Министр образования Ливанов, выступая на форуме «Стратегические направления развития воспитания в системе образования Омской области», заявил , что педагогическому сообществу, профильным министерствам и ведомствам предстоит в ближайшее время сделать все возможное для обеспечения единства образовательного пространства в России.

Для обеспечения единства образовательного пространства существуют ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты на каждом уровне образования. Напомним, что современные ФГОС утверждают вариативность программ и не закрепляют никакого объема знаний, которые нужно усвоить ученику. Содержание описано общими словами и, хотя этот объем должен обеспечивать возможность продолжения образования на следующем уровне, в стандарте следующего уровня тоже никакого конкретного содержания по учебным предметам не прописано. Это значит, что стандарт не может обеспечить единый уровень знаний по конкретным учебным предметам. По одному и тому же предмету на одном и том же уровне образования где-то могут дать больше, где-то меньше. Насколько больше или меньше? Как захочет (сможет) школа, как захочет (сможет) получить ученик.

Какое единство может обеспечить стандарт, не содержащий конкретики? Министр выразился четко: « Единство – это не единообразие, а разнообразие практик, обмен опытом ». Вот такое у нас будет единство – везде на нашем образовательном пространстве России объем полученных знаний не будет иметь значения. Как такое «единство» сможет обеспечить то главное, для чего оно нужно – конвертируемость аттестатов и возможность продолжения образования при смене места жительства – мне лично непонятно.

Зато предельно ясно, что такое «единство» имеет смысл только в случае ненужности дальнейшего образования, фиктивности его продолжения. То есть те силы, что протолкнули такое «единство» образовательного пространства, действуют в духе гитлеризма, ограничивая возможность полноценного образования молодежи. Но в отличие от Гитлера, прямо заявлявшего, что ему нужны примитивные солдаты, эти силы действуют под лицемерной маской заботы об «обеспечении индивидуальных потребностей», подталкивая детей к минимализму

В заключение необходимо отметить, что объем знаний, который должен был усвоить выпускник основной школы (9 кл.), в стандарте 2004 года был закреплен. В стандарте заявлялось: «Основное общее образование – завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям ». Т.е. несмотря на отсутствие обязательности среднего образования, гражданам гарантировалось, что они бесплатно получат достаточный объем знаний для существования в современном обществе. В нынешних стандартах необходимого объема не прописано. А это значит, что хоть сейчас в законе об образовании и прописана обязательность среднего образования, существует реальная опасность получения худшего образования на конечном этапе обязательного образования, чем было раньше. Одной рукой записав обязательность среднего образования, другой рукой это образование на всех уровнях выхолостили.

Юлия Сергеева

Сохранение и укрепление единства образовательного пространства России является одной из основных задач в сфере образования. Об этом в пятницу, 23 октября, заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов на круглом столе по теме «Правовое обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации». За круглым столом для обсуждения проблемы собрались депутаты Государственной думы, члены Совета Федерации, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители органов исполнительной власти, руководители образовательных организаций, представители общественных организаций. Сегодня нет единства в подходах к образованию, с точки зрения лидеров мнений. Поэтому за столом собрались опытные эксперты, каждый из которых представил позицию — даже не свою собственную, а целого сообщества. Прямая трансляция круглого стола шла в сети Интернет на сайте Государственной думы Российской Федерации, потому что число заинтересованных слушателей и зрителей гораздо больше, чем могла вместить небольшая аудитория.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» действует на протяжении трёх лет. Наша страна огромна — 85 регионов, абсолютно разные школы: сельские и городские, гимназии и лицеи, — не учитывать эти особенности нельзя. Именно поэтому закон во многом рамочный, и надо найти объединяющие принципы, чтобы сохранить единое образовательное пространство страны. Главные вопросы, на которые пытались ответить парламентарии: зачем учить? Второй: чему учить? И третий: как учить?

«Укрепление единства образовательного пространства страны является ключевым вопросом в обеспечении как такового единства России, и на решение этой задачи должны быть направлены все необходимые силы и ресурсы. К сожалению, сейчас пока мы этого не видим, и недоработки в этой сфере со стороны того же Министерства образования и науки РФ очень серьёзные и очевидные. У нас есть масса претензий к профильному ведомству по этому направлению работы», — заявил Владимир Бурматов, первый заместитель главы комитета по образованию.

Комитет по образованию Государственной думы системно занимается этой проблемой. Ещё в феврале 2013 года на заседании комитета был рассмотрен вопрос о нормативном, правовом обеспечении, формировании и содержании общего образования. Были проведены парламентские слушания по этой тематике и создана межфракционная рабочая группа, которая занимается этой проблематикой в постоянном режиме. Бурматов отметил, что в обеспечении единства образовательного пространства Российской Федерации ключевую роль играют федеральные государственные образовательные стандарты, к качеству которых неоднократно предъявлялись претензии как со стороны экспертного сообщества, так и со стороны школьной общественности.

Немаловажными для обеспечения единства образовательного пространства России, помимо ФГОСов, являются контрольно-измерительные материалы, с помощью которых проводится аттестация школьников, и концепции преподавания учебных предметов. Понимание решения проблемы есть, но, тем не менее, по словам депутата, ситуация в этой сфере весьма далека от идеальной. Депутат подчеркнул, что существуют серьёзные проблемы с обеспечением школ качественными учебниками — это один из базовых факторов формирования единого образовательного пространства.

«Я считаю, что нужно реализовывать концепцию единых учебников по основным предметам и добиваться того, чтобы они были качественными и общедоступными. К сожалению, мы не видим адекватных усилий в этом направлении со стороны Министерства образования. Наоборот: единого учебника по истории, который уже должен был стоять на полках школьных библиотек, так и не появилось, а по другим предметам ситуация ещё хуже, этим вопросом в Минобре никто не занимается. Пока те, кто отвечает за обеспечение школ учебной литературой, в первую очередь думают о своих прибылях и в последнюю — о детях, а не наоборот, ситуация не нормализуется», — отметил Бурматов. Парламентарии пришли к выводу, что учебно-методический комплект должен включать, помимо учебника, учебные пособия, рабочие тетради для учащихся и электронную форму учебника. Безусловно, нужно предоставить учителю возможность использования и иных дополнительных учебных пособий, таких материалов, как первоисточники, хрестоматии, документы, периодическая печать, научные статьи и так далее.

Выступление продолжила руководитель межфракционной рабочей группы Ирина Викторовна Мануйлова, заместитель председателя комитета по образованию. Она предложила «установить порядок разработки учебников для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учебников для углублённого и расширенного изучения обязательных предметов с условием, что их содержание также будет включать в себя содержание основных или базовых учебников». Такой подход, считает она, позволит избавиться от ненужного многообразия, сохраняя единое образовательное пространство, но вместе с тем даст ту вариативность, которая позволит каждому обучающемуся в зависимости от выбранной программы найти свой, оптимальный для него учебник.

«Для обеспечения единства нам нужно рассмотреть весь комплекс таких инструментов, и туда, на наш взгляд, входит система формирования содержания образования, включающая и ФГОСы, и примерные основные образовательные программы, и программы образовательных организаций. Вторым компонентом будут средства обучения и воспитания, включая учебники и учебные пособия. И, наконец, третьим компонентом будет система комплексной оценки качества образования, включая промежуточную итоговую аттестацию учащихся и разработку контрольно-измерительных материалов. Безусловно, все три составляющие взаимосвязаны между собой. Но ещё раз напомню, что, согласно концепции закона, основополагающим инструментом для формирования содержания образования являются ФГОСы», — подчеркнула она.

Ирина Викторовна обратила внимание присутствующих на то, что «ФГОСы должны обеспечить и преемственность основных образовательных программ, вариативность их содержания, возможность формирования различных программ по сложности и направленности, чтобы учесть образовательные потребности и способности обучающихся, а также обеспечить государственные гарантии уровня и качества образования на основе единых требований к условиям реализации и результатам освоения этих программ». По мнению зампреда комитета по образованию, в самом законе «Об образовании в Российской Федерации» в его сегодняшней редакции допущена избыточная свобода формирования обязательной для всех школ части их образовательной программы, что и создаёт потенциальную угрозу целостности образовательного пространства страны.

Подобную оценку высказывали и депутаты Государственной думы, это звучало в выступлениях известных педагогов. И на сегодня в портфеле комитета есть уже два законопроекта, по сути, имеющие одинаковую концепцию и общую цель — гарантированно обеспечить единство образовательного пространства страны.

«Мы предлагаем включить в стандарт не требования к результатам, как это сегодня звучит, а сами результаты освоения образовательной программы. В этом случае содержание во ФГОСах будет представлено в форме результатов обучения для всей образовательной программы. Сразу хочу оговориться, что межпредметные и личностные результаты есть в действующих стандартах, но сегодня мы больше внимания будем уделять предметным результатам. Потому что именно предметные должны быть сформулированы в форме обязательных (ученик должен научиться) и возможных (ученик получит возможность научиться). И включены, соответственно, во ФГОСы», — подвела итог депутат.

Депутат перечислила группу изменений, которые войдут в стандарты уже в ближайшее время. Во-первых, выделение предметов «Русский язык» и «Литература» в отдельную предметную область — это исполнение поручений президента Российской Федерации. Ещё одно изменение: впервые в Российской Федерации вводится специальное требование для детей с ограниченными возможностями здоровья на уровне подростковой школы, в том числе и предметные результаты обучения. И последняя группа изменений: меняется требование к структуре рабочей программы учебных предметов — она содержательно уменьшается практически в 3,5 раза, а значит, и объём административной нагрузки на учителей уменьшится. Ещё один важный шаг в укреплении единого образовательного пространства: зарождается новый формат документа, который также косвенно будет определять содержание образования в стране, — это предметные концепции. В 2016 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования предусмотрена реализация проекта, который ответит на два главных вопроса: а) определит место предметной концепции в нормативном поле среди регуляторов содержания общего образования и б) даст примерную структуру этой предметной концепции. Те концепции, которые на сегодня разработаны, разноформатные; в 2016 появится национальная рамка для предметной концепции.

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 317-ФЗ)

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

(часть 7 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ)

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Закон РФ «Об образовании» - N 273-ФЗ - регламентирует общественные отношения, появляющиеся в области образования из-за реализации населением права на образование. Обеспечивает государственные гарантии свобод и прав людей в сфере образования и надлежащие условия для реализации права на образование. Определяет правовое положение участников взаимоотношений в рамках образовательной деятельности. Устанавливает экономическую, правовую, организационную базу образования в нашей стране, принципы государственной политики в области образования, правила работы учебной системы и осуществления образовательной деятельности.

17 ноября 2015 г. в Министерстве образования и науки Российской Федерации состоялось заседание межведомственной рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию «Подготовка квалифицированных специалистов для социально-экономического развития регионов». Участники заседания обсудили ключевые вопросы развития единого образовательного пространства на территории России, а также проект концепции стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период. Ректор Университета машиностроения Андрей Николаенко является заместителем руководителя межведомственной рабочей группы.

Со вступительным словом к участникам обратился член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководитель рабочей группы Николай Булаев, обозначив актуальные проблемы развития общего образования в России.

С основным докладом на заседании выступила первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк. По ее словам, ключевыми инструментами формирования единства образовательного пространства в нашей стране являются федеральные государственные образовательные стандарты и примерные образовательные программы по важнейшим предметным областям: именно в них заложены требования и механизмы, которые обеспечивают реализацию норм закона об образовании и достижение качественных образовательных результатов.

Говоря о ФГОС, Наталья Третьяк подчеркнула необходимость их дальнейшего развития. В частности, по ее словам, на сегодня очевидна потребность более четко фиксировать в них требования к полученным учеником компетенциям, которые должны быть не только предметными, но и личностными: в процессе получения общего образования происходит формирование не только знаний и навыков, но и личности гражданина нашей многонациональной страны.

Участники заседания - представители образовательного сообщества - отметили необходимость дальнейшего конструктивного обсуждения основных проблем и перспектив развития единого образовательного пространства России как на федеральном уровне, так и на уровне регионов и муниципальных образований.

Обсуждались также меры поддержки учителей, вопросы обеспечения доступности образования для всех категорий граждан России, материально-технологическое оснащение школ и единые стандарты аттестации.

Вторая часть заседания межведомственной рабочей группы была посвящена стратегии научно-технологического развития России на долгосрочный период. Выступающие, в том числе академик РАН и заведующий кафедрой Московского авиационного института Михаил Погосян, ректор Южного федерального университета Марина Боровская, ректор Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Сергей Донич и ректор Севастопольского государственного университета Валерий Кошкин отметили, что устойчивое технологическое развитие страны может быть обеспечено через развитие человеческого потенциала. Приоритетные направления развития образования должны обеспечивать решение соответствующих задач с учетом того, что сегодня приходится констатировать наличие разрыва между направлениями развития экономики страны и направлениями научно-исследовательской работы.

Подводя итоги заседания, руководитель межведомственной рабочей группы Николай Булаев отметил, что сегодня само понятие единого образовательного пространства необходимо четко сформулировать и зафиксировать в законе для четкого понимания целей и задач, стоящих перед общим образованием. По его словам, единое образовательное пространство России - это в первую очередь единство возможностей доступа к качественному и вариативному образованию. Необходимы совместные усилия образовательных организаций, органов государственной власти и всего профессионального сообщества для повышения качества российского образования.

1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

Комментарий к Ст. 3 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку аналогичные положения содержались в ст. 1 Закона N 3266-1. Между тем название указанной статьи ограничивалось лишь указанием на "принципы государственной политики", в то время как комментируемая статья 3 Закона Об образовании России именуется как "Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования". Эта статья призвана играть ключевую роль в содержании комментируемой главы. Часть 1 статьи содержит собственно перечень обозначенных принципов. Первый - это признание приоритетности образования. Очевидно, по мысли авторов Закона, право на образование должно занимать первое место в числе прав и свобод человека и пользоваться преимущественным правом на обеспечение. На наш взгляд, это не верно как в теоретическом, так и в практическом смысле. С точки зрения теории права приоритетом для человека обладают личные права человека, поскольку в отсутствии адекватного обеспечения их реализации все остальные права не имеют никакого смысла. Например, если в стране и обществе не защищено право человека на жизнь (ст. 20 Конституции), ни о каком адекватном обеспечении иных прав человека не может быть и речи. Что касается практической составляющей обеспечения этого права, то его финансирование по остаточному принципу, в десятки раз меньшее, чем процент от ВВП, выделяемый на образование в лучшие годы существования Советской власти, не подтверждает фактического выполнения этого принципа.

А вот второй принцип может быть поддержан. Он запрещает дискриминацию в сфере образования (п. 2). На наш взгляд, это означает неукоснительное обеспечение конституционного права каждого на образование и ответственность родителей за получение образования их несовершеннолетними детьми. Механизм реализации этого принципа, помимо настоящего Закона, заложен ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ . Несмотря на незначительный штраф, налагаемый этой нормой на виновное лицо,*(12) сам факт установления такой ответственности показателен.

Во исполнение ст. 2 Конституции РФ о приоритете прав и свобод человека и гражданина третьим принципом государственной политики в области образования комментируемой статьёй объявлен гуманистический характер образования, приоритет защиты жизни и здоровья, прав и свобод человека. Учитывая поликультурный и многонациональный характер российского общества, Закон устанавливает принцип сочетания единства образовательного пространства с защитой и развитием национальных культур, культурных традиций и интеграцией России в мировое образовательное пространство.

Логичным продолжением названного выше выступает 4-й принцип - единства образовательного пространства. Очевидно, он означает, что вся территория Российской Федерации (включая заполярные территории, военные базы, городки, территории посольств и консульств и иные расположенные за пределами России объекты, находящиеся под её юрисдикцией, включая морские и иные суда) образует единое образовательное пространство, на которое распространяется (что очевидно), но и в которых реализуется комментируемый Федеральный закон, а также действуют иные, вытекающие из него, подзаконные акты. Иными словами, каждому гражданину Российской Федерации, где бы он не находился, должна быть обеспечена адекватная его потребностям и возможностями реализация права на образование. Более подробно этот вопрос урегулирован нормами гл. 11 настоящего Закона (подробнее см. комментарий).

Необходимо отметить, что наряду с единством образовательного пространства при реализации этого принципа должны учитываться этнокультурные традиции народов Российского многонационального государства.

Учитывая нарастающие процессы интеграции России в мировое образовательное пространство, а также свободное перемещение обучаемых и научных кадров в другие государства, пятым принципом комментируемой статьёй 3 Закона Об образовании в Российской Федерации заявлен принцип создания благоприятных условий для интеграции системы образования России с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе (п. 5). Попутно заметим, что эта интеграция зачастую проводится в ущерб сохранению национальных образовательных традиций нашей страны и без учёта накопленного ею положительного опыта, накопленного за многие столетия, чем в немалой степени способствует содержание комментируемого Закона.

В последнее время в России остро стоит вопрос обеспечения свободы совести с учётом тяготения отдельных граждан к религиозной жизни и религиозному образованию. Закон в целом не препятствует этому, однако соответствии со ст. 28 Конституции России , становится на защиту светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных организациях (п. 6 ст. 3). Очевидно, он не отрицает возможности создания частных религиозных образовательных учебных заведений.

Одним из принципов демократического государства и общества является свобода в выборе убеждений и поведения его граждан (п. 7). Применительно к сфере образования речь в комментируемом Законе идёт о свободе выбора обучаемыми форм получения образования и форм обучения в пределах, предоставляемых системой образования. Не забывают авторы Закона и об обеспечении такого конституционного права человека, как свобода преподавания (ч. ст. 44 Основного закона РФ). В рамках реализации этого права педагогическим работникам предоставляется свобода в выборе форм обучения, а также методов обучения и воспитания. Однако, поскольку последняя свобода конституционно не закреплена, очевидно, выбор этих методов педагогами должен осуществляться в рамках настоящего и иных действующих Федеральных законов.

Также важным принципом современного образования является его непрерывность (п. 8). Закон гарантирует его получение на протяжении всей жизни, но с учётом индивидуальных способностей и потребностей человека.

Одним из главных принципов деятельности учебных заведений Западной Европы, Северной Америки и других цивилизованных государств на протяжении столетий является так называемая "университетская автономия". В условиях глобализации и интеграции мирового образовательного пространства, комментируемый Закон впервые в истории нашего государства гарантирует принцип автономии образовательных организаций (п. 9) в сочетании с академическими правами и свободами педагогических работников и обучающихся (подробнее см. комментарий к гл. 4 и 5 Закона). Одним из проявлений действия этого принципа выступают закреплённые ниже принципы демократического характера управления образованием; государственно-общественного его характера; привлечения к управлению им обучающихся и их родителей (законных представителей); равенства прав и свобод участников отношений в сфере образования; а также принцип сочетания государственного и договорного регулирования отношений в этой сфере (п. 10-12 комментируемой статьи).

Часть 2 комментируемой статьи 3 устанавливает обязанность Правительства России ежегодно предоставлять Федеральному Собранию Российской Федерации, а также публиковать в сети "Интернет" его доклад. На наш взгляд, комментируемая норма весьма далека от совершенства. Во-первых, в ней не чётко указан предмет доклада: "о реализации государственной политики в сфере образования". Поскольку в соответствии с п. "в" ст. 114 Конституции Российской Федерации выработка такой политики и так возложена на Правительство России, у него есть большой соблазн выработки такой политики, о которой можно отчитаться, а не такой, которая необходима российскому обществу.

Во-вторых, предоставление отчёта, очевидно, предполагается в письменном виде, поскольку Конституция России не предусматривает возможности совместного заседания Палат парламента для его заслушивания. В этом случае депутаты и сенаторы лишены возможности прямого диалога с Правительством и даже возможности задать вопрос его Председателю по содержанию доклада. В-третьих, комментируемая норма не устанавливает формы реагирования Парламента на представленный доклад. В силу этого он превращается в формальность, не имеющую практического смысла.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png