Иш-Чель

Богиня Луны

Иш-Чель, лунная богиня индейцев майя, была защитницей женщин, которые были беременны или хотели забеременеть. Ее воспринимали как помощницу и целительницу, и также называли Богиней Змей. Также Иш-Чель была известна как Повелительница Орлов, так как орлы часто доносили ее сообщения до людей.

У богини была власть заставлять течь женскую менструальную кровь и дарить женщинам детей, которых они желали. Иногда Иш-Чель изображали с колыбелькой в руках, что символизировало власть богини над самой жизнью.

Легенды майя гласят, что в древние времена луна и солнце светили в небе одинаково ярко. Солнце влюбилось в улыбку Иш-Чель и начало ухаживать за ней. Он ухаживал за Иш-Чель всеми возможными способами и хотел на ней жениться (в древние времена солнце считалось мужчиной, а луна - женщиной).

Тем не менее, нежные лунные чары луны отвращали ее от пламенеющего солнца, поэтому солнцу пришлось преследовать ее много лет, пока богиня в конце концов не согласилась.

Но со временем солнце стал ревновать, так как другие боги стали проявлять интерес к красоте Иш-Чель. Например, бог Чак Нох Эк - утренняя звезда, вблизи которого проходила Иш-Чель, так, что они почти соприкасались. Когда Иш-Чель поняла, что ее слишком сильно ревнуют, она ушла от своего солнечного мужа, и с тех пор бродила по небу без него. Однако, он в гневе следовал за ней и уничтожал всех ее любовников, которые хотели ей помочь. Иш-Чель не должна была принадлежать никому другому! Солнце горело бесконечной ревностью, пока Иш-Чель не решила удалиться в одиночестве в ночное небо. С тех пор она властвовала над ночным небом, и, если солнце пыталось подойти слишком близко, она быстро исчезала, делалась невидимой. Но когда другие пытались поухаживать за ней, она говорила им, что замужем только за солнцем.

Иш-Чель вспоминала обо всех смелых женщинах, когда смотрела на землю ночью. Вспоминала женщин в каноэ, плывущих к ее алтарю на маленьком острове Косумель, уверенных в ее власти и готовых просить ее о помощи. Поэтому она давала женщинам силу полагаться только на себя и делать все так, как сделала она сама. Небольшой алтарь на острове Косумель к востоку от Юкатана все еще существует, и позволяет людям прикоснуться к таинственной силе лунной богини Иш-Чель.

Оракульное значение

Только ваша внутренняя суть знает путь, и лишь вы сами знаете свое сердце. Вам придется искать свой путь самостоятельно. Пути других людей могут лишь сбить с толку… Не позволяйте никому подрезать ваши крылья и омрачить свет сердца. Не позволяйте никому контролировать вас. Полагайтесь лишь на собственные силы, даже если вам временами будет одиноко.

Лучше питать свое собственное существо и идти по пути в одиночестве, чем делить его с тем, кто высасывает ваши жизненные силы и забирает свободу. Ваша роль в жизни не является заранее предопределенной…

Если хотите стать матерью, будьте ей. Не ждите удобных обстоятельств, так как истинное материнство не сводится к размножению. Вы можете быть матерью многим…

Вы можете обратить свои творческие силы внутрь. Не смотрите на внешний мир как на единственное поле их применения. Найдите их внутри себя и не живите по мужским правилам.

Встройтесь во внешнюю жизнь, но оставьте своей внутренней силе пространство для маневра. Нет заранее предначертанного пути. Путь открывает себя с каждым шагом, который вы делаете. Путь - это то, что случается с вами и чудесным образом возвращает вас к себе.

Вольный перевод фрагмента из Oracle of the Goddess. Discover the Female Powers of the Divine, авторы Gayan Sylvie Winter, Jo Dose.

Оригинальный текст принадлежит издательству AGM Muller.

Перепечатка перевода допустима со ссылкой на оригинал и указанием авторства (Рената Гринь/Демонесса).

Целительница

Вы проводник божественной целительной силы.

Послание Ишчель: «Управлять силой и требовать ее — это разные вещи. Желание силы порождается чувством, похожим на детский гнев, в основе которого лежит страх. Способность управлять силой основана на точном и твердом знании того, что вы являетесь частью мудрости и благосклонности Великого Духа. Вы подобны громоотводу, способному в любой момент стать проводником силы. Вам нужно просто подключиться к источнику силы с помощью несокрушимой логики мыслительного процесса. Ни секунды не сомневайтесь в решении быть проводником силы, которая уже находится внутри вас. Подключитесь к еще более мощному источнику и позвольте ему умножить природную силу. Вы станете надежным соединительным звеном в энергетической цепи Бесконечного Духа, обеспечивающим движение энергии во всех направлениях».

Значения карты.

У вас есть дар целителя.

Вы исцеляетесь.

Эта ситуация и/или тот, кого вы любите, исцеляются.

С уважением относитесь к своим целитель-ским знаниям и способностям.

Станьте преподавателем целительского искусства.

Начните или продолжите целительскую практику.

Ишчель — почитаемая лунная богиня, которая с богом Солнца произвела на свет всех остальных богов майя. Ишчель ассоциируется с природными и биологическими циклами. Считается, что она управляет дождями и контролирует все, что связано с водой. Ее имя означает «госпожа радуга», поскольку ее сущность рассеяна в крошечных призмах водяных капель, создающих радугу. Ишчель помогает женщинам с зачатием и родами. Она могущественная целительница, которая помнит, как зарождалась человеческая жизнь. В роли духовной целительницы Ишчель способна связать вас с далекими предками.

Иштаб

Иштаб, Иш-Таб, Иштак (Ixtab), в мифологии майя, богиня самоубийства и жена Ками. В традициях майя, самоубийство, особенно повешение, считали благородным способом смерти, сопоставимым человеческим жертвам жертвенного обряда и убитым воинам. Иштаб изображалась как труп с веревкой вокруг шеи. По верованиям майя она сопровождала самоубийц в царство вечного покоя. Некоторые исследователи полагают, что эта вера в Иштаб среди народов Центральной Америки специально готовила людей к совершению самоубийства, чтобы в жизни избежать болезни или позора.

Иш-Чель

Ишчель, Иш-Чель (Ixchel) - "радуга" - в мифологии майя богиня Луны, лунного света и радуги, покровительница ткачества, медицинских знаний и деторождения; считалась супругой Ицамны. В доклассический период изображается сидящей с кроликом на коленях в обрамлении абстрактного символа луны. В дальнейшем в ее изображении на голове присутствует клубок змей. В постклассический период истории майя Иш-Чель выступает в роли заклинательницы ураганов и наводнений.
К святилищам Иш-Чель в Исамале и на острове Косумель совершались многочисленные паломничества ради исцеления от болезней. В жертву ей приносили красивых девушек.

Коатликуэ

Коатликуэ (Coatlicue) - "она в платье из змей", Коатлантонан - "наша змеиная мать". Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба. В ней одновременно заключено начало и конец жизни. Её изображали в одежде из змей. Она - мать бога солнца Уитцилопочтли. По мифу, Коатликуэ была благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями - Сенцон Уицнауа ("четыреста южных звёзд") и дочерью Койольшауки - богиней луны. Каждый день Коатликуэ поднималась на гору Коатепек ("змеиная гора"), чтобы принести жертву. Однажды на вершине горы к ней упал с неба шар из перьев, который она спрятала за пояс; этот шар мгновенно исчез. Вскоре Коатликуэ почувствовала, что она беременна. Узнав об этом, дети пришли в ярость, и дочь посоветовала братьям убить опозорившую себя мать. Но дитя в чреве Коатликуэ обещало защитить её. Когда убийцы приблизились, Уицилопочтли, родившись, напал на них и обратил в бегство, а Койольшауки отрезал голову. Коатликуэ - олицетворение земли, из которой каждый день появляется солнце (Уицилопочтли), прогоняя луну и звёзды. Одновременно Коатликуэ - богиня смерти, т.к. земля пожирает всё живущее.

Койольшауки

Койольшауки (Coyolxauhqui) - "золотые колокольчики", в мифологии ацтеков, богиня Луны. По легенде, Уицилопочтли отрубил своей сестре Койольшауки голову и забросил на небо, где она стала луной. Койольшауки контролирует четыреста божеств звёзд Уицнауна. Владеет магической силой, способной нанести колоссальный вред.

Когда путешественницы из Испании П. Эрнанс и А. Рокеро приехали в Гватемалу, они ожидали найти здесь лишь остатки древней народной традиции. Ведь в наше время фабричные ткани и химические красители все чаще вытесняют с рынка то, что веками мастера делали вручную. Пилар Эрнанс рассказывает об этом в испанском журнале «Лос Авентурерос»: «До сих пор практически всю одежду индейская мастерица может изготовить на древнем станке. Служит он годами, а сломался — сделать его нетрудно: вся конструкция — несколько палочек. Правда, если усложнить узор, то и число деталей придется увеличить. Нити основы натянуты между верхней и нижней планками. Верхнюю закрепляют на ветке, притолоке или стене дома, а нижняя лямкой удерживается на талии или бедрах ткачихи. Вот нити основы разделены на четные и нечетные — и пошел сновать челнок.

В старинной рукописи индейцев майя, хранящейся в Музее Америки в Мадриде, изображена богиня Иш-Чель. Лямка ткацкого станка опоясывает богиню, которая держит в руке челнок. Иш-Чель, богиня луны и покровительница ткачества, занята привычным для индейских женщин ремеслом. Рисунку около пяти веков, но и задолго до его появления, и в наши дни в индейских общинах Гватемалы все так же женщины перебирают нити, придумывая узоры. Всякий раз — новые.

На таком станке можно выткать все — от простого полотна до парчи. Работать на нем несложно, да и переносить с места на место легко. В доко-лумбовские времена ткали из белой и коричневой хлопковой пряжи, из волокон агавы и юкки. Позже пошли в дело шерсть и шелк.

Веками ткачиха и краски составляла, и пряжу пряла, и красила ее сама. Красители находили повсюду — и растительного, и животного происхождения, и минеральные. Самая известная краска — индиго — из тропического кустарника, который дает синие и голубые тона; из кактусовой тли — кошенили — получают красную и пурпурную; из кампешевого дерева — фиолетовую и черную. Кое-где в Гватемале и теперь есть ремесленники, составляющие краски по рецептам предков».

Но вернемся в наши дни. Пряжа — перед ткачихой, налажен станок, подобраны по цветам, оттенкам, толщине мотки нитей. В каждой деревне, в каждой семье любят ткани со своим, перешедшим от бабушек и прабабушек рисунком. Тона изменчивого неба и зелени цвета окрестных лугов, отблески вечерних огней. И узоры на ткани со смыслом: обозначают дождь и молнию, ураган, кукурузу. Популярны разнообразные звериные орнаменты: из стилизованных индеек, уток, орлов, ягуаров. И уж вовсе бесчисленны геометрические изображения.

Не только каждая деревня, но и каждая семья бережет свою манеру носить женский костюм, сохраняет расцветку, символику и свою технику изготовления ткани. Женский наряд здесь обычно состоит из блузки, юбки-корте, пояса и шали-тсуге.

Блузка в том виде, в каком ее носят сейчас, была в моде задолго до времен Колумба. Шьют ее из одного, двух или трех продольных кусков полотна. Количество составных частей, расцветка, длина, узоры бесчисленны и определяются местной традицией.

Юбка-корте — это прямоугольный кусок материи. Современные модницы чаще предпочитают ткань фабричную. Но в некоторых индейских общинах, например, в департаменте Уэуэтенанго, корте ткут только на домашнем станке. Особенным спросом пользуются ткани, созданные узелковым методом. Отделывают юбку цветной строчкой из шелковых ниток. Конечно, чем сложнее украшение, тем выше стоимость вещи. Но даже один и тот же кусок ткани индеанка умудряется носить по-разному, меняя длину, подгоняя по фигуре: то обертывает его вокруг талии гладко, то укладывает складками, то собирает мелкими сборками.

Закрепляют корте поясом, тут тоже свои приемы: и длина, и ширина зависят от возраста женщины, ее положения в общине. Бывает, в пряжу, из которой делают пояс, добавляют волокна хенекена — разновидность агавы,— они делают ткань плотнее. В Чахуле орнамент на поясе обязательно должен совпадать с цветами блузки, это придает наряду строгость и гармоничность.

Без шали-тсуге наряд не завершен. В ней носят ребенка за спиной, помещают кладь, в холодную погоду можно в нее закутаться, или накинуть на плечо, или укрыть голову.

Не стоит забывать о том, что и головной убор гватемалок тоже без ткачества не соорудить. Индейские женщины убирают прически лентами, тесьмой, тонкими шелковыми или шерстяными шнурами, вплетаемыми в волосы, полосками материи со сложным рисунком, с разноцветными кистями на концах. В Сантьяго-Атитлане ленты до двенадцати метров длиной, накручивают на косу, а потом обвивают голову, женщины проделывают эту процедуру с большой ловкостью и быстротой.

Мужской индейский костюм практически исчез из обихода. Его можно увидеть разве что в дни праздников и семейных торжеств. Шляпа, тсуге, рубашка, пояс, плащ-капиксай и сандалии. Некоторые индейцы надевают поверх тсуге шляпу, сплетенную из пальмовых листьев. Покрой брюк и рубах несложен. Зато воротник и манжеты украшены изящным узором. Мужчины, живущие у озера Атитлан, носят короткие штаны с «птичьим» орнаментом. Капиксай, шерстяной плащ, вполне заменяет пальто. А это вовсе не роскошь в горном холодном Кучуматанесе...

Завершает свой репортаж Пилар Эрнанс на гватемальском рынке — у лотков с разноцветными мотками шерсти. Прочность пряжи, толщина нити, качество красителя, фасон будущей вещи, сочетание цветов и рисунок — все это покупательницы часами обсуждают тут же, у лотков. Наконец покупка сделана. Можно сесть за станок — и побежит нитка, застучат палочки, поползет из-под рук мастериц, наследниц богини Иш-Чель, красочное полотно.

В мифологии майя богиня Иш-Чель (Ixchel) - богиня луны, супруга главного бога майя - Ицамны. Иш-чель почиталась как покровительница ткачества, плодородия, акушерства и, в целом, медицины. Иш - на языке майя означает божество, Чель - радуга или свет. Она связана с водоемами, ассоциировалась с отражением радуги в воде, п овелевала лунным светом и радугой. Атрибуты Иш-чель - змея на голове, кролик на коленях, лунный символ, ткацкие принадлежности. Луна связана с циклами жизни женщины, с рождением детей, поэтому особенно поклонялись ей женщины. Она же почиталась и как богиня Земли. В мезоамериканской мифологии существует несколько богинь с похожими функциям, связано это с историей развития и преемственности религиозных идей. Сохранилось немало письменных источников доиспанского периода (у ацтеков и майя существовала письменность) - кодексов, позволяющих изучать мифологию доколумбовых цивилизаций.

У ацтеков Иш-чель отождествлялась с богинями Токи и Коатликуэ (Chuaccoat) - Мать-земля, богиня земли и огня, прародительница всех богов и звезд. Коатликуэ мать бога Солнца Уитцилопочтли. В ней заключено и начало и конец жизни. Изображали ее и в виде молодой девушки и в виде старухи с волосами из змей, похожей на Медузу Горгону, но с ушами ягуара. Молодую еще называли Белой богиней, а старую - Красной. В их головных уборах изображены ткацкие принадлежности.

Иш-чель Дева

Существует точка зрения, что в образе Иш-чель объединены сразу три богини (также, как и в образе ее супруга Ицамны) - девушка, женщина-мать и старуха. Три фазы жизни женщины и вместе с тем, это фазы луны - от новолуния, соответствующего девушке, до полной луны, соответствующей старухе.

Иш-чель - Дева (на главном фото) - богиня ткачества, плодородия, родов. Она носит на голове змею, что символизирует подвластную ей силу целительства и интуитивное знание и контроль над земными силами. Изображается в позе на коленях, как бы перед ткацким станком. Отвечает за развитие ребенка в утробе матери и решает, кем он будет - девочкой или мальчиком. Повитухи майя вырезали ее образ под родовой кроватью. Она же плетет нить жизни.


Иш-Чель Мать - богиня плодородия, материнства, луны. Ее считали матерью всех богов майя, каждая молодая женщина совершала паломничество в храм Иш-Чель на нынешнем острове Косумель в Мексике хотя бы раз в жизни. Она сидит на полумесяце, представляя циклы и фазы репродуктивной жизни женщины и держит в руках кролика, символизирующего плодовитость. У нее нет змеи на голове - она не целитель, на этом этапе жизни она заботится о своей семье.


Иш-Чель Старуха - богиня медицины и луны. Старшая богиня отвечает за лекарственные растения, исцеление и фазы луны. В ранней культуре майя престарелых женщин уважали, их лпыт и знания были важны для выживания людей. Вновь Иш-Чель носит на голове змею, символизирующую медицину, интуицию, духовные знания и контроль над земными силами. У Иш-Чель есть глиняный горшок, наполненный водой и травами, из которого, когда она в хорошем настроении, благославление, а когда она в досаде - посылает штормы, наводнения и ураганы.

Богиня Луны с кроликом. Музей изящных искусств Бостон

Богиня Луны, классический период. Художественный музей Университета Вирджиния
Фото отсюда

Богиня ацтеков Коатликуэ

Ацтекский миф описывает Коатликуэ благочестивой вдовой, которая жила вместе с сыновьями-звездами и дочерью Койольшауки - богиней луны. Каждый день Коатликуэ поднималась на гору Коатепек (змеиная гора) для принесения жертвы. Однажды на вершине горы к ней упал с неба шар из перьев, который она спрятала за пояс, но этот шар мгновенно исчез. Вскоре Коатликуэ почняла, что беременна. Узнав об этом, дети пришли в ярость, и дочь посоветовала братьям убить опозорившую себя мать. Но когда убийцы приблизились, родился Уицилопочтли и прогнал их, а Койольшауки отрезал голову. То есть Коатликуэ олицетворяет землю, из которой каждый день появляется солнце Уицилопочтли, прогоняя луну и звёзды. Вместе с тем, Коатликуэ - богиня смерти, так как земля пожирает всё живущее.

Ацтекская богиня Луны (та самая, которую забросил на небо Уицилопочтли) - Койольшауки - золотые колокольчики. Обладает огромной магической силой.

В Южной Мексике в наше время отмечают праздник древней богини Майя - Иш-чель. Празднование сопровождается совершением ритуалов, торжественных процессий, длится полтора месяца. Начинается в середине августа. Cамый значимый день - день осеннего равноденствия.

Популярное место паломничества в честь богини Иш-чель - остров Козумель (Cozumel), в 20 км от острова Юкатан, в Мексике. Здесь находилось культовое место, расположенное в в центре острова, среди непроходимых джунглей. Интересен также Храм маленьких Рук предположительно посвященный божеству войны Ах Хулнебу - на внутренних стенах его храма обнаружено меожество красных отпечатков маленьких рук.

Найдено иного статуй Иш-чель. Но, на самом деле, они оказались Теель-Кусам (с ногами ласточки). Предполагается, что статуи богини использовали в качестве оракулов - внутри прятались жрицы, которые отвечали на вопросы паломников. Скульптуры были установлены вокруг площади, подобно римскому форуму. Культовый центр располагался здесь с 100 года до н.э. до прибытия испанцев в XVI в. Главный церемониальный храм - Сан-Хервасио. Изящная арка, ведущая в храм, напоминает архитектуру в Чичен-Ица и других храмах майя. Интересны сумочки или сосуды в руках статуй, напоминающие ассирийские изображения)

В далекие времена, когда боги были обычными людьми, жила девушка Иш-Чель. Красота ее покоряла многих, но она полюбила Ицамну. Но пришел незнакомец, который тоже был покорен красотой Иш-Чель. Не зная о том, что Ищ-Чель любит Ицамну, ее сестра Иш-Таб вызвала обоих мужчин на ссстязание за право на любовь девушки. Ицамна стал победителем, но смертельно раненый им противникударил его в спину. Иш-Чель бросилась к нему и попросила Иш-Таб взять и ее собственную жизнь. Сестра прокляла человека, убившего Ицамну и забрала души влюбленных на небо, чтобы они жили там в вечной любви. Иш-Таб стала богиней самоубийства, Ицамна - богом Солнца, а Ищ-Чель - богиней любви.

Еще один остров, связаный с Иш-чель - Остров женщин (Исла Мухерес) в Карибском море, в 13 км к северо-востоку от Канкуна. Длина 8 км, ширина до 2 км. Здесь также находятся священные места богини плодородия и любви Иш-чель. На скалах из морских кораллов находятся руины храма. Храм был расположен на самой восточной точке Мексики и здесь раньше всех в Мексике можно увидеть восходящее солнце. Легенда гласит, что когда на остров попали первые европейцы, они увидели много женских идолов, отсюда название. По другой версии пираты, уходя "на дело" оставляли на острове своих женщин. Сюда обязательно срвершали паломничество женщины майя, оно было частью перехода от девочки к женщине. Девушки совершали подношение богине, включая небольшие статуэтки, изображающие богиню. В храмах приносили в жертву девушек. К сожалению, большая часть хоама была разрушена не в древности, а в 1988 г. ураганом Жильберто.


В завсимоти от того, как умер человек, его душа отправлялась в подземное царство, в рай (страну бога Тлалока) или в небесное жилище бога Солнца. Этой чести удостаивали храбрых воинов, людей, принесенных в жертву и женщин, умерших при родах. Сложная система ритуалов была привязана к земледельческому календарю.



А вот еще одна интересная параллель с кельтской богиней:

Немного о храме Иш-чель в самом конце ролика

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png