К ортодоксальным школам, признающим авторитет Вед, относятся˸ веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным, не признающим авторитета Вед, относят чарваку-локаяту, адживику, ранний буддизм, джайнизм. Такая классификация не совсем научна. Мможно разделить даршаны на философские и парафилософские. К последним примкнут ранний буддизм и джайнизм.

Веданта целиком и полностью признает верховный авторитет Вед и ведийской литературы, в т.ч. и Упанишад, взгляды которых она довела до целостной идеалистической системы; веданта утверждает, что источником высшей истины является полученное избранными людьми сверхъестественное откровение о Боге, сущности мира и смысле жизни; веданта принимает Бога как творца мира; веданта считает первичным духовное в лице атмана-брахмана; веданта верит в посмертное существование души.

Миманса, в отличие от веданты, не признает Бога в качестве творца мира, но во многом близка веданте.

Йога, санкхья, ньяя, вайшешика также не признают Бога-творца. Но, в отличие от мимансы и веданты, эти даршаны строят свое мировоззрение на собственных принципах. Все эти пять даршан верят в жизнь после смерти.

В отличие от всех этих даршан, чарвака-локаята отвергает Веды, не верит в жизнь после смерти, опровергает существование Бога во всех смыслах и строит свое учение на признании первичности материи и вторичности сознания. Это древнеиндийский материализм. Происхождение термина ʼʼчарвакаʼʼ не совсем ясно. Согласно одной версии слово ʼʼчарвакаʼʼ было первоначально именем некоего мудреца, выступившего с материалистическим мировоззрением. Другие думают, что ʼʼчарвакаʼʼ происходит от слова ʼʼчарвʼʼ (есть, жевать), а потому чарваками называли тех, кто проповедовал гедонизм (наслаждение). Третьи производят термин ʼʼчарвакаʼʼ от ʼʼчаруʼʼ (приятный) и ʼʼвакʼʼ (слово), толкуя таким образом чарваку как ʼʼдоходчивое, приятное словоʼʼ. Термин ʼʼлокаятаʼʼ, или ʼʼлокаятикаʼʼ, происходит от ʼʼлокаятанаʼʼ – ʼʼточка зрения обычных людейʼʼ. Этот термин говорит о близости учения чарваков к обыденному сознанию. Философия чарваков – система древнего материализма, в которой связаны онтология, гносеология, этика.

Наиболее поразительный момент в учении чарваков-локаятиков – их теория происхождения сознания. Чарваки вплотную подошли к пониманию того, что сознание – свойство высокоорганизованной материи. Сознание возникает из махабхут, когда они, соединяясь должным образом между собой, образуют живое тело. Сами по себе ваю – воздух, агни – огонь, ап – вода и кшити – земля сознанием не обладают. Однако свойства, первоначально отсутствовавшие в разделенных частях целого, могут появиться как нечто новое при соединении этих частей. Скомбинированные земля, вода, воздух и огонь вызывают появление наделенного сознанием живого тела. Мадхавачарья сообщает о школе чарваков˸ ʼʼВ этой школе признаются 4 элемента˸ земля, вода, огонь, воздух. И именно из этих 4 элементов возникает сознаниеʼʼ. При распадении тела на элементы исчезает и сознание.

ШКОЛЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ШКОЛЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА" 2015, 2017-2018.

Истоки этой школы восходят к скептическим высказываниям о существовании богов в ведических гимнах, к учениям Бхарадваджы, к учению адживиков. Чарваки берут цитаты из ранних Упанишад, наприер из Брихадараньяки. Чарваки – самые яростные последователи учения Брихаспати. Локаята – учение, признающее только этот мир(переводится как «распространенный в этом мире»). Другое название этой школы – чарвака, от глагола «чарв»-глотать, т.к. эта школа «проглотила» такие категории как добродетель, грех, дхарма, бог и т.д, признаваемые другими школами. Локаята считает, что не существует ни бога, ни освобождения, ни дхармы, ни не-дхармы, и нет воздаяния ни за добродетельное поведение, ни за порочное. Прошлое не возвращается, перерождения нет. Отказ от видимого в пользу невидимого чарваки считают глупостью этого мира. По их мнению, то что называется душой, не отделено от тела, растворено в нем. После смерти тела не остается никакого сознания. Нет доказательств существования души отдельно от тела. Нереальны религиозные добродетели и грехи, которых верующие избегают. Первоначала в Чарваке – это 4 элемента(воздух, вода, огонь, земля). Чарваки не признают пятого элемента – эфира. Сознание(атман) возникает только из них, когда элементы распадаются, исчезает и сознание. Тело возникает из земли и других элементов. Единственное средство познания – чувственное познание(пратьякша). Чарваки критиковали веды. 3 веды страдают пороками – лживостью, противоречивостью, многословием. Все ритуалы установлены брахманами для собственного прокормления. Считали, что веды – это болтовня обманщиков, в них нет истины, а также нет никакого высшего божества кроме раджи. Существование раджи является очевидным для мира, он всемогущий. Ад – это страдания, порожденные земными горестями. Нет никакого иного освобождение кроме распада тела. Нет никакой судьбы(адришта). Все в мире совершается в силу внутренней природы(свабхава) самих вещей. Чарваки считали, что смысл жизни человека заключается в чувственных удовольствиях. Во власти человека использовать наибольшее число удовольствий и избежать сопутствующие им страдания. Многие люди следуют только учению чарваков, считая единственной целью жизни богатство и удовольствия и отвергая потусторонний мир. Даршана(школа) чарваков излагается в «Сарва-даршана-самграхе» Саяны Мадхавачарьи.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Ответы на экзаменационные билеты по ИЗФ1 курс, 1 семестр

Билет эволюция гелиопольской теокосмогонии.. билет памятник мемфисской.. билет соотношение понятий джет и нехех в древнеегипетской..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эволюция гелиопольской теокосмогонии
Гелиопольская теокосмогония бога Ра излагается в «Текстах пирамид» и в «Книге познания воссуществований Ра и низвержения Апопа». Ее развитие происходит в заклинании 80 «Текстов Саркофагов».В первой

Памятник мемфисской теологии»
В Египте существовало несколько различных теологических школ, среди которых своей влиятельностью и значимостью выделялись: гелиопольская, гераклеопольская, мемфисская, получившие названия от крупне

Соотношение понятий «джет» и «нехех» в древнеегипетской мысли
Египтянам нравилось выражать целостные понятия через единство двух составляющих их компонентов. Так даже сам Египет по-египетски называется «Двумя землями», «Обоими берегами». Аналогичным образом п

Пять видов знания в джайнизме. Джайнская «доктрина неодносторонности»: найявада и сьядвада
Виды знания(джняна): 1)чувственно-логическое-мати(память, понимание, мысль) 2)авторитетное(восходящее к слову авторитета – шрута) 3)ясновидческое(авадхи)-связано с

Представления древних египтян о человеческой природе и о человеческом уделе
Мировоззрение египтянина сильно отличается от мировоззрения современного человека. Египтяне верили в мифы, а современный человек воспринимает мифы как вымысел. У древнего человека в сознании присут

Джайнские этика и сотериология: «три жемчужины» добродетельной жизни и «пять великих обетов»
Непричинение вреда живому – основной принцип джайнов. Убивать нельзя даже муравьев. Махавира ввел аскетические практики – нагота, исповедь. Результаты действий, совершенных в прошлом рождении индив

Категория Маат в древнеегипетской мысли
Слово Маат передает идею разумного порядка, управляющего всем и охватывающего мир людей, вещей, природы и космических явлений. Та форма мира, которая была изначально создана. Отклонение от Маат – э

Доктринальные основоположения буддизма: «четыре благородные истины», «взаимозависимое возникновение», «срединность»
Учение раннего буддизма носит по преимуществу практический, нравственно-этический характер. Будда считал, что спасение доступно всем людям, к какой бы варне они ни принадлежали. Все истины буддизма

Сходства и различия фиванской теологии Амуна-Ра и амарнской теологии Атона
В фиванской теологии появляется идея единственного бога. А в амарнской теологии бог уже становится единственным – бог Атон. Только Амун-Ра – это Высшее Существо, но не единственный бог, а Атон – эт

Шумерские представления об устроении мира и о сотворении людей
Черноголовые – самоидентификация шумеров и аккадов.Представления о мире как целостности у шумер не было. Мир – это небо и земля. До возникновения мира небо(Ан) и земля(Ки) были едины. Потом Ан и Ки

сошествия в подземный мир в шумерской мифопоэтической мысли
Абзу – пресноводный океан(подземный) в загробном мире, либо это название чертогов бога Энки. Ку – мир мертвых, враждебность мира мертвых миру живых. Нерга правит миром мертвых. Сошествие в подземны

Виджнянавада как школа махаяны. Виджнянавадины о «только-сознании», о «бессамостности» личности и дхарм, о «сокровищнице-сознании»
2-ая школа махаянской философской мысли – виджнянавада(йогачара). «Виджняна» - сознание, либо «распознавание». Виджняпти – сознание, направленное на объект, но существует ещё «только-сознание». Эта

Шумерское сказание о потопе
Потоп(шумерское амару)-сложный образ, содержание которого менялось с ходом месопотамской истории. Следует различать 2 представления о потопе. Согласно текстам шумерского времени, потоп является атр

Логический реализм ньяи: учение о шестнадцати падартхах
Слово «ньяя» можно перевести как логика. Произведения Ньяи – Ньяя сутры(500 сутр) и Ньяя бхашьи. Авторство Ньяя-сутр приписывается легендарному Гаутаме, по прозвищу Акшапада. Комментарий к ним напи

Описание изначального состояния мира в аккадском теокосмогоническом эпосе «Энума элиш»
Энума элиш перводится как «когда вверху». Поэма распадается приблизительно на 2 части: короткую, где излагается происхождение основных сил мироздания, и длинную – пространное повествование о том, к


Если источник знания предметен, то познающий, познаваемое и познание также будут предметными. Истина – это познание бытия у сущего и отсутствие бытия у не-сущего. Когда сущее познается как сущее, -

Конфликт новых богов и их прародителей в «Энума элиш»: его причины и последствия
Новые боги в поэме Энума Элиш: Мардук, Эйя и другие. Они являются силами движения и силами деятельности. Прародители: Апсу и Тиамат(силы инерции и покоя). Рождение новых богов вносит в мир новый пр

Базовые падартхи вайшешики
Вайшешика произошла от слова вишеша – отличие или особенность, отличать или различать. Ранняя вайшешика содержит множество следов ритуалистического мышления. Канада написал «Вайшешика-сутры», их 37

Бог Мардук как устроитель мира и абсолютный монарх в «Энума элиш»
Отец Мардука – Эйа, мать – Дамкина. Центральная фигура поэмы Энума Элиш – Мардук, главный бог города Вавилона. Описание Мардука: «ростом высок он был необычайно, превосходил их во всем…был облик ег

Вайшешика об универсуме как комбинации четырех типов вечных атомов и «вездесущих» субстанций. Концепция творения и разрушения универсума
Ньяя и вайшешика – атомистические школы. Физический мир состоит из 4-ех физических субстанций: земли, воды, огня и воздуха. Первичные составные части этих 4-ех субстанций – это вечные, неизменные а

Состав Авесты. Зороастрийский «Символ веры» и главные молитвенные формулы
Пророк зороастризма – Заратуштра. Его имя переводится как «староверблюдый». Это имя является оберегом, так как несет непривлекательность. Имя должно отталкивать злых духов. Зороастризм исповедовали

Учение о трех гунах
Санкхья означает подсчет, исчисление. Древняя санкхья представлена в памятниках средних упанишад – в катхаУП, Шветашватара-упанишаде, майтри –упанишаде. Первая работа санкхьи – «Санкхья-сутра». Сан

Описания Ахура-Мазды и Анхра-Манью в Авесте. Дуализм добра и зла. «Аша»
Для зороастрийского мировоззрения характерен последовательный дуализм. Дэвы – злые духи, асуры – добрые духи, которых нужно почитать. Ахура-Мазда – добрый дух(Господь-Мудрость). Он верховный бог зо

Санкхья о соприкосновении пракрити и пуруши как «старте» космической эволюции и об «игре» порожденных ею двадцати пяти начал. Учение о трех праманах
Соединение пракрити и пуруши – это как встреча слепого(пракрити) и хромого(Пуруши), когда слепой посадил на плечи хромого. Эволюция вселенной начинается с контакта пуруши с пракрити. Это особая раз

Зороастрийские эсхатология, сотериология и этика
После Заратуштры миру остается существовать ещё 3 тыс. лет. За это время 3 раза – ровно через тысячу лет друг после друга – должны явиться человечеству 3 Спасителя – Ухшйат-эрэта, Ухшйат-нэмах и Са

Становление ведийских космогонических представлений. Понятие «Риты»
Слово «Веды» произошло от глагола «ведать». 4 веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Первоначально было 3 веды, первые 3 более серьезны, чем последняя. Самая древняя из вед – Ригведа. Гла

Пурва-миманса и ее учения о вечности и безличности Вед, о выполнении дхармы как средстве уничтожения кармы
Пурва означает «первая». Вторая миманса – это уттара-миманса(веданта). Миманса базируется на «Миманса-сутре» Джаймини(250 г до н.э). Джаймини описывает различные виды жертвоприношений и их цели, а

Описание возникновения мира в «Пуруша-сукте»
«Пуруша» - дословно «первочеловек». Елизаренкова считает, что Пуруша – это Вселенная. Но Пуруша – это все, что стало и станет («Это все» - универсум). Пуруша – главное действующее лицо одного из ги

В «Мандукья-кариках» Гаудапады
3 главные школы веданты: адвайта-веданта, вишишта-адвайта Рамануджи и двайта-веданта. Упанишады – самая древняя, самая чтимая, самая важная часть ведантистской тройной основы – это «основа в услыша

Соотношение понятий «сущее», «не-сущее», «То Одно», «это всё» в «Насадия- сукте»
«То Одно» - это первое представление об Абсолюте. «Дышало безветренно своею силою То Одно и ничего кроме него не было». «Не было ни не-сущего, не было ни сущего тогда». Т.е. небыло существующего и

Множественного мира у Шанкары
Шанкара(начало 8 века, конец 7 в. –его рождение). Основные труды: «Бхашья» - коммент. на «Брахма-сутры» Бадараяны, коммент. к основным упанишадам, коммент. к «Бхагавадгите». В традиционном сознании

Переоценка в Упанишадах ведийского ритуализма и обоснование необходимости «внутренней жертвы» и самососредоточения
Упанишады – это завершение вед, самые главные сакральные тексты. В Упанишадах выражается сущность ведийского учения. Цель Упанишад – принести умиротворение и свободу мятущемуся человеческому духу.

Вишишта-адвайта-веданта Рамануджи и его критика доктрины адвайтистов
Основоположники 2-ух самых крупных «конкурирующих» с адвайтой ведантистских систем – Рамануджа и Мадхва(двайта-веданта). Времена взаимосближения буддистской и индуистской традиций остались позади и

Философский смысл «великих речений» Упанишад. Учение о Брахмане и Атмане в Упанишадах
Упанишады признают только один дух – всемогущий, бесконечный, творец, хранитель и разрушитель мира. Брахман – единственный бог, а остальные боги – это его воплощения. Душа человека - как замочная с

Анализ сознания в «Мандукья упанишаде» и значение четвертой («турия») стопы Брахмана-Атмана
Одна из самых последних Упанишад – Мандукья. В рамках этой Упанишады используется священный слог «аум» - все это(прошедшее, настоящее, будущее). В Мандукья Упанишаде сказано, что атман имеет 4 стоп

Философские воззрения конфуцианцев Мэн-цзы и Сюнь-цзы
Мэн-цзы(372-289 г до н.э) – ученик внука Конфуция(Цзы Сы), оставил сочинение Мэн-цзы. Эта книга состоит из 7 глав, каждая из которых делится на 2 части. Мэн Цзы не только ра

Этические основоположения «Бхагавадгиты». Карма-йога, джняна-йога и бхакти-йога
Существует 3 основных перевода Бхагавадгиты. Первым серьезным переводом является перевод Смирнова. Семенцов сделал попытку стихотворного перевода. 3-ий перевод – это перевод Эрмана. Бхагавадгита со

Учения «Гиты» о «двух пракрити», майе, «трех гунах» и «трех пурушах»
Кто не поколеблен 3-мя гунами, тот освобожден. Гуны – 3 основных компонента материальной природы(саттва, раджас и тамас). Гуны возникли от Кришны, Гуны заключены в Кришне, а не он в них. Кришна пре

Брахман и Атман в «Гите». Тема «жертвоприношения Брахмана» (IV,24). Апофатика и катафатика в «Гите»: проблема «божественных имен»
На понимание Брахмана как всеобъемлющей и всепроникающей первоосновы указывает следующий стих («жертвоприношение Б.»). «В жертвенном акте-Брахмане приношение - также Брахман приносится в жертву Бра

Эволюция даосизма в «Чжуан-цзы» и в «Хуайнань-цзы»
О жизни Чжуан Чжоу, автора «Чжуан-цзы» известно немного. Приблизительными датами его жизни считаются 369-286 год до н.э. Основным источником знания о нем является его краткая биография. Как философ

Сам термин «локаята» может служить подтверждением того, что это учение было достаточно широко распространено среди народа. Другие же философские школы Древней Индии и в особенности священники-брахманы относились к чарвакам крайне враждебно. Все их сочинения были впоследствии уничтожены, и мы можем судить об их взглядах лишь в пересказе других, более поздних авторов, которые, как правило, критиковали и нередко искажали сущность их учения.

Причина такого отношения вполне понятна: чарваки-локаятики были последовательными материалистами, атеистами, врагами религии и мистики. А ведь именно с мистицизмом, с уходом от реального мира в потусторонний, ассоциируется у большинства людей «мудрость Индии» или вообще «мудрость Востока». Понятия «нирвана» и «карма», различные буддистские фенечки прочно вошли в сознание и жизнь широкого круга интеллигентных обывателей. Но слова «чарваки-локаятики» ничего не вызовут у них, кроме недоумевающей улыбки. Про этих философов, которые подвергли уничтожающей критике и индуизм, и буддизм, вряд ли кто-то знает, кроме узких специалистов. Историк философии А.Н. Чанышев так пишет о значении этой философской школы: «Словно как бы единственные трезвые среди пьяных, чарваки-локаятики говорили о реальности и единственности нашего мира, в котором мы живём как деятельные и разумные существа, обеспечивающие материальное существование представителям грезящего сознания».

Чарваки утверждали, что существует только «этот мир» («лока»). Он состоит из четырёх материальных элементов — первоначал («махабхута»): земля, вода, огонь и воздух. Отсюда ещё одна трактовка термина «чарвака» — «четыре слова», от «чара» (четыре) и «вак» (слово). Из этих же элементов состоит и человек. Сознание представляет собой свойство высокоорганизованной материи. Как объясняли чарваки, отдельно рис и патока не обладают опьяняющими свойствами, но из их смеси получается вино. Так же и материальные элементы, не обладающие сознанием, при определённой комбинации, сложившись в человеческое тело, порождают разум.

Исходя из этих представлений, чарваки отрицали существование бессмертной души, богов и потустороннего мира. Религия — это выдумка богатых людей для обмана бедных, а создатели священных книг (Вед) — лицемеры и мошенники. Они придумали обряды для того, чтобы кормиться за счёт народа. После смерти от человека ничего не остаётся, так как все материальные элементы, из которых он состоит, распадаются. Вместе с идеей о переселении душ чарваки отвергали и закон кармы, что резко отличало их от всех прочих направлений философской мысли Древней Индии.

Чарваков, как и других материалистов древности, обвиняли в пропаганде грубых чувственных наслаждений. Но на самом деле этическое учение локаяты было намного глубже. Чарваки утверждали, что существование нашего тела неразрывно связано как с наслаждениями, так и со страданиями, причём одно невозможно без другого. Когда двое влюблённых встречаются после долгой разлуки, они испытывают такую радость, о которой не имеет понятия пара, никогда не расстававшаяся. Отдых может быть полностью оценён лишь после тяжелого труда, еда и питьё — лишь после жажды и голода. Мы видим, что чарваки прекрасно владели искусством диалектики и имели представление о единстве и борьбе противоположностей.

Признавая, как и буддисты, что земная жизнь невозможна без страданий, чарваки делали из этого факта прямо противоположный вывод. Ни один разумный человек, писали они, не отка­жется от зерна только потому, что оно в шелухе и не перестанет есть рыбу из–за того, что в ней кости. Нет никакого смысла отказываться от радостей земной жизни из-за пустой надежды на райское блаженство, ибо «лучше настоящая раковина, чем поддельная монета». Полное освобождение от страданий возможно лишь со смертью, но ни один разумный человек не станет к ней стремиться. Цель жизни заключается в том, чтобы по возможности умножать наслаждения и избегать страданий: «Пока жизнь ещё ваша, живите радостно».

Чарваки выступали против кастовой организации общества, которую освящала своим авторитетом религия индуизма. Они утверждали, что все люди равны от природы. С особым уважением они относились к тем видам деятельности, которые приносят непосредственную материальную пользу — земледелию и скотоводству. Крайне отрицательно отзывались о брахманах, которые живут за чужой счёт и пользуются незаслуженными привилегиями, за что и заслужили их ненависть.

В учении чарваков-локаятиков, безусловно, можно увидеть один из ранних вариантов мировоззрения, называемого нами Красной Идеей . В самом названии «локаята» отражается близость этой философии к здравому смыслу простого народа, стихийному материализму, который с древнейших времён противостоял религиозным предрассудкам и несправедливому общественному устройству.

Это одно из самых спорных направлений индийской философской мысли. Происхождение самого названия школы неясно.

  • Чаще всего локаятиками называют тех, кто считает душу идентичной телу, существующей лишь до тех пор, пока живо тело.
  • Локаята - это вера в реальный мир (лока) и неверие в существование мира потустороннего.

Второе название школы связывают либо со словами чару и вака, сочетание которых буквально означает «красивая речь», либо с именем философа Чуббака, который, как полагают, был скептиком и материалистом , автором «Брихаспати-сутр» (ок. 600 г. до н. э.). Другие считают основателем учения полулегендарного мудреца по имени Брихаспати . Некоторые источники утверждают, что словом «чарвака» издавна именовались материалисты - потому ли, что они проповедовали доктрину «ешь, пей, веселись» («чарв» - есть, жевать). Локаята относится к разряду настика , то есть учения, отрицающего авторитет Вед.

Несмотря на то, что сегодня какие-либо оригинальные тексты отсутствуют, и некоторые исследователи считают локаяту своего рода софистикой образованных брахманов , невозможно не видеть влияние чарваков на развитие философии в Индии, о чем свидетельствует полемика с ними приверженцев практически всех направлений индийской мысли.

Локаята считает истинным постигаемое лишь непосредственным восприятием, существующим - только этот мир (лока), единственной реальностью - материю, целью человеческого существования - достижение наслаждения.

Литература

  • Чанышев А. Н. Начало философии - М.: Издательство Московского университета, 1982 - стр. 156-163
  • Корявко А. В. Современный русский атеизм в Интернете//Глава 1. Краткий исторический экскурс
  • Исаева Н.В. Учение локаятиков по «Сарва-даршана-сиддханта-санграхе». – Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. Труды по востоковедению, VI. Языки и культура народов Востока и их рецепция в Эстонии. Тарту, 1981.
  • Исаева Н.В. Учение локаяты по комментарию Шанкары на «Брахма-сутры». – История и культура Центральной Азии. М., 1983.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Чарвака" в других словарях:

    ЧАРВАКА (санскр. cдrvдka) материалистическая система индийской философии, которую по традиции возводят к мудрецу Брихаспати. Возможно, это и имеет какие то основания, ибо в “Артхашастре” с этим именем соотносится школа, отрицающая (в отличие… … Философская энциклопедия

    Локаята Словарь русских синонимов. чарвака сущ., кол во синонимов: 1 локаята (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    См. Локаята … Большой Энциклопедический словарь

    - (санскр.) материалистическое учение древней и средневековой Индии, поздняя разновидность локаяты, с которой иногда вообще отождествляется. Сочинения Чарваки не сохранились, источником служат высказывания представителей веданты, буддизма, джайниз… … Религиозные термины

    - (санскр. Carvaka) индийский философ, основатель грубоматериалистической школы Ч. Он доказывал, что восприятие естьединственный источник познания и единственное средство доказательства.Мысль и чувство наслаждения или боли существуют у человека,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Чарвака - ЧАРВАКА, см. Локаята. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    См. Локаята. * * * ЧАРВАКА ЧАРВАКА, см. Локаята (см. ЛОКАЯТА) … Энциклопедический словарь

    - (санскр.) материалистическое учение древней и средневековой Индии, поздняя разновидность локаяты (См. Локаята), с которой иногда вообще отождествляют Ч. Собственных сочинений представителей Ч. не сохранилось. Отвергая ортодоксальные… … Большая советская энциклопедия

    - (санскр. Cârváka) индийский философ, основатель грубо материалистической школы Ч. Он доказывал, что восприятие есть единственный источник познания и единственное средство доказательства. Мысль и чувство наслаждения или боли существуют у человека … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Некий древний философ материалист, последователь локаяты, вообще сторонник этой школы; чаще употребляют термин локаятик. А. Парибок … Словарь индуизма

Книги

  • Курс лекций по древней философии , А. Н. Чанышев. В книге освещено возникновение и развитее философии в Древнем Китае (конфуцианство, даосизм, легизм), в Древней Индии (упанишады, бхагаватизм, буддизм, джайнизм, чарвака, санкхья), в Древней…

ЧАРВАКА (санскр.) - название одной из неортодоксальных атеистических философских школ Индии , учение которой близко по характеру учениям первых греческих философов-физиков; развивалась в русле и в средние века стала ее синонимом. Происхождение названия школы не вполне ясно. Некоторые исследователи считают его производным от имени собственного ученика легендарного основателя локаятики Брихаспати Чарваки; другие возводят этимологию термина к объединению корней «чару» - красивый, привлекательный и «вак» - речь, тогда смысл термина можно перевести как «красноречие» или «привлекательные рассуждения». Основание для такой интерпретации находят в позиции чарваков, которые критиковали религию и религиозную мораль как бесполезные: эта критика привлекала простых людей, поскольку религия ограничивала их природные влечения и склонности. В онтологии чарваки принимали положение о реальности феноменального мира и его возникновении из четырех элементов (земли, воды, огня и воздуха), из различных соединений которых возникает многообразие вещей. Происхождение жизни из неодушевленных элементов они объясняли через возникновение одушевленности как нового качества, являющегося следствием определенного сочетания четырех элементов, по отдельности одушевленностью не обладающих. Так, в вине появляются качества, которые отсутствовали в самом винограде.

Чарваки допускали адекватную познаваемость мира с помощью единственного источника достоверного знания - непосредственного чувственного восприятия (пратьякша), их критика всех остальных праман (см. ) зафиксирована в многочисленных теоретических источниках. Возможно, их позиция в теории познания была крайним скептицизмом, что демонстрирует открытый и изданный в 1940 г. текст «Таттвопаплавасимха», принадлежащий некоему Джаяраши, относимому к чарвакам. Здесь отмечается способность даже чувственно очевидного вводить в заблуждение. Чарваки учили, что в мире нет ничего, не доступного восприятию: никаких сверхъестественных сущностей, ни Бога, ни морального порядка, ни какой-либо жизни после смерти, ни кармы, ни авторитета вед и т.д. Цель жизни - сама жизнь и доставляемые ею чувственные удовольствия. Политическая власть, считали чарваки, дается с одобрения подданных и не имеет трансцендентного источника.

Литература:

Сарвадаршанасанграха Мадхавы (XIVв.)/ Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. С. 130-135;

Аникеев Н. П. О материалистических традициях в индийской философии. М., 1965.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 673.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png