Вера издавна была основой не только для отдельно взятого человека, но и для его рода. Она объединяла семьи, давала им силы преодолеть жизненные испытания. Сегодня все больше людей признаются, что для них православная семья – идеал жизни.

После Великой Октябрьской Социалистической революции православие подвергалось чудовищным гонениям: уничтожались церкви, священники, осквернялись святыни. Однако народ выстоял и сохранил веру, и сегодня, во времена нового упадка нравственных ценностей, люди идут в церковь, читают духовную литературу, приводят детей в воскресные школы и православные гимназии, чтобы получить самим и дать юному поколению понимание праведной жизни.

Мужчина в православной семье

Согласно Библии, православная семья начинается с мужчины и женщины, осознанно и ответственно подошедших к ее созданию. Традиционно роль мужчины – ведущая. Согласно Новому Завету, он для жены, как «Господь для Церкви». Это значит, ему нужно научиться любить и прощать, быть искренним, заботиться о жене. При этом именно муж несет за это моральную ответственность перед Богом.

Как Бог терпелив и мудр по отношению к своим чадам, так и муж не должен проявлять гнев по отношению к супруге, оскорблять ее и унижать. Он должен помнить, что в своей семье он глава, но над ним есть высшая сила – Бог. Именно его отношением к людям, неразумным и неблагодарным, он должен измерять свои поступки и отношение к близким. Кому дано много власти, с того строже и спросится!

Нравственность женщин и детей во многом определяется позицией мужчины. Если он неравнодушен к спиртному, то дети уже в зоне риска: пример отца может быть заразительным. Замечено, что у курящих мужей зачастую курят и жены, а это непоправимый вред здоровью будущих детей.

В создании православной семьи огромная роль отведена и женщине. Если муж для жены, как «Господь для Церкви», то она для него, словно «Церковь для Господа». Это значит, что она должна быть готова, однажды принеся клятву верности перед алтарем, следовать за ним через все жизненные трудности и невзгоды. Трогательный обряд венчания объединяет любящие сердца бессрочно, «пока смерть не разлучит».

Одна из библейских заповедей гласит «да убоится жена мужа своего». О чем она? Есть интересная трактовка. Страх может быть разным. Например, боязнь насилия, наказания. Или страх потерять материальное благополучие. Но есть еще страх потерять любимого человека, желание всегда быть рядом с ним. В православной семье страх жены – это тот самый страх «за мужа своего», боязнь его утраты, поскольку православные основы семьи – Вера, Надежда, Любовь.

Может ли «жена властвовать над мужем»? Может, но это противоестественно. Это происходит в том случае, если муж безответственный и добровольно слагает с себя обязанности. В этом случае женщина взваливает их на свои плечи, но при этом она не может полноценно исполнять свою социальную роль – быть матерью, воспитательницей своим детям, прививать им уважение к отцу и поддерживать в них православные ценности.

Но и «безмолвной рабой» женщина быть не должна, ведь ее миссия – «чадородие», которого лишены мужчины. Если нужно защитить детей или проявить настойчивость в воспитании, слово матери должно прозвучать и быть услышано.

Дети в православной семье

В православных семьях детям отводится ключевая роль. Они скрепляют союз родителей, становятся их гордостью, поддержкой в старости, продолжателями рода. Не зря в старину говорили, что «мальчики – это Божье благословение». Считалось, что женщина «спасется чадородием», поэтому детей было много. И сегодня православные семьи придерживаются правила: рожать, «сколько Бог даст».

Воспитание строится на библейских заповедях. Детей учат быть справедливыми, любить Бога, с пониманием относиться к людям, прививают им чувство сострадания. Одной из ценностей является уважение к родителям, своему народу, умение быть благодарными, не совершать противоправных поступков.

С ранних лет ребята обретают в образе Бога мощную моральную опору, которая поддерживается православными традициями, общением с духовником и родителями.

Коммунисты пытались это сделать. Я напомню из истории нашего государства, что после революции во время военного коммунизма создавали так называемые коммуны, чтобы мужья и жены общие, кто родится от них — все общее, и таким образом общим скопом воспитывать детей, народившихся в результате общего скопа. Попробовали так жить, но эти коммуны просуществовали недолго, потому что люди так не могут. Все-таки есть любовь, привязанность к человеку, которого ты любишь и не хочешь ни с кем делить, ни с какой коммуной, ни с каким скопом. Таково благословение Божие. Мы люди, а люди всегда будут стремиться к идеальному браку, даже при кончине мира. Хотя институт семьи, вы видите, разрушается. Идет пропаганда однополых браков, гражданского брака. Все это делается для того, чтобы было управляемое общество, управляемая коммуна без корней и без преемственности. Но мы с вами должны идти против течения, т. е. беречь саму ценность семьи. У нас особо почитаются Петр и Февронья как небесные покровители брака и семьи. Не будем смотреть по сторонам, а будем сами стремиться к тому, чтобы у нас были благополучные браки, благополучные семьи. Так Богом устроено. Через супружеский союз муж и жена могут познать любовь Божию к человеку, познать, что такое жертва Бога для человека. Т. е. супружеский союз призван для того, чтобы многие тайны отношений между Богом и человеком в этом союзе открылись. Чтобы человек проявил самые лучшие свои качества, переборол страсти, чтобы они перегорели и в нем возросли добродетели, необходимые для Царствия Небесного.

А существуют ли общие правила для построения семейной жизни?

Общие правила для семейной жизни? Священное Писание, Святое Евангелие полностью отвечает на все вопросы. В разных семьях все по-своему происходит, но такая общая концепция есть, ее можно попробовать сформулировать. В семье часто бывает очень непросто. И в первую очередь надо учиться доверять Богу, промыслу Божию. Мы недооцениваем роль молитвы, но все-таки надо молиться и просить Бога, чтобы Он помог. Не психовать, не нервозничать, а учиться Богу доверять во всем, а Господь каждую судьбу решает в свое время, тогда, когда надо, и соответствующим образом. Не всегда бывает, что Он решает судьбы счастливым образом, иногда Он подает очень трудные отношения в семье, в результате которых муж и жена обретают спасение. Поэтому у Бога для каждого человека определен особый путь.

Например, у нас в приходе есть одна семья: они поженились, ребеночка родили, а он родился с пороком сердца. Думали одно, а в жизни развернулось по-другому. Ребеночку за первый год жизни сделали 3 сложнейшие операции на сердце. Счастливый у них брак или несчастливый? Он счастливый, но счастливый по-своему. Это опыт их жизни, Господь им этот путь предназначил.

В жизни почти каждой семьи кто-то предает, кто-то изменяет, кто-то уходит, и нельзя сказать, счастливый или несчастливый брак. Мы это так трактуем: у каждого свой опыт, и каждый его проходит по-своему. Надо очень доверять Богу, не роптать на Него и знать, что Господь все устроит в свое время наилучшим образом для спасения души.

Если у молодого человека есть понятие о семье, об укладе, но он невоцерковленный, можно за него выйти замуж?

Если все при нем, но он пока невоцерковленный, так воцерковится в свое время. Но надо, чтобы он был человеком верующим и старался жить по Заповедям Божиим, соблюдать их. Пусть он звезд с неба не хватает, но он, по крайней мере, должен быть порядочным человеком. И должен быть именно настроен на создание семьи — тогда вы будете счастливой семейной парой.

Как выжить мужчине в век активной эмансипации?

Надо просто быть мужчиной, и все. Какая бы женщина ни была эмансипированная, если ей в встретится настоящий мужчина, она полюбит его и забудет о всех эмансипационных правилах. Она вспомнит, что она женщина и захочет быть женщиной и пойдет за этим мужчиной куда угодно.

Что если кто-то из супругов из полной семьи, где мама главенствует?

Как правило, такие браки долго не держатся. Вот если девочки приходят из семей, где мама главенствовала, после 3-5 лет их собственные семьи распадаются или в них складываются очень сложные отношения. А чаще и до женитьбы дело не доходит. Но раз уж семья состоялась, за нее надо бороться. Муж и жена должны проявлять особую мудрость, молиться об укреплении семьи. Если они верующие, они с Божией помощью могут преодолеть проблему и у них будет хорошая крепкая семья, а дальше они уже заложат фундамент нормального рода. Но если они не будут трудиться над собой, то такой брак практически наверняка развалится.

Как строить жизнь с человеком, если он по дому сам почти ничего не умеет делать? Говорит, что и с ремонтом сам не справится, денег у него нет. Чувствую, что все перекладывается на мои плечи. Я в такой ситуации не защищена. Хочу быть женщиной. Человек хороший, живет по Заповедям, но ничего не умеет и ничего не хочет делать…

Этот человек не готов к семейной жизни. И как бы он ни был приятен, как бы ни соблюдал Заповеди Божии, если он не готов к тому, чтобы создать семью, то создать семью с ним невозможно. В семье с ним женщина будет чувствовать себя несчастной. Если человек ничего не умеет делать, но может нанять кого-то сделать тот же ремонт, или кого-то попросить, пригласить, то это другое дело. Тогда он как глава семьи может организовать семейную жизнь. Жена одета, ребенок накормлен, в доме двери и ручки не отваливаются, пол не проваливается — значит все в порядке. А если все на уровне высоких слов, жизнь семейную создать невозможно, это бесперспективные отношения. Мужчина должен быть мужчиной в семье, а женщина — женщиной. Даже если они знают Заповеди Божии, это не гарант того, что будет создана семья.

Вы же ставите цель создать семью, а не богословские разговоры? Вам же хочется быть женой и матерью? А он будет лежать на диване и вам читать Иоанна Златоустого, а вы в это время будете стирать, мыть, еще думать, где бы заработать денежку… Такая вот неправда получается. Если муж не готов отвечать за жену, за семью, он вынуждает жену становиться на его место: обеспечивать дом, содержать семью, детей и т. д. Бывают, конечно, такие ситуации, когда муж, лишившись работы, меняется с женой местами — она деньги зарабатывает, а он хозяйство ведет. Или муж обанкротился, а у жены есть денежка — и так бывает. Бывает, что супруги меняются ролями в семье, но это имеет временный характер, как исключение происходит, в силу жизненных обстоятельств, это не есть норма.

Какова модель финансового управления в семье православного христианина?

Оптимальна совместная финансовая модель, т. е. взаимное доверие. Все должно быть прозрачно в отношениях и не должно быть никаких финансовых кубышек, заначек, которые спрятаны друг от друга. Есть семейный котел, в который складываются общие деньги на месяц. Муж и жена должны перво-наперво рассчитать обязательные траты: на коммунальные услуги, на питание. Лучше, когда домашнее хозяйство ведет жена. Вместе распланировали, рассчитали — и она может разложить деньги по конвертикам, в соответствии с теми тратами, которые предстоят в течение месяца, и будет спокойно управлять хозяйством. Если муж будет контролировать каждую копейку, в семье будет нервная атмосфера. Куда это годится — жене надо идти в магазин или платить за квартиру, а деньги у мужа в кошельке.

Могут быть излишки, которые супруги не посчитали нужным вкладывать в бюджет на месяц, а на семейном совете определили как накопления на отпуск, ремонт, машину — они будут отдельно. И какие-то небольшие суммы должны быть у супругов на частные нужды, на мелкие расходы.

Если муж стратегически не докладывает в общий котел какую-то сумму на месяц, жена должна знать, по какой причине он делает это: допустим, ему необходимо в следующем месяце купить ботинки или ей сапоги и т. д. А еще муж может класть в общий котел деньги порциями, чтобы жена сразу все не потратила — бывают расточительные жены. Впрочем, бывают и расточительные мужья. И супруги должны обсуждать в открытую все свои финансовые дела, чтобы между ними царила атмосфера взаимного доверия и не копились взаимные претензии.

Прот. Сергий Филимонов

Другие материалы

З дравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

С овременная семья – это союз мужчины и женщины, у которых рождается один, максимум два ребенка. В современной семье живет множество сложных и, порой, неразрешимых проблем. Вместо любви и взаимных уступок процветает эгоизм и нетерпение…

П равославная семья – это благословенный Богом союз мужчины и женщины, которые рождают трех, четырех и более детей. В православной семье неразрешимых проблем — нет. Ибо, построив семью на Заповедях Божьих и Евангельском учении, супруги всегда знают ответы на вопросы, и, прилагая труд, с Божьей помощью, решают различные жизненные задачи. В православной семье живет радость, счастье, настоящая любовь и нежность. Все это является плодом взаимопомощи и самоотверженности.

В нынешней передаче “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, затронута тема православной семьи, где настоятель храма Вознесения Господня г. Кимры Тверской митрополии протоиерей Андрей Лазарев дает ответы на различные семейные вопросы.

Православный сайт «Семья и Вера»

Ведущий Д енис Береснев
Записала Е лена Кузоро
(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Здравствуйте, отец Андрей! Благословите наших телезрителей.

– Добрый вечер, дорогие телезрители! Бог благословит.

– Сегодня тема нашей передачи – «Православная семья: проблемы и пути их решения». Что такое здоровая православная семья и почему таких семей так немного сейчас?

– Как говорится, как Бог благословил: в здоровой православной семье должен быть муж, жена и много детей. И главной целью православной семьи должна быть любовь, служение любимым людям: любимому мужу, любимой жене и любимым детям. И образец этой православной семьи перед нами (показывает на заставку, где изображена царская семья Николая II).

– Сколько детей должно быть в здоровой семье?

– Не меньше трех, наверное. Когда меньше, мы начинаем любить не ближних, а себя. Все-таки смысл семейной жизни – это любовь не к себе, а именно к своим ближним, к тем, кто дарован тебе судьбой, кого дал тебе Господь в твоей земной жизни. Православная семья – это общий крест, который дается всем в семье, общесемейный крест, который нужно понести. До семейной жизни у каждого из нас есть свой какой-то крест, свой путь, а когда семья, тогда крест у нас общий.

– Почему именно царская семья является примером православной семьи?

– Потому что мы как раз и видим эту веру, эту любовь, это крестоношение в конце жизненного пути царя Николая, царицы Александры, их детей. И мы видим их на одной Голгофе, на одном кресте: семеро на одном кресте.

– А был выбор у царской семьи? Был ли какой-то другой путь, кроме как Голгофа?

– Мы постоянно перед выбором, и выбор есть, конечно, у каждого из нас, каким путем пойти. Но они сознательно пошли своим путем и вошли в Царство Небесное.

– То есть это пример жертвенной любви?

– А жертвенная любовь возникает уже в созданной семье, то есть ее нужно воспитать? Либо она возникает до создания семьи? Как это происходит?

– К такой любви нужно готовиться, нужно воспитаться; опять же в полноценной православной семье все это дается, в большой православной семье, где есть старшие, младшие, особое отношение к отцу, матери, к старшим, младшим братьям и сестрам. Все воспитывается от рождения. Человек рождается в большой семье, и он уже знает свое место, свою ответственность. Живя в этой семье, человек получает правильное воспитание для того, чтобы быть готовым потом явить эту любовь уже в своей семейной жизни.

– Какие главные качества должны воспитываться в человеке, чтобы он был готов создать здоровую православную семью?

– Наши главные христианские ценности. Все нам дано в заповедях Божиих. Наша вера, наш Бог, наша Церковь дают все эти ценности, чтобы создать православную семью.

– Почему так немного здоровых православных семей в современном мире?

– Это последствия тех событий, которые мы теперь вспоминаем, которые произошли тогда, сто лет назад, в 1917 году. Смотрите, в Библии написано, что человек отвечает за грехи своих родителей до четвертого поколения. Четыре поколения – это ровно сто лет. Ровно сто лет назад был 1917 год. Это последствия той великой катастрофы, которая произошла на нашей земле, последствия той трагедии, последствия XX столетия.

Почему нет сейчас полноценных православных семей? Потому что мужчин не стало, во-первых. Это и Первая мировая война, это и гражданская война, а потом сталинский ГУЛАГ, Великая Отечественная война… Ведь лучшие шли защищать свою Родину с оружием в руках, лучшие погибали, полагали свои души за веру, царя и Отечество, а потом за веру, Отечество, своих родных и близких. И этот эксперимент воинствующего атеизма в нашей стране очень дорогой ценой обошелся и до сих пор обходится: мы потеряли почти половину населения. До 1917 года в России проживало примерно 140 миллионов человек; 70 миллионов – наши потери только в первой половине XX столетия. Лучшие мужчины ушли. Женщины оставались хранительницами семейного очага, они растили, воспитывали детей, были заняты, несли свой тяжкий крест. В XX веке это они вымолили наше поколение, наших детей (своих внуков), и благодаря молитвам наших великих русских женщин мы теперь живем, имеем возможность ходить в храмы Русской Православной Церкви. Но вот мужчин не стало.

Потом мы помним Афганистан и очень сложные 90-е годы, когда нас захлестнула волна наркомании, алкоголизма. Об этих проблемах мы тоже будем сегодня говорить. Но если нет мужчины, нет семьи. Наверное, это главная причина: то, что мы теперь имеем последствия 1917 года, ровно четыре поколения назад. В чем спасение? Конечно, в покаянии. Мы об этом хорошо знаем. Кто из нас покаялся за то, что произошло тогда, хотя мы в прямом смысле не причастны к этой катастрофе? Но как жили мы в середине XX столетия, в кого верили, кому поклонялись? Кого мы тогда слушали? Вот в чем должно быть наше покаяние и спасение, конечно, тоже.

– Каждый современный человек, живущий спустя сто лет после той трагедии, должен, как я понимаю, принести личное покаяние? Или как он должен покаяться в тех событиях, к которым он не был лично причастен? Каким образом происходит покаяние?

– Мы имеем возможность попросить у Бога прощения за тех, кого нет теперь с нами в этой земной жизни, что мы, собственно, и делаем, совершая заупокойные богослужения. «Господи, прости им, не ведали, что творили, наши прапрадеды, наши прадеды, наши деды».

– Молиться за своих предков?

– Молиться, конечно, за своих предков.

– Это и будет как раз покаянием?

– Это и будет покаяние, не повторять их ошибки.

– Если создание православной семьи зависит от мужчины, то какова роль мужчины и какова роль женщины в семье?

– Мужчина должен быть мужественным прежде всего, а не женственным, какими мы сейчас видим многих мужчин. Мужчина должен быть сильный, ответственный, нравственный, должен иметь способность любить свою семью: жену и детей; отвечать за них, взять ответственность не только за себя и свою жизнь, но и за жизнь своей семьи. Мужчинам сложнее, мужчина должен быть в семье, но у него должно еще быть и любимое дело, которое бы приносило доход, обеспечивающий благополучие семьи. А женщинам проще, женщина создана только для любви: любить мужа, своих детей – вот вся женская карьера, собственно говоря. Любить и быть любимой.

– Когда говорят, что женщина должна выстраивать карьеру, обязательно посвящать свое время какому-то делу подобно мужчине, – это все изломы?

– Это говорят от недостатка любви. Когда женщина недополучает любовь в своей семье от самых близких людей, она начинает искать себя во внешней жизни. А если женщину любить по-настоящему, ей никакая карьера будет не нужна, она будет счастливой.

Я приведу такой простой пример (я его всегда привожу, когда совершаю таинство Крещения). Вот говорят: смысл жизни – служение Богу и ближним, в этом счастье человека, когда он себя отдает. В какой момент женщина бывает самой-самой счастливой? Когда она рожает ребеночка. Женщина самая счастливая в этот момент, потому что вся ее жизнь посвящается этому ребенку. Вот оно счастье. Оно начинает открываться, потому что тогда человек действительно полностью воплощает в себе образ и подобие Божие. Он являет даже не человеческую, а божественную любовь, то есть он живет не для себя. И поэтому вот оно – это человеческое и неземное даже счастье, когда в семье появляется ребенок. Ребенок преображает, конечно, всю семью, но прежде всего женщину. Он делает женщину счастливой.

– Почему так важно воспитывать мужественность в мальчике и женственность в девочке?

– Конечно, поэтому и должна быть полноценная семья, каких мало сейчас. В основном мамы воспитывают детей, папа отсутствует по известным причинам, мы о них сказали уже. Но женщина не может воспитать воина. Она, конечно, будет и любить, и ухаживать, но вот этого мужества она все-таки не сможет дать своему сыну, поэтому мальчика должен воспитывать в семье отец, а девочку должна воспитывать мама. Тогда будет правильное воспитание. Как воспитывать? Только примером личной жизни, конечно же. Мальчик должен видеть перед собой отца, мужчину, сильного, ответственного, целеустремленного, самое главное – любящего жизнь человека, чтобы научиться этой любви.

– А если семья все-таки неполноценная, то какие есть пути движения к истинным семейным ценностям?

– Это сложно в наше время, но у нас всегда есть выход (имею в виду у православных христиан) – это наша духовная семья. Мы ходим в храм, где можем войти в эту духовную семью и тем самым являть любовь к Богу и своим ближним и получать эту любовь от тех, кто рядом с тобой во Христе, кто сейчас идет по жизни, несет свой крест, заботится о своей душе и молится за своих ближних. Духовная семья – это выход для нас, то есть возможность объединяться в наших духовных семьях. Мы можем помогать чужим детям, можем быть прекрасным примером для чужих детей. И наши мужчины, и наши женщины могут быть примером и для мальчиков, и для девочек. Действительно, это выход для нас, православных.

– Все-таки, наверное, сложно создать крепкую духовную семью на приходе. Расскажите, пожалуйста, об опыте Вашего храма, что Вам удалось сделать на этом поприще?

– Но у нас в храме не только духовная семья, у нас есть еще и лечебная семья: работает Центр помощи наркозависимым, помогающий людям, страдающим алкоголизмом. В нашем центре сейчас много женщин, которым мы помогаем обрести смысл этой земной жизни, обрести утерянную свободу, здоровье, счастье, надежду. И наша семья называется «Терапевтическое сообщество». Терапевтическое – значит лечебное, а сообщество – значит семья. И у наших воспитанников есть уникальнейшая возможность, получая профессиональную помощь в очень непростой программе, проходя лечение, еще получить самую главную помощь, которую мы все в свое время недополучили, – прожить в большой семье.

– Именно в большой?

– Да, прожить в большой семье, получить правильное воспитание, которое мы недополучили в свое время. Потому что все, конечно, из семей, где было один-два ребенка, где чаще всего воспитывала одна мама, где не было правильного воспитания. Воспитывала улица, компания какая-то. Или, как мы видим сейчас, наших детей воспитывает виртуальный мир. А в нашей лечебной семье действительно можно получить правильное воспитание.

Это уникальная возможность, и мы нашим воспитанникам и воспитанницам об этом постоянно говорим: «Не торопитесь в эту жизнь, из которой вы пришли; у вас есть возможность быть младшими детьми в этой семье, то есть заново родиться в жизнь. У вас есть возможность быть средними, старшими детьми, у вас будет возможность побыть даже родителями в этой семье уже на волонтерском этапе, когда вы будете заканчивать программу, когда будете передавать свой личный опыт тем, кто идет за вами». Вот это главное, наверное, что мы даем на нашем приходе в центре помощи зависимым от наркотиков и алкоголя. Это уникальный опыт семейной жизни: здесь у вас и отец, и мать, и старшие братья и сестры, и младшие. Кого-то нужно и побаиваться немного, кого-то нужно уважать, любить, к кому-то нужно быть снисходительнее, прощать грехи тех, кто идет за вами. Это уникальный, бесценный опыт.

– Почему полноценное воспитание возможно именно в большой семье? В чем минус семьи, где только один ребенок?

– Потому что в такой семье, где один ребенок, все живут ради себя, там почти никакой ответственности нет. Папа живет ради себя, когда ребенок подрастает, мама тоже ради себя; ребенок живет какой-то своей жизнью; там семьи в принципе и нет. Когда нет семьи, о каком воспитании можно говорить? А если семья вообще неполноценная? Чаще всего, если в семье нет отца, нет мужа, о каком полноценном воспитании можно говорить тогда? И ребенка тогда начинает воспитывать не только внешний мир, а еще и виртуальный, который очень опасен, о котором взрослые чаще всего ничего не знают.

Сейчас мы стали уже узнавать, к каким последствиям приводит в последнее время это виртуальное воспитание, к чему мы теперь подошли. Это катастрофа, конечно, и с этим надо что-то делать. Прошли этот путь бездуховности, атеизма, ложных ценностей и целей, которые мы ставили перед собой (жизнь – это удовольствие, возьми от жизни все, жизнь – это наслаждение), а заканчивается все наркотой. Смысл жизни нам дает любовь, не человеческая, а Божественная. И символ этой любви мы все носим на своей груди. Смысл жизни – крестоношение, любовь, но любовь крестная, которую явили наши царственные мученики. Смысл жизни – служение Богу и своим ближним, у каждого на своем месте, куда бы Господь ни определил тебя: будь ты президент, или министр, или священник, учитель, врач или рабочий. Смысл жизни – это не зарабатывание материальных средств, это служение, как говорили в нашем народе до 1917 года: «Положите души свои за веру, царя и Отечество». Вот это крестная любовь.

– Неужели эти вещи утеряны? Неужели виртуальный мир может вытравить то, что было создано многими поколениями?

– Четыре поколения. Первая половина XX столетия – это, наверное, еще плоды той духовности, той великой православной русской культуры, тех традиций. Помните, в 1937 году была перепись населения? Сталин решил посмотреть, есть ли еще вера у русского народа, больше половины населения в анкете не побоялись написать, что они верующие, православные люди. Поэтому и начались тогда эти страшные гонения, началась пятилетка безбожника, которая должна была закончиться в 1942 году, когда должны были быть уничтожены все священнослужители, разрушены все храмы. И, наверное, так бы и произошло, если бы Господь не попустил тогда на нашу землю внешнего врага, остановившего это безумие, эту братоубийственную бойню, это самоубийство, к которому подошел весь наш народ к 40-м годам, к концу первой половины 20-го столетия.

А вторая половина века – новые соблазны, атеизм. Ведь самая страшная сказка, которую могли придумать люди на земле, что человек появился на земле от какого-то животного, был создан не по образу и подобию Божию, что человек не богоподобное существо, а произошел от обезьяны. Это самая страшная сказка, потому что обезьяне никакая ответственность не нужна, а мы об ответственности сегодня говорим. А обезьяне ни Бог не нужен, ни совесть, ни вера, ни Церковь…

– И потомку обезьяны соответственно…

– Не нужны ни история, ни культура, поэтому всё и порушили, веря в эту самую страшную сказку. Я недавно посмотрел один очень интересный график. Оказывается, в мире всего 2% атеистов, неверующих. Это 138 миллионов человек. У нас в России сейчас 140 миллионов. Мне сразу пришла мысль, что это у нас эти 138 миллионов сейчас живут, на нашей территории, поэтому мы с вами так и живем. В мире нет неверующих людей. Атеизм был выведен у нас, отсюда все наши беды, духовная разруха, когда человек ни в кого и ни во что не верит. Если он живет только одним днем, если отрекся в принципе от всех ценностей, даже от самого себя, от своей совести, своей истории, традиций, то опоры нет, корней нет. Где силы брать?

А вот ответ: это возвращение к самим себе, к своим духовным, культурным и историческим корням. Вот наш путь: не на север, не на восток, не на запад, не на юг, как многие думают, что-то там ищут за горизонтом, а вглубь, к своим корням. И там как раз наша сила, наше вдохновение, наша надежда, наши будущие полноценные семьи. Вот пример, вот наши корни, вот они – перед нами (показывает на изображение царской семьи ), вот образец православной семьи. Он не впереди, он сзади, в глубине. Они, конечно, впереди – в Царствии Небесном, они нас там ждут. Если говорить в духовном смысле, конечно, они нас очень опередили. И дай Бог быть нам всем вместе с ними, когда мы пройдем свой путь по этой жизни.

– Справедливо ли будет сказать, что подвиги Великой Отечественной войны, трудовые подвиги в советское время, которые приписываются именно достижению советской идеологии, на самом деле это как бы та самая сила корней, которая еще осталась в людях, то эхо православия, которое было заложено столетиями? Звучит ли это эхо сегодня, после ста лет со дня отречения государя Николая?

– То, что мы есть, – конечно, это чудо, дарованное нам свыше нашим Спасителем молитвами новомучеников и исповедников Российских, и во главе этого сонма новомучеников, конечно, наш царь Николай. Нас бы уже, наверное, и не должно было быть на нашей Русской земле, если бы не молитвы наших новомучеников, если бы не их подвиг, если бы не молитвы наших бабушек (я помню 70–80-е годы), если бы не Сама Царица Небесная, Которая приняла от царя символы царской власти, скипетр и державу… Державная икона Божией Матери была явлена в день отречения царя Николая от престола, это новая святыня на нашей земле. Сама Царица Небесная правит, и Ее молитвами мы спасаемся теперь в наше непростое время.

– Расскажите, пожалуйста, побольше о своем Центре. И как семейные ценности прививаются у вас в Центре?

– У нас есть уникальная возможность прикоснуться к этим ценностям, потому что в Центре программа смешанная. Есть и молодые мужчины, и молодые женщины. И, конечно, правила очень строгие. Непозволительны отношения. Это нарушение правил, но тем не менее все-таки есть возможность воспитать в себе уважение к женщине, к мужчине. И мы сейчас видим результат нашей работы. Женщин мы стали брать совсем недавно, пошли на риск, и отчисления из программы были. Тем не менее эта программа работает. Во всем мире «Терапевтическое сообщество» – это программа для мужчин и женщин, смешанная, поэтому мы не стали отступать от этого и сознательно пошли на трудности. Но эти первые трудности мы преодолели, и у нас сейчас работают выпускницы, замечательные молодые женщины, которые выходят в жизнь, возвращаются к своим семьям, кто-то к родителям, свободные и счастливые. А самое важное, наверное, с верой и надеждой в душе: с верой во Христа и надеждой на Его милость и помощь, надеждой создать полноценную семью в будущей свободной жизни.

– Вы сказали, что у вас проходят реабилитацию женщины, которые приходят к вам с алкогольной зависимостью. Почему происходит такое страшное явление – женский алкоголизм?

– И с алкогольной, и с наркотической зависимостью. Ответ, наверное, мы знаем уже из нашей беседы: настоящих мужчин не стало, мужественных, сильных, ответственных, любящих. Поэтому наши женщины, к сожалению, теряют смысл этой земной жизни. Для женщины смысл жизни в семье, а когда семью не с кем создать, что остается? Раньше, до 1917 года (может быть, немного позднее), если женщина не встречала свою судьбу, она уходила в монастырь. И было много монастырей – и мужских, и женских. Тогда вера была. Сейчас, в наше время, когда вера у людей отсутствует, очень трудно найти смысл жизни для женщины, если нет рядом любимого человека, если нет детей. К сожалению, вот такая катастрофа. Мы видим, что наша страна спивается, что русские женщины спиваются, видим это уже повсеместно. Это происходит незаметно, ведь женский алкоголизм очень незаметен. Когда мы с ним сталкиваемся в жизни, чаще всего бывает поздно помогать: стадия саморазрушения настолько сильная, что действительно такую женщину очень и очень непросто вернуть к жизни. А вот вовремя заметить и помочь женщине – это очень сложно. Поэтому мы на нашей передаче предлагаем помощь. Если у вас есть такие женщины в семье, на работе, близкие, знакомые, пожалуйста, обращайтесь в наш Центр. Чем раньше, тем лучше, конечно же; мы будем помогать, будем спасать наших женщин, попавших в беду из-за этой страшной зависимости, а правильнее сказать – болезни. Алкоголизм – это уже болезнь, которая лечится, но очень и очень сложно.

– И программа реально помогает избавиться от этой зависимости, есть какие-то добрые примеры? Расскажите о них, пожалуйста.

– Да, программа реально помогает, но для нас это не открытие, потому что мы все проходили практическое обучение в одном из лучших европейских центров, мы видели, как эта программа работает, как помогает молодым мужчинам и женщинам. Но приятно то, что у нас появились первые плоды, появились выпускницы уже нашей программы.

– Первые выпускницы, которые создали семьи? Или нет?

– У кого-то уже была семья, у кого-то еще не было, кто-то будет к родителям возвращаться.

– Но все они исцелились от зависимости?

– О полном исцелении, конечно, сложно говорить; может быть, даже неверно и неправильно. Но мы очень надеемся, что они в своей жизни будут оставаться трезвыми, очень в это верим.

– И главное, наверное, потому, что в вашем Центре, помимо терапевтически проверенной профессиональной программы, еще делается акцент на отношения между людьми внутри реабилитационного процесса. То есть, видимо, те самые семейные ценности, о которых мы сегодня говорим, как бы воскресают в людях и дают им стимул к жизни. Скажите, какова роль духовной составляющей в реабилитации?

– Семейные ценности основаны на вере прежде всего. Мы веруем, даем веру в Бога, мы никого не заставляем верить, у нас нет цели воцерковить наших воспитанников, пациентов, но мы предлагаем выбор, говорим: «Вы попробовали жить без Бога, вы теперь здесь, в лучшем случае вы в православном реабилитационном центре, а могли бы быть где-то совсем в другом месте: или на кладбище, или в местах не столь отдаленных за преступления, связанные с потреблением наркотиков, алкоголя. У нас 80% заключенных оказались в тюрьмах потому, что были нетрезвые; или по статьям, связанным с этой нетрезвостью. Попробуйте жить с Богом, вы ничего не потеряете».

Они делают первые шаги в своей духовной жизни, приходят к покаянию, на богослужения, исполняют свое молитвенное правило, и им это начинает нравиться, у них открывается душа, им доставляет радость их личный опыт духовной жизни, молитвы, покаяние. Они сами потом начинают готовиться к причастию, мы их к этому не принуждаем, предлагаем: «Попробуй исповедоваться, причаститься». Мы готовим их к таинствам, потому что люди приходят совсем издалека, не имея представления о Православной Церкви, о таинствах нашей Святой Церкви. Чтобы все было осознанно, в свое время. Потому что к встрече с Богом, конечно, нужно готовиться, это великая ответственность (и покаяние, и причащение). Чтобы это было не формально, чтобы они реально почувствовали присутствие Христа в своей жизни, своей душе, в своем сердце. Но к этому нужно готовиться.

Как мы говорим: «Причастие – это Пасха для вас, это воскресение для вас». Но Пасха – это все-таки самый великий праздник, перед ней нужно пройти Великий пост. Какая подготовка у нас к Пасхе! Сколько трудов нужно положить, чтобы Пасха принесла радость о воскресшем Христе! Вот так же и мы готовим их постепенно. И, конечно, пока они в программе, они часто исповедуются. Ну а причащаются каждый большой пост. На Великий пост, наверное, два-три раза каждый причастится. Этого уже тоже достаточно…

– Как бы зерно остается.

– Да, это главная задача. Потому что невольник – не богомольник. Есть и отрицательный опыт, когда человек не готов к этому: ни к покаянию, ни к молитвенному правилу, ни к причащению, у него это вызывает отторжение. Притом он еще болен, должен получить помощь, прийти в себя, а потом уже идти вперед, дальше. Всему свое время. Но другим очень нравится ходить в храм, нравится исповедоваться, к причастию они готовятся, так что слава Богу.

– Хотелось бы Вас попросить привести какие-то, может быть, конкретные примеры того, как люди побеждали свою зависимость, насколько успешно проходили программу реабилитации.

– Для того чтобы вернуться в жизнь, закончить нашу сложную программу (а программа в среднем рассчитана на двенадцать месяцев колоссального духовного, душевного, физического труда), нужно только одно – желание жить. Что не дает? Самые страшные грехи не дают человеку пройти программу и вернуться в жизнь: отчаяние, уныние. Это и приводит к нетрезвой жизни, саморазрушению, к самому страшному греху, как мы говорим нашим воспитанникам, греху самоубийства. Отчаяние, уныние, безысходность, потеря надежды, смысла в этой жизни… Желание жизни, огонечек «я хочу жить, помогите мне воскреснуть, я готов пройти свой путь, готов взять свой крест, готов его нести» – это главное.

– Расскажите, пожалуйста, о тех людях, которые смогли это сделать. Хотя бы один-два примера.

– Это люди разные, они все непохожие…

– Может быть, даже не называя имен. Просто что смогли люди сделать после реабилитации: вернуться в семью, получить образование… Какие у них шаги?

– У каждого свой путь в жизни. Кто-то возвращается к тому, чем занимался, к своей профессии; кто-то будет искать себя на новом поприще, в новой жизни. Но что интересно, если мы говорим о наших выпускницах, то самая главная их цель – создать семью. Семья и дети – это главное. Это, наверное, главный результат. И не просто семью, а православную семью. Потому что православная семья через любые трудности может пройти, через любые испытания, когда вместе. Вот пример этой православной семьи (показывает на заставку) ; с чего мы начали, к тому опять и возвращаемся. И царь Николай, царская семья – с нами, это пример для наших воспитанников и воспитанниц, есть с кого брать пример. Это были простые люди. Конечно, на своем месте, на царском, но это были люди, они не были какие-то небожители, не спустились с неба к нам (как ангелы, например). Это были люди, но какую мощь, какую силу, какую решимость дала им вера, Святая Церковь и любовь к Родине, к родной Русской земле! Это то главное, что мы пытаемся дать нашим ребятам.

– Благословите наших телезрителей.

– Спаси Господи, до новых встреч.

Чем создание православной семьи отличается от заключения обычного, светского, брака? Да, наверно, практически всем. В первую очередь, ‑ пониманием смысла создания православной семьи. Подавляющему большинству современных семья не представляется чем-то сверхсеръезным: не получится в первый раз ‑ ну что ж, попробуем еще. Не останавливает таких «оптимистов» ни наличие общих детей и мысли о том, что им придется жить в неполной семье, ни желание хотя бы попробовать умерить гордыню и начать заново.

У верующих людей подход изначально другой ‑ православный парень и православная девушка, собираясь вступить в брак, понимают, что этот шаг делается один раз в жизни, и относятся к нему с исключительной ответственностью. Безусловно, такой подход не гарантирует 100% супружеское счастье ‑ православные христиане тоже, всего лишь навсего, грешные люди, однако статистика говорит о том, что церковные браки распадаются намного реже, причем, это касается не только православных браков. Православная семья в понимании верующего человека (так и учит нас вера) ‑ малая церковь, и целью ее является воплощение христианской любви. В свою очередь, более чем конкретное определение настоящей любви дал нам апостол Павел: «Любовь долго терпит, милосердствует… не раздражается… любовь все переносит».

Роль жены в православной семье

При создании православной семьи многие православные девушки представляют себя в роли многодетной мамы, жизнь которой полностью концентрируется на муже и детях. На самом деле, это представление не имеет ничего общего с пониманием сути православной семьи в христианстве, и близко к Домострою. Да, упомянутый уже апостол Павел сказал однажды, что жена в православной семье спасется чадородием, но не стоит утрировать эти слова святого апостола. Кроме того, он обращал внимание на то, что женщина спасается чадородием, если и любви и святости с целомудрием. Неверная трактовка слов Павла предполагает, что бездетные женщины по умолчанию отправляются в ад, но ведь это совсем не так. Бог ни в коем случае не создавал женщину как инкубатор ‑ изначальная ее роль предполагала, что она будет парой Адама, причем равноправной: «И будут два одна плоть». Создание православной семьи предполагает именно эту роль женщины ‑ верной подруги и опоры мужа. Это вовсе не принижает роли женщины как матери, речь идет лишь о том, что количество детей не должно становиться самоцелью ‑ каждому по силам.

Есть 100% белый способ привлечь истинную любовь в свою жизнь и восстановить отношения в семье! Действие сильного амулета любви уже проверили на себе многие женщины и мужчины. С его помощью вы не только найдете свою половинку, но и сможете убрать ссоры и негатив в семье, для этого нужно…

Роль церкви в создании православной семьи

В задачи современной православной церкви входит воспитание молодежи таким образом, чтобы они уважали институт православной семьи и понимали его правильно ‑ без перекосов как в сторону религиозного, так и в сторону светского восприятия. Церковь в лице священнослужителей должна готовить православных парней и девушек к созданию православной семьи, следить за тем, чтобы они вступали в него с полным и ясным осознанием того, для чего им это надо. В последнее время рассматривается вопрос о том, чтобы к таинству венчания допускать лишь те пары, которые прошли специальный курс подготовки ‑ так же, как в идеале должны допускать к таинству крещения.

Несмотря на то, что единого «рецепта» по созданию счастливой православной семьи нет, подготовка такого рода заставляла бы задумываться православных девушек и юношей над многими вопросами до, а не

2 февраля на Рождественских чтениях проводился круглый стол на тему «Православная семья и жизнь прихода» под председательством архиепископа Курского и Рыльского Германа.

Владыка Герман подчеркнул, что общество, которое пренебрегает семьей, терпит непоправимый ущерб. Если это происходит в течение продолжительного времени, то рано или поздно такое общество может вообще прекратить свое существование, как это не раз происходило в древних цивилизациях.

Семья, утвержденная Самим Богом, брачный союз – это Божие благословение. Если в семейной жизни муж и жена придерживаются заповедей Божиих и отдают Богу первое место, то в семье будет мир и согласие. Если же Господу не остается места в семье, то союз распадается. Критерием жизни для православной семьи является Слово Божие, оно помогает преодолевать многие трудности и указывает правильный путь созидания и укрепления семейного единства. Семья в православном понимании – малая Церковь. В ней начинается воспитание будущего поколения. То, что дети получат в семье, он пронесут через всю жизнь. Семья – это целый организм, в котором одно поколение наследует другому. Семья, как малая Церковь, представляет собой ячейку Церкви Вселенской, поэтому важно, чтобы она жила церковной жизнью, участвовала в жизни прихода и была с ним непосредственно связана. Перед вступлением в брак супруги получают церковное благословение на совместную жизнь в таинстве Венчания. Весьма важно, чтобы семья имела духовника, к которому необходимо регулярно приходить на исповедь. Однако, церковная жизнь не должна ограничиваться только участием в воскресной Литургии и совместным причащением, хотя это имеет первостепенное значение. Большое значение для воцерковления семьи и воспитания христианских отношений между супругами, а также почтительного отношения детей к своим родителям, имеет организация жизни прихода. В настоящее время очень важно, чтобы приход смог, сумел наладить работу с семьями. Для этого может быть использован весь арсенал средств организации семейных мероприятий: паломнические поездки по святым местам, совместные праздники, спортивные игры, организация семейных лагерей, и многое, многое другое. Но для этого, прежде всего, необходимо, чтобы на приходе был соответствующий христианский дух. По словам владыки, нам необходимо на приходах создавать общинный дух, поддерживать общение, чтобы прихожане не были безликой толпой, которая наполняет храмы в воскресный и праздничные дни и потом расходится, и люди не знают друг друга, не знают проблем друг друга, не знают, какие сложности и трудности есть у прихожан, не знают, кому помочь, не знают, кто болен. Примером служат зарубежные приходы, где после воскресной литургии проводят совместные чаепития и праздничные мероприятия, и это замечательная практика. Это будет новый импульс церковной жизни для православной общины. Для наших приходов это очень важно на фоне непростой демографической ситуации в нашей стране. Владыка констатировал печальный, трагический, страшный факт, что наша страна и народ наш вымирают. К примеру, в одной только Курской области население каждый год сокращается на 30 тыс. человек. Центральные области чернозема запустеют, прежде чем коренным образом изменится политика государства по отношению к селу и своему народу. Для этого нужно также, чтобы приход знал семьи, где много детей, поддерживал их, оказывал помощь.

Протоиерей Владимир Воробьев указал, что на приходе должна быть крепкая община, где зарождались бы молодые семьи, велись общинные дела. «Когда меня поставили на приход, первой моей заботой было создание крепкой общины. Я стал подробно исповедовать приходящих ко мне людей. Следует заметить, что в те времена исповедь в церкви преследовалась, и потому приходилось исповедовать по домам. Бывали времена, когда приходилось исповедовать даже ночью, потому что я не мог отказать людям, которые нуждались во мне. Люди собирались общинами на квартиры и ждали меня. Они готовы были ждать сколько угодно, лишь бы поисповедаться. Потом на приходе причащались, и об этом никто не знал. Именно такая община несет в себе трепет к церковной жизни, которая заповедана нам Господом и апостолами. Это единство, собрание людей во Христе воплощается в общении.

Для многодетной семьи в современных городских условиях не хватает средств, не хватает жилплощади, не хватает помощников. Одной матери в городских условиях протянуть на себе такую семью невозможно, и община помогает. Мы всегда просим, чтобы девушки помогали таким семьям, пока они не замужем и свободны. Помогаем также и денежными средствами, продуктами, проводим разные мероприятия, отправляем детей в лагеря.

Многодетная семья (фото ТАСС)
В общине всегда найдутся люди, которые могут помочь. К примеру, у нас есть прихожанка, по профессии риэлтор. Она занимается обменом-продажей квартир. Наш храм находится в центре. Так получилось, что прихожане при Хрущеве были переселены на окраину, и это означало запустение прихода. С помощью прихожанки мы выкупили квартиры вблизи храма. И теперь у нас уже есть приход из двадцати семей. В каждой семье примерно по десять человек. Получается около двухсот человек, и даже больше. Видите, как много может община! Община может все. В общине есть все нужные люди. У нас есть врачи, так что если кто-то заболеет, у нас своя скорая помощь. У нас есть психологи, учителя, водители и многие другие. Мы помогаем друг другу. И такую общину, такую семью уничтожить и разрушить тяжело, потому что в ней царят жертвенность и взаимопонимание.

В наше время, когда по статистике 90% браков, заключаемых в Загсах, расторгается, укрепление и поддержка семьи со стороны церковной общины просто необходима. От этого зависит судьба нашего народа, судьба нашей страны».

Весьма примечательны были два письма, прочитанные владыкой Кириллом. В одном из писем многодетный отец писал: «У меня с женой четыре ребенка. Когда жена выходила гулять с детьми во двор, на нее поначалу косо смотрели. Думали, что ненормальная. Когда поближе пообщались, удивлялись, приличные, вроде, люди». Далее владыка прочитал другое письмо. Отец шестерых детей Максим пишет: «В детском саду воспитательница даже вызывала нашу бабушку, вынуждала ее убеждать нас, чтобы мы больше не рожали для своего же собственного блага».

Многодетная матушка Ольга Остриевская, прихожанка храма свт. Николая в Кузнецах, рассказала, что у нее в семье восемь детей. Старшей дочери 13 лет. Матушка в храме с юности, и жизнь ее во многом хорошо сложилась благодаря духовному наставнику о. Серафиму.

«Благодаря его мудрости, его отеческой любви и заботе моя семья живет, и муж мой – священник в нашем храме. Мы все здесь чувствуем очень большое внимание и заботу.

Когда я стала матерью, дети тех, кому я помогала, подросли и стали помогать мне. И вот теперь мои дети подросли, а у моих помощников сложились свои семьи. Такая живая связь свидетельствует о жизни естественной. Наши дети живут в своей среде, вместе со мной многодетными стали подруги, с которыми я росла. У моих самых близких подруг семь детей, шесть детей, пять детей. Мы живем в тесном общении, в радости. Дети вместе выросли, учатся. У них есть старшие друзья, братья. Подростки всегда тянутся к старшим, и возрастные трудности легко решаются.

Когда у нас только складывалась семья, и появился первый ребенок, я слушала лекции о. Владимира о том, что ребенок – это ангел в семье. А у меня волосы стояли дыбом – так было трудно, и я думала, то, о чем он говорит, невозможно воспринять! Но, пойдя по этому пути и увидев, что многодетными становятся быстро, я поняла, что каждый ребенок в семье – это источник радости. Перерыв между нашими детьми – два-три года, и наши дети спрашивают: «Мам, ну когда же, когда же появится маленький?» А мой пятилетний сын сказал: «Ты не представляешь, какой же будет последний бедненький!» Я спросила: «Почему?» – «Ну как же, у него не будет маленького!»

Никогда я не видела какого-то уничижительного и презрительного отношения к многодетной семье. Когда я общалась с бездетными, либо имеющими одного ребенка, я всегда чувствовала хорошую зависть. Наверное, в сердце каждой женщины живет нерастраченная любовь, которая может быть задавлена, забита, но… «Какая же вы счастливая! Я бы тоже хотела иметь много детей.

Я бы пожелала каждой женщине найти в себе Богом данное желание иметь большую и счастливую семью».

Георгий Бабаян,

Александр Брагин

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png