Структура практического занятия:

1. Проверка готовности к работе;

2. Выполнение практической работы (составление рубрикатора методики, ведение протокола);

3. Оформление отчета по практической работе.

Оформление отчета (протокол занятия) по выполнению практической работы проводится письменно (на бумаге размером А4) и включает:

1) Название практической работы и дату ее выполнения;

2) Цель работы;

3) Перечень использованных методик и условия проведения обследования;

4) Информация об обследуемом (фамилия, имя, отчество (или инициалы), возраст, пол, социальный статус);

Результаты наблюдения за поведением обследуемого во время беседы и психодиагностики (эмоциональное и соматическое состояние, уровень мотивации и заинтересованности в обследовании, в его результатах);

Описание результатов обследования:

Достижения обследуемого при выполнении тестовых заданий
(в контексте цели исследования!);

Показатели, по которым получены менее высокие результаты;

Показатели, по которым получены низкие значения и которые требуют коррекции.

6) Выводы:

Уровень сформированности изучаемых психических образований в соответствии с поставленной целью обследования.

Рекомендации могут быть адресованы либо самому обследуемому, либо заказчику обследования, либо психологу, который будет заниматься в дальнейшем психологическим сопровождением обследуемого, определяя для него способы и формы психологической помощи.

1) Название методики;

2) Сокращенное название методики;

4) Цель исследования;

5) Форма проведения (индивидуальная/групповая, наличие компьютерной версии теста);

6) Исследуемые (возраст);

7) Структура методики;

8) Время проведения;

9) Информация о стандартизации (издатель);

10) Год издания.

Отчет отдается преподавателю на проверку после занятия, либо перед началом следующего и хранится на кафедре до окончания всего курса, для чего каждым обучающимся заводится папка.

В зависимости от содержания занятия обучающиеся готовят стимульный материал к методикам, осваивают процедуру проведения психодиагностических методик, обрабатывают данные, составляют заключения по результатам исследования.



Практическое занятие № 1

Тема. Диагностика темперамента

Продолжительность – 4 часа

Цель занятия: знакомство с методами диагностики индивидуально-типологических особенностей личности; диагностика индивидуально-типологических особенностей студентов.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия «темперамент»;

2. Дайте характеристику свойств нервной системы;

3. Назовите известные Вам методы диагностики индивидуально-типологических особенностей личности.

Задание № 1. Провести диагностику темперамента студента с помощью методики «Тест-опросник Я. Стреляу».

Оборудование:

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к опроснику Я. Стреляу;

3) Обработка результатов:

Сравнение сырых баллов с диагностическими статистическими границами;

Интерпретация результатов.

Задание № 2. Провести диагностику структуры темперамента студента с помощью методики «Опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ)».

Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к опроснику структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ);

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

Интерпретация результатов.

Задание № 3. Проведение диагностики формально-динамических свойств индивидуальности студента с помощью опросника В.М. Русалова (ОФДСИ).

Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к опроснику формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова (ОФДСИ);



2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

Перекодирование ответов согласно ключу;

Подсчет количества сырых баллов с помощью ключа по каждой шкале и занесение их в лист ответов;

Интерпретация результатов.

Задание № 4. Провести диагностику темперамента студента с помощью теста-опросника Г. Айзенка EPI (форма А, адаптирован Г.И.Шмелевым).

Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи, графическое отображение полученных результатов.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к тесту-опроснику Г. Айзенка EPI (форма А, адаптирован Г. И. Шмелевым);

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

Подсчет количества сырых баллов с помощью ключа по каждой шкале и занесение их в лист ответов;

Графическое отображение полученных результатов;

Интерпретация результатов.

1. Моисеева, О. Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Часть 1.Психодиагностика темперамента: Учеб. пособие / О. Ю. Моисеева. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2002. - 52 с.

2. Ракович, Н. К. Практикум по психодиагностике личности: Дидактические материалы / Отв. ред. Н.К. Ракович. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2002. – 248 с.

3. Русалов, В. И. Опросник структуры темперамента / В. И. Русалов. – М., 1992.

4. Русалов, В. М. Опросник формально-динамичеких свойств индивидуальности человека (ОФДСИ) / В. М. Русалов. - М. : ИП РАН, 2004. – 136 с.

5. Стреляу, Я. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения): Учебно-методическое пособие / Стреляу Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю., Менчук Т. - М. : Смысл, 2009. – 104 с.

6. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. – М. : Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. – 336 с.

7. Шашок, В. Н. Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В. Н. Шашок, Н. В. Смирнова. – Мн. : БГПУ им. М.Танка, 2003.-40с.

Практическое занятие № 2

Тема. Подходы к исследованию особенностей личности на основе выделения черт и типов

Продолжительность 4 часа

Цель занятия: знакомство с методами диагностики черт личности;диагностика черт личности студента.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте основные подходы к понятию «свойства личности»;

2. Дайте представление об основных стратегиях составления личностных опросников;

3. Приведите примеры известных Вам методов диагностики черт и типов личности;

4. В чем основные недостатки личностных опросников?

5. Чем опросники личностных черт отличаются от типологических опросников?

Задание № 1. Провести диагностику черт личности студента с помощью методики 16 PF Кеттелла (форма С).

Оборудование: текст опросника 16 PF Кеттелла (форма С), лист ответов, ключи, таблицы перевода сырых баллов в стены, интерпретации полученных результатов, графическое отображение полученных результатов.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к опроснику 16 PF Кеттелла (форма С);

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

Подсчет количества сырых баллов с помощью ключа и занесение их в лист ответов;

Определение достоверности полученных результатов по шкале Md;

Графическое изображение собственного профиля личности;

Интерпретация результатов; выявление первичных и вторичных факторов.

Задание № 2. Провести диагностику индивидуально-типологических свойств (ведущих тенденций) личности с помощью методики Л. Н. Собчик (ИТО).

Оборудование: текст опросника Л.Н. Собчик (ИТО), лист ответов, ключ для подсчета результатов, шкалы измерения индивидуально-типологических тенденций.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к методике Л.Н. Собчик (ИТО);

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

Графическое изображение индивидуально-типологических тенденций личности;

Интерпретация результатов.

Задания по итогам практической работы:

3. Самостоятельно провести диагностику исследования личности с помощью стандартизированной методики исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик; составить рубрикатор и протокол к методике.

1. Бажин, Е. Ф. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынина, А. М. Эткинд. – М., 1993.

2. Капустин, А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А. Н. Капустин. - СПб. : Речь, 2001. - 112 с.

3. Практикум по психодиагностике: Учебное пособие / Н. С. Глуханюк. – 3-е изд., испр. – Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2006. – 2008 с.

4. Рукавишников, А. А. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла: Руководство по использованию / А. А. Рукавишников, М. В. Соколова. - СПб. : Издательство «Речь», 2005. – 624 с.

5. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л. Н. Собчик. – СПб. : Издательство «Речь», 2005. – 624 с.

6. Собчик, Л. Н. СМИЛ Стандартизированный многофакторный метод исследования личности [Текст] / А. Н. Собчак. – СПб. : Речь, 2007. – 224 с.

7. Шашок, В. Н. Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В. Н. Шашок, Н. В. Смирнова. – Мн. : БГПУ им. М. Танка, 2003. – 40 с.

Практическое занятие № 3

Тема. Исследование особенностей личности путем диагностики рисунка

Продолжительность – 2 часа

Цель занятия: знакомство и практическая работа студентов с рисуночными проективными методиками.

Контрольные вопросы:

1. В чем главные достоинства и недостатки графических проективных методик?

2. Раскройте основные принципы интерпретации рисуночных проективных методик;

3. Назовите известные Вам рисуночные проективные методики.

Оборудование: белые листы бумаги размером А4, карандаш, ластик, схемы для обработки данных.

Ход работы:

1) Знакомство с графическими проективными методиками:

Тест «Свободный рисунок»;

Тест «Картина мира»;

Тест «Автопортрет»;

Тест «Дом-дерево-человек»;

Тест «Рисунок семьи»;

Тест «Несуществующее животное»;

Тест «Дерево» (К. Кох);

Тест «Человек под дождем»;

2) Выполнение двух (трех) графических проективных методик (на выбор);

3) Обработка и интерпретация результатов с помощью схем для обработки данных, используя рекомендуемые литературные источники (5).

Задания по итогам практической работы:

1. Составить протокол к проведенным на практическом занятии рисуночным методикам;

2. Самостоятельно провести диагностику личности с помощью 2 (3) графических проективных методик у членов Вашей семьи или знакомых;

3. Обработать и дать интерпретацию результатов проведенных самостоятельно рисуночных методик, используя схемы для обработки данных и рекомендуемые литературные источники; составить протокол к проведенным методикам.

1. Беллак, Л. Проективная психология / Л. Беллак. – Издательство Института Психотерапии, 2010.

2. Бук, Дж. Тест «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ) / Дж. Бук // Проективная психология. – М. : Апрель, ПРЕСС, ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 260-344.

3. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

4. Дукаревич, М. З. Рисунок несуществующего животного (РНЖ) / М. З. Дукаревич, П. В. Яньшин // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М. : Издательство МГУ, 1990. – С. 54-73.

5. Романова, Е. С. Графические методы в практической психологии: учебное пособие / Е. С. Романова. – М. : Аспект Пресс, 2011. – 400 с.

6. Семенова, З. Ф. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом-Дерево-Человек» / З. Ф. Семенова, С. В. Семенова. – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2007. – 190 с.

Практическое занятие № 4

Тема. Проективные методы диагностики личности

Продолжительность – 8 часов

Цель занятия: знакомство и практическая работа студентов с проективными методами диагностики личности.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия «проекция»;

2. Охарактеризуйте основные проблемы разработки проективных методик;

3. Раскройте проблему стимула в проективных методах;

4. Какая существует классификация проективных методов?

5. Какие проективные методики Вы знаете? Охарактеризуйте их.

Оборудование: стимульный материал к методике«Фрустрационный тест» С. Розенцвейга, стимульный материал к методике «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ), стимульный материал к методике «Восьмицветовой тест М. Люшера», стимульный материал к методике «Тест Л. Сонди».

Ход работы:

1) Знакомство с проективными методами диагностики личности («Фрустрационный тест» С. Розенцвейга, «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ), «Тест детской апперцепции» (САТ) Л.Беллака, «Восьмицветовой тест М. Люшера», «Методика чернильных пятен Г. Роршаха», «Тест Л. Сонди»);

2) Проведение диагностики личности с помощью проективной методики «Фрустрационный тест» С. Розенцвейга; обработка и интерпретация результатов;

3) Проведение диагностики с помощью проективной методики «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ); обработка и интерпретация результатов;

4) Проведение диагностики с помощью проективной методики «Восьмицветовой тест М. Люшера»; обработка и интерпретация результатов;

5) Проведение диагностики с помощью проективной методики «Тест Л. Сонди»; обработка и интерпретация результатов.

Задания по итогам практической работы:

5. Самостоятельно ознакомиться с методикой «Тест детской апперцепции (САТ) Л. Беллака; составить рубрикатор к методике;

6. Самостоятельно ознакомиться с методикой «Фрустрационный тест С. Розенцвейга» (детский вариант); составить рубрикатор к методике.

1. Беллак, Л. Тест детской апперцепции (фигуры животных). Методическое руководство / Беллак Л., Беллак С.С. – СПб. : ИМАТОН, 2001.

2. Дубовская, О. Ф. Восьмицветовой тест Люшера / О. Ф. Дубовская. – М. : Когито-Центр, 2003.

3. Леонтьев, Д. А. Тематический апперцептивный тест / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1998.

4. Собчик, Л. Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера / Л.Н. Собчик. – СПб. : Речь, 2002.

5. Ясюкова, Л. А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга. Методическое руководство / Л. А. Ясюкова. – СПб. : ИМАТОН, 2001.

Практическое занятие № 5

Тема. Диагностика сознания и самосознания

Продолжительность – 6 часов

Цель занятия: знакомство с методами диагностики сознания и самосознания; диагностика сознания и самосознания студента.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятиям «сознание», «самосознание», «самооценка»;

2. Охарактеризуйте уровневое строение самосознания;

3. Какие методики диагностики сознания и самосознания Вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.

Задание № 1. Провести диагностику самоотношения как компонента самосознания у студентов с помощью теста-опросника В.В. Столина и С.Р. Пантелеева (МИС).

Оборудование: текст опросника В.В. Столина и С.Р. Пантелеева, лист ответов, ключи, таблица перевода сырых баллов в стандартные, графическое отображение результатов, интерпретация полученных данных.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к методике В.В. Столина и С.Р.Пантелеева (МИС);

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

Подсчет количества баллов по каждой шкале с помощью ключа и занесение их в лист ответов;

Перевод сырых баллов в накопленные частоты;

Графическое изображение выраженности уровней самоотношения;

Интерпретация результатов.

Задание № 2. Провести диагностику особенностей самосознания личности с помощью методики «Техники репертуарных решеток Дж. Келли».

Оборудование: матрица репертуарной решетки

Ход работы:

1) Изучение особенностей процедуры, обработки и интерпретации результатов при использовании техники репертуарных решеток

2) Заполнение репертуарной решетки:

Формирование списка элементов;

Выявление конструктов;

Заполнение решетки;

Обработка и анализ полученной решетки.

Задание № 3. Провести диагностику особенностей самосознания личности с помощью методики «Личностный дифференциал».

Оборудование: бланк-анкета личностного дифференциала.

Ход работы:

1) Изучение особенностей процедуры, обработки и интерпретации результатов при использовании методики «Личностный дифференциал»;

2) Самостоятельная работа с бланком-анкетой личностного дифференциала;

3) Обработка и анализ полученных результатов.

Задания по итогам практической работы:

4. Самостоятельно провести диагностику уровня субъективного контроля личности с помощью теста-опросника Дж. Роттера (УСК); составить рубрикатор и протокол к методике.

5. Самостоятельно провести диагностику уровня самоактуализации личности с помощью методики «Диагностика самоактуализации личности (САМОАЛ)» (А.В. Лазукин, адаптация Н.Ф. Калина); составить рубрикатор и протокол к методике.

1. Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. – C. 426-433.

2. Пантилеев, Р. С. Практикум по психодиагностике личности: Руководство по интерпретации / Р. С. Пантилеев // Куб - электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.koob.ru/books/psychodiagnostic_systems/praktikum_po_psihodiagnostike_pantileev.zip. – Дата доступа: 10.02.2012.

3. Похилько, В. И. Психодиагностика индивидуального сознания / В. И. Похилько // Общая психодиагностика; под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М. : МГУ, 1987.

4. Ракович, Н. К. Практикум по психодиагностике личности: Дидактические материалы / Отв. ред. Н. К. Ракович. – Мн. : БГПУ им. М.Танка, 2002. – 248 с.

5. Соломин, И. Л. Практикум по психодиагностике. Психосемантические методы: учебно-методическое пособие / И. Л.Соломин. – СПб. : Санктпетербургский гос. Университет путей сообщения, 2013. – 96 с.

6. Франселла, Ф. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам / Ф. Франселла, Д. Баннистер. – М. : Прогресс, 1987. – 236 с.

7. Шашок, В. Н. Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В. Н. Шашок, Н. В. Смирнова. – Мн. : БГПУ им. М.Танка, 2003. – 40 с.

Практическое занятие № 6

Тема. Психодиагностика мотивации и эмоциональных состояний

Продолжительность – 4 часа

Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики мотивационной и эмоциональной сферы личности; диагностика мотивации достижений и эмоциональных состояний студентов.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «мотивация»;

2. Какие типы мотивов Вы знаете?

3. Перечислите известные Вам методики диагностики мотивационной сферы личности;

4. Дайте определение понятиям «эмоции», «эмоциональная направленность»;

5. Перечислите известные Вам методики диагностики эмоциональной сферы личности.

Задание № 1. Провести диагностику мотивации достижения и избегания неудач с помощью теста-опросника А. Мехрабиана.

Оборудование: текст опросника (форма А, Б), лист ответов, ключи, интерпретация полученных данных.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к тесту-опроснику А. Мехрабиана;

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

Перевод данных по каждому из суждений опросника в баллы с помощью ключа;

Подсчет суммарных баллов;

Интерпретация результатов.

Задание № 2. Провести диагностику мотивационной сферы личности с помощью методики ценностных ориентаций М. Рокича.

Оборудование: стимульный материал (набор из 18 карточек), бланк для ответов.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к методике ценностных ориентаций М. Рокича;

2) Самостоятельная работа с методикой;

3) Заполнение бланка для ответов;

4) Обработка результатов;

5) Интерпретация результатов.

Задание № 3. Провести диагностику эмоциональной направленности личности с помощью методики «Эмоциональная направленность (Б. И. Додонов)».

Оборудование: текст опросника, лист ответов (ключ).

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к методике Б. И. Додонова «Эмоциональная направленность»;

2) Самостоятельная работа с текстом анкеты и регистрация ответов;

3) Ранжирование перечня переживаний в порядке убывания;

4) Обработка и интерпретация результатов.

Задания по итогам практической работы:

3. Самостоятельно провести диагностику эмоциональной сферы личности с помощью двух методик на выбор; составить рубрикатор и протокол к методикам.

1. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова [серия: Библиотека актуальной психологии]. – Вып. 2. – Красноярск: Литера-принт, 2009. – 237 с.

2. Практикум по психодиагностике: Учебное пособие / Н. С. Глуханюк. – 3-е изд., испр. – Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2006. – 2008 с.

3. Прохоров, А. О. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480 с., илл.

Практическое занятие № 7

Тема. Диагностика общих интеллектуальных способностей

Продолжительность – 6 часов

Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики общих интеллектуальных способностей; диагностика общих интеллектуальных способностей студента.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «интеллект». Кратко охарактеризуйте основные подходы к определению интеллекта;

2. Охарактеризуйте основные свойства интеллекта;

3. Назовите существующие методы диагностики интеллекта.

Задание № 1. провести диагностику общеинтеллектуальных способностей студента с помощью адаптированной версии теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТУС).

Оборудование: экспериментальная серия заданий, лист ответов, ключи, таблица перевода сырых баллов в стандартные, графическое отображение результатов, интерпретация полученных данных.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к тесту структуры интеллекта Р.Амтхауэра (ТУС);

2) Самостоятельная работа с текстом теста;

3) Обработка результатов:

С помощью нормативных таблиц перевести сырые баллы в стандартные;

Графически представить индивидуальный профиль структуры интеллекта;

Проинтерпретировать полученные результаты.

Задание № 2. Провести диагностику интеллекта студента с помощью методики «Прогрессивные матрицы Равена (ПМР)».

Оборудование: стимульный материал (таблицы из 5 серий по 12 штук), бланк ответов, ключ.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к тесту Равена (ПМР);

3) Обработка результатов:

Подсчет количества баллов по всем таблицам и по отдельным сериям;

Сравнение показателей по отдельным сериям со среднестатистическими показателями;

Определение уровня развития интеллекта;

Интерпретация результатов, качественный анализ результатов теста.

Задание № 3. Провести диагностику интеллекта с помощью методики «Культурно-свободный тест интеллекта» Р. Кеттелла.

Оборудование: тестовая тетрадь, бланк для ответов, ключ, нормативные таблицы.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к культурно-свободному тесту интеллекта Р. Кеттелла;

2) Самостоятельная работа с тестом;

3) Обработка результатов:

Подсчет количества баллов с помощью специальных ключей;

Перевод «сырых» баллов в шкальные IQ-баллы с помощью нормативных таблиц;

Вычисление общего коэффициента интеллекта (IQ);

Интерпретация результатов.

Задания по итогам практической работы:

4. Самостоятельно провести диагностику интеллекта с помощью методики «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда; составить рубрикатор и протокол к методике.

1. Акимова, М. К. Психологическая коррекция умственного развития школьников / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - М., 2000.

2. Денисов, А. Ф. Культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (Руководство по использованию) / А. Ф. Денисов, Е. Д. Дорофеев. – СПб. : ИМАТОН, 1996. – 17 с.

3. Носс, И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров: (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М. : Юрайт, 2011.

4. Практикум по психодиагностике: Учебное пособие / Н. С. Глуханюк. – 3-е изд., испр. – Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2006. – 2008 с.

5. Прогрессивные матрицы Равенна: методические рекомендации / сост. и общая редакция О. Е. Мухордовой, Т. В. Шрейбер. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. – 70 с.

6. Тест умственных способностей: Руководство / Под ред. В. И.Чиркова. – Ярославль, 1993.

7. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика: учеб.-практ. пособие для студ. спец. «Психология» всех форм обучения / Шанина Г. Е. – М. : (б.и.), 2010.

8. Ясюкова, Л. А. Тест структуры интеллекта Амтхауэра / Л. А. Ясюкова. – СПб., 2002.

Практическое занятие № 8

Тема. Диагностика креативности

Продолжительность – 6 часов

Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики креативности; диагностика креативности студента.

Контрольные вопросы:

1. Дайте общее представление о проблеме креативности и ее измерении в психологии;

2. Как соотносятся показатели тестов креативности и интеллекта?

3. В чем достоинства и недостатки тестов креативности?

4. Приведите примеры методик изучения креативности.

Оборудование: стимульный материал к методике «Тест измерения креативности Дж. Гилфорда», стимульный материал к методике «Тест креативности Е. П. Торранса», стимульный материал к методике «Тест Медника», карандаш, ластик.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкциями к методикам («Тест измерения креативности Дж. Гилфорда», «Тест креативности Е. П. Торранса», «Тест Медника»);

2) Проведение диагностики креативности (студенты, работая в парах, выполняют роль испытуемого и экспериментатора);

3) Обработка и интерпретация результатов.

Задания по итогам практической работы:

1. Богоявленская, Д. Б. Проблемы диагностики креативности / Д. Б. Богоявленская // Психологическая диагностика. –2004.- № 3.- с.3-19.

2. Носс, И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров: (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М. : Юрайт, 2011.

3. Туник, Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Туник // Школьный психолог. - 2001.- № 45. (специальная вкладка).

4. Туник Е. Опросник креативности Джонсона / Е. Туник. - 2000.- № 47.- С. 8-9.

5. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика: учеб.-практ. пособие для студ. спец. «Психология» всех форм обучения / Шанина Г. Е. – М. : (б.и.), 2010.

Практическое занятие № 9

Тема. Диагностика стилевой сферы личности

Продолжительность – 4 часа

Цель занятия: знакомство с методиками диагностики стилевой сферы личности; диагностика стилевой сферы личности студента.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «стиль» в психологии;

2. Дайте определение понятию «когнитивный стиль»;

3. Охарактеризуйте понятие индивидуального стиля деятельности в психологии;

4. Какие Вы знаете методы диагностики стилевой сферы личности? Кратко охарактеризуйте их.

Ход работы:

1) Знакомство с методиками диагностики стилевой сферы личности («Тест сортировки объектов по Р. Гарднеру», Опросник «Стили мышления» (А. А. Алексеев), «Мельбурнский опросник принятия решений (Т. В. Корниловой)»);

2) Проведение диагностики когнитивного стиля с помощью методики «Тест сортировки объектов по Р. Гарднеру»; обработка и интерпретация результатов;

3) Проведение диагностики стиля мышления с помощью методики «Стили мышления» (А. А. Алексеев); обработка и интерпретация результатов;

4) Проведение диагностики стиля принятия решений с помощью методики «Мельбурнский опросник принятия решений» Т. В.Корниловой; обработка и интерпретация результатов теста;

Задания по итогам практической работы:

1. Алексеев, А. А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми / А. А. Алексеев, Л. А. Громова. - СПб., Экономическая школа, 1993. - С. 29-41, 316-328.

2. Егоров, Е. И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Егоров. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - C. 159-170.

3. Корнилова, Т. В. Мельбурнский опросник принятия решений: русскоязычная адаптация / Т. В. Корнилова // Психологические исследования, 2013, 6(31), 4. http://psystudy.ru

4. Холодная, М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума / М. А. Холодная. – М. : ПЕР СЭ, 2002

Практическое занятие № 10

Тема. Психологическое тестирование в образовании

Продолжительность – 4 часа

Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики, использующимися в сфере образования.

Ход работы:

1) Знакомство с методиками диагностики уровня развития и трудностей обучения в школе (тест умственного развития (ШТУР, АСТУР), методика оценки уровня социального развития дезадаптированных подростков С. А. Беличевой);

2) Знакомство с методиками диагностики интересов и склонностей школьников в различных сферах деятельности («Карта интересов» А. Е. Голомштока, опросник Дж. Холланда, дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова, опросник «Определение профессиональных склонностей» Л. Йовайши, опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС) Б. А. Федоршина).

Задания по итогам практической работы:

1. Самостоятельно провести на выбор две методики диагностики уровня развития и трудностей обучения в школе; составить рубрикатор и протокол к методикам;

2. Самостоятельно провести на выбор две методики диагностики интересов и склонностей школьников в различных сферах деятельности; составить рубрикатор и протокол к методикам.

1. Андрущенко Т. Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании / Т. Ю. Андрущенко. – М. : Академия, 2004.

2. Воробьев А. Н. Опросник профессиональных предпочтений: Адаптация теста Дж. Холланда «Самонаправленный поиск»: Руководство / Воробьев А. Н., Сенин И. Г., Чирков В. И. - Ярославль, 1993.

3. Гуревич, К. М. Тест АСТУР / Гуревич К. М. Аким М. К., Борисова Е. М., Логинова Г. П., Раевский А. М., Ференс Н. А // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.

4. Психологическое обследование детей дошкольного-младшего школьного возраста: Тесты и методические материалы / Ред. сост. Г. В. Бурменская. – М. : УМК «Психология», 2003.

5 Ясюкова, Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в нач. школе. Методическое руководство / Ясюкова Л. А. – СПб. : ИМАТОН, 1999.

Практическое занятие № 11

Тема. Диагностика межличностных отношений

Продолжительность – 4 часа

Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте; диагностика межличностных отношений студента.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «межличностных отношений». Охарактеризуйте главные компоненты межличностных отношений;

2. Назовите известные Вам методы диагностики межличностных отношений;

3. Назовите известные Вам проективные методы диагностики межличностных отношений.

Задание № 1. Провести диагностику типа межличностных отношений с помощью методики Т. Лири (ДМО).

Оборудование: текст опросника, лист ответов, ключи, графическое отображение полученных результатов, интерпретация полученных результатов.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к тесту Т. Лири (ДМО);

2) Проведение теста Т. Лири (ДМО);

3) Подсчет баллов с помощью ключа к опроснику;

4) Построение круговой психодиаграммы;

5) Интерпретация результатов.

Задание № 2. Провести диагностику эмоционального отношения личности к значимым лицам и ситуациям с помощью «Цветового теста отношений (ЦТО) А. М. Эткинда».

Оборудование: 8-цветовой стимульный материал из восьми цветового теста М. Люшера.

Ход работы:

1) Составление списка значимых лиц, представляющих непосредственное окружение, а также список понятий, имеющих с

4. Прихожан А. Явление, причины, диагностика// Школьный психолог.-2004. -№ 8. – с.17-32.

5. Психология эмоций: Тексты / Под ред. , Ю. Б,Гипенрейтер. – М.,1993.

Лабораторные занятия № 12-13

Тема: Исследование эмоционального состояния фрустрации

Цель: Формирование знаний и умений по изучению эмоциональных состояний личности.

Задачи:

1. Провести исследование фрустрационных реакций с помощью «Теста рисуночных ассоциаций» С. Розенцвейга.

2. Провести обработку и интерпретацию результатов исследования.

Вопросы для обсуждения

1. Каковы цели использования проективных методик?

2. Каковы достоинства и недостатки проективных методик?

3. Каковы теоретические основы методики С. Розенцвейга?

4. Опишите способы анализа и основные показатели методики С. Розенцвейга?

1. Составить аналитические таблицы результатов, полученных при анализе ответов.

2. Проанализировать результаты исследования по параметру совпадения ответов испытуемых на каждую ситуацию (стандартный показатель).

Основная литература

1. Данилова тест «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга. - М.,1992.

2. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других / Составители Р. Римская, С. Римский. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. – С. 243 – 281.

3. Собчик Л. Вербальный фрустрационный тест. Метод определения агрессивности и значимых ценностей у старшиклассников// Школьный психолог№ 9 (книга в газете).

4. Соколова методы исследования личности. - М.,1980.

5. Яньшин по клинической психологии. Методы исследования личности.- СПб.: Питер, 2044.-С.86-124.

Дополнительная литература

1. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М..1990.- С.44-53.

2. Семаго Н., Семаго М. Диагностика базовой аффективной регуляции// Школьный психолог№ 5.- с.8-9.

3. Тарабрина изучения фрустрационных реакций //Иностр. психология. – 1994. - № 2 (4).

4. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Методическая рекомендация// Сост. . Ред. .- Л.,1984.

Лабораторные занятия № 14-15

Тема: Патохарактерологическая диагностика с использованием методик MMPI и ПДО

Оборудование

Текст опросника, лист ответов, ключи, таблицы перевода сырых баллов в стандартные, графическое представление результатов.

1. Экспериментатор знакомит испытуемых с инструкцией.

2. Самостоятельная работа студентов с текстом опросника и бланками ответов.

3. Обработка результатов:

Подсчитывается количество отрицательных и положительных ответов по каждой шкале с помощью ключа;

Подсчитывается показатель по каждому фактору путем суммирования положительных утверждений испытуемого, входящих в фактор с положительным знаком, и отрицательных утверждений, входящих в фактор с отрицательным знаком.

С помощью таблицы «Подсчет показателей по каждому фактору» сырые баллы переводятся в накопленные частоты;

Строится диаграмма выраженности уровней самоотношения.

4. Интерпретация результатов и выводы.

1. Самостоятельно изучить методики диагностики самосознания: шкала «Я-концепции» Теннеси, шкала Дембо-Рубинштейна, семантический дифференциалпроективные методики, репертуарные методики.

2. Провести диагностику самоотношения, используя выбранную методику.

3. Обработать результаты и представить интерпретацию в письменном виде.

Основная литература

1. Елисеев по психологии личности. – СПб.: Питер, 2003. – С.397-434.

2. Глуханюк по психодиагностике. – М., 2003. – С. 151-162.

3. Столин личности.- М..1983.

4. Шевандрин, коррекция и развитие личности. – М., 1999.- С. 298-302.

5. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности.- М.,1987.

6. Шмелев личностных черт. - М.,2000 .

Дополнительная литература

1. , Столин психодиагностика. – СПб.: Речь, 2000.

2. Егорычева направленность подростка и метод ее диагностики// Мир психологии№.1.- с.264-278 (стандартизированное интервью для определения доминирующей личностной направленности)

3. , Рождественский телесности в Я-структуре старшеклассников и содержание их жизненных проектов// Психологический журнал. –2004.- т.25.-№ 2.- с.27-33.

4. Практикум по психодиагностике: диагностика мотивации и саморегуляции. – М., 1990.

Лабораторное занятие № 18

Тема: Диагностика мотивационной сферы личности

Цель: Диагностика мотивации достижения и избегания неудач с помощью опросника А. Мехрабиана.

Задачи:

1. Познакомить студентов с методами диагностики мотивационной сферы личности.

2. Описать требования к проведению теста, особенности количественной обработки полученных результатов.

3. Провести диагностику студентов.

Оборудование

Текст опросника (формы А, Б), бланки фиксации результатов, бланки ответов.

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика классификаций мотивов.

2. Основные теоретические и практические проблемы изучения мотивационной сферы.

3. Особенности методик изучения мотивации.

Порядок выполнения работы

1. Инструктирование студентов.

2. Самостоятельное заполнение листа ответов.

3. Обработка результатов:

Перевести данные по каждому из суждений опросника в баллы с помощью ключей;

Провести интерпретацию полученных результатов.

Задания для самостоятельной работы

7. Собрать данные со всей группы и проранжировать их.

8. Определить суммарные баллы, соответствующие трем уровням выраженности: высокому, среднему, низкому.

9. Дать интерпретацию индивидуальным результатам в соответствии с содержанием понятия «мотивация достижения».

Основная литература

1. , Морозов -справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999.

2. Глуханюк по психодиагностике. – М., 2003. – С. 131 – 140.

3. Корнилова конструкты и психологическая реальность в индексах мотивации опросника Эдвардса// Вопросы психологии.- 1997.- № 1.- с.63-74.

4. Рабочая книга практического психолога /Под ред. , . – М., 2001.

5. Рогов книга практического психолога. – М., 1995.- С.201-205.

Дополнительная литература

1. Афанасьева Н. Тест мотивации достижений детей 9-11 лет// Школьный психолог - 2001.-№22. (книга в газзете).

2. Братченко коммуникативной направленности//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 3.- спроективная методика).

3. Егорычева направленность подростка и метод ее диагностики// Мир психологии. – 1999.- №.1.- с.264-278 .

4. Шевандрин, коррекция и развитие личности. – М., 1999.- С. 199-203.

Лабораторные занятия № 19-21

Тема: Диагностика мотивационной сферы личности при помощи проективных методик

Цель : знакомство и практическая работа студентов с проективными методиками.

Задачи:

1. Ознакомить студентов с методиками:

Тест фрустрации С. Розенцвейга;

Тест Л. Сонди;

Тест М. Люшера;

Тест Г. Роршаха;

Тематический апперцепционный тест (ТАТ).

2. Дать представление о практических проблемах использования проективных методик.

3. Провести тестирование студентов и обработку полученных результатов по методике ТАТ.

Вопросы для обсуждения

1. Цели использования проективных методик.

2. Достоинства и недостатки проективных методик.

3. Общая характеристика наиболее популярных проективных методик.

Задания для самостоятельной работы
Основная литература

1. Альманах психологических тестов. – М.,1995.

2. Блейхер патопсихология. – Ташкент, 1976.

3. , Савченко (психодиагностический инструментарий и его применение в условиях социальных служб).- Киев, 1995.

4. Бодалев психодиагностика. - СПб.: Речь, 2000.

5. Основы психодиагностики /Под ред. .- М.,1996.

6. Соколова методы исследования личности.- М.,1980.

Дополнительная литература

1. Данилова тест «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга.- М.,1992.

2. Решетников О. Тот самый Люшер// Школьный психолог.-2003.-№ 25-26. – с.23.

3. Рыжов исследования способов преодоления внутреннего конфликта с помощью теста тематической апперцепции (ТАТ)//Семейная психология и психотерапия№ 3.- с.85-89.

4. Собчик Л. Рисованный апперцептивный тест// Школьный психолог№19.- с.8-9.

Лабораторные занятия № 22-23

Тема: Рисуночные тесты в психодиагностике

Цель : знакомство и практическая работа студентов с рисуночными тестами.

Задачи:

1. Ознакомить студентов с методиками диагностики личности и межличностных отношений:

Тест Коха «Дерево»;

- «Несуществующее животное»;

- «Рисунок семьи»;

- «Человек», «Человек под дождем».

2. Провести тестирование студентов по тесту Коха «Дерево», обработать и проинтерпретировать полученные результаты.

Вопросы для обсуждения

1.Основные этапы развития детского рисунка.

2. Достоинства и недостатки графических проективных методик.

3. Типичные ошибки при интерпретации детских рисунков.

Задания для самостоятельной работы

Основная литература

1. Мира - и – Лопес Е. Графическая методика исследования личности. – СПб.,2002.

2. Рогов книга практического психолога в образовании. – М., 1990.

3. , Потемкина методы в психологической диагностике. – М.,1992.

4. Семаго Н. Детский рисунок. Этапы развития и качественная оценка// Школьный психолог.-2003.-№ 35.- С.9-16.

5. Степанов С. Тест «Нарисуй человека» как метод диагностики интеллекта// Школьный психолог№ 46 (книга в газете).

Дополнительная литература

1. Ахутина Т., Меликян З. Копирование перспективного рисунка (Диагностическая проба для старших дошкольников)// Школьный психолог№16.- с.8-9.

2. Баранова О. Рисунок семьи. Диагностика межличностных отношений детей в семье// Школьный психолог№ 29. (книга в газете).

3. Батов анализ детского рисунка на тему Чернобыльской аварии// Вопросы психологии№ 1.- с.33-44.

4. Жуковский И. Тест «Несуществующее животное»// Школьный психолог№ 26. (книга в газете).

5. Лебедева Л., Лебедева О. Жила-была рябина…диагностический потенциал детских рисунков в арт-терапии// Школьный психолог№ 32,33.

6. Степанов С. О чем говорят рога и клыки?// Школьный психолог.-2001.- № 18. (книга в газете)

7. Юринова Н. Человек под дождем. Графическая психодиагностическая методика// Школьный психолог№33. – с.8-9.

1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Основная литература

1. Анастази А. Дифференциальная психология. - М., 2001.

2. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / Под ред. , . – М., 1982

3. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб., 2001.

4. Ануфриев диагноз: система основных понятий. – М., 1995.

5. Асмолов как предмет психологического исследования. – М., 1984

6. Белый Роршаха. Практика и теория. – СПб., 1992

7. Березин многопрофильного исследования личности (в клинической медицине и психогигиене) / , . – М., 1976.

8. Блейхер диагностика / , . – Киев, 1986

9. Блейхер диагностика интеллекта и личности / , . – Киев, 1979.

10. Бом Э. Руководство по психодиагностике. – М., 1977.

11. Бурлачук личности. – Киев, 1989.

12. Бурлачук в проективную психологию. – Киев, 1997.

13. Бурлачук -справочник по психодиагностике / , . – СПб., 1999.

14. Бурлачук жизненных ситуаций: Учеб. Пособие / , . – М., 1998.

15. Бурлачук (психодиагностический инструментарий и его применение в условиях социальных служб) / , . – Киев, 1995.

16. , Цукерман обследование младших школьников. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

17. Волков социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. – Л., 1972.

18. Выготский развития и педологическая клиника трудного детства //Собрание сочинений в 6-ти т. т.5. /Гл. ред. ; АПН СССР. – М.: Педагогика, 1983.

1. Гайда тестирование / , . – М., 1982.

2. Гласс Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли. – М., 1976.

3. Головина методы в современной психологии: статус, разработка, применение / , . – М.,1995.

4. Гуревич дифференциальной психологии. – М., 1998.

5. Гуревич диагностика. – М., 1981.

6. Дворщенко личностных акцентуаций. – СПб., 2002.

7. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. - Ростов н/ Д: «Феникс», 20с.

8. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учебн. пособие /, и др.; Под. ред. , . - Мн.,1997. - С. 228-232.

9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста/Под ред. , . Вып.1,2.- М.,1996.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png