К овалёнок Владимир Васильевич – командир экипажей космических кораблей (КК) "Союз-25", "Союз-29", "Союз Т-4" и орбитальной станции "Салют-6", лётчик-космонавт СССР № 40, полковник.

Родился 3 марта 1942 года в деревне Белое ныне Крупского района Минской области Белоруссии. Белорус.

В Советской Армии с 1959 года. В 1963 году окончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.

В 1967-1984 годах – в отряде советских космонавтов. Выполнил три космических полёта. В 1976 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина.

9 – 11 октября 1977 года совершил космический полёт в качестве командира космического корабля "Союз-25" (вместе с В.В. Рюминым) продолжительностью 2 суток 1 час. Из-за нештатного режима работы системы сближения стыковку корабля и орбитальной станции осуществить не удалось и полёт был досрочно прекращён.

15 июня – 2 ноября 1978 года совершил второй космический полёт в качестве командира на космическом корабле "Союз-29" (вместе с А.С. Иванченковым) и орбитальной станции "Салют-6" продолжительностью 139 суток 15 часов. Во время полёта выполнил выход в открытый космос продолжительностью 2 часа 20 минут. В ходе полёта на борту станции "Салют-6" экипаж принял две международные экспедиции: советско-польскую и советско-немецкую. Посадка была выполнена на космическом корабле "Союз-31".

З а успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм полковнику Ковалёнку Владимиру Васильевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1978 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

12 марта – 26 мая 1981 года совершил третий космический полёт в качестве командира на космическом корабле "Союз Т-4" (вместе с В.П. Савиных) и орбитальной станции "Салют-6" продолжительностью 74 суток 18 часов. Во время полёта на борту станции экипаж принял две международные экспедиции: советско-монгольскую и советско-румынскую.

З а успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм полковник Владимир Васильевич Ковалёнок 26 мая 1981 года награждён орденом Ленина и второй медалью "Золотая Звезда".

В 1984 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1984-1986 годах – заместитель начальника Управления Центра подготовки космонавтов по подготовке космонавтов. В 1986-1988 годах – заместитель командующего Дальней авиацией. В 1988-1992 годах – заместитель начальника кафедры стратегии Военной академии Генерального штаба. В 1992-2002 годах – начальник Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. Доктор военных наук, профессор. С 2002 года генерал-полковник авиации Ковалёнок В.В. – в запасе.

Живёт в городе-герое Москве. Президент российской Федерации космонавтики.

Награждён тремя орденами Ленина, орденами «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени, медалями, иностранными наградами. Герой Германской Демократической Республики (2.11.1978), Герой Монгольской Народной Республики (22.10.1981). Удостоен Золотой медали имени К.Э. Циолковского Академии наук СССР.

Почётный гражданин городов Калуга, Киров, Пермь; Акмола, Байконур, Джезказган (Казахстан); Дархан и Улан-Батор (Монголия).

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Ковалёнка В.В. установлен в посёлке Крупки Минской области Белоруссии.

Коваленок Владимир Васильевич, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт, генерал-полковник авиации.

Родился 3 марта 1942 года в д.Белое Крупского района Минской области. В 1963 году окончил Балашовское высшее военное авиационное училище, в 1976 году – военно-воздушную академию имени Гагарина, в 1984 году – военную академию Генерального штаба ВС СССР имени К.Е.Ворошилова.

14.01.1964 - 27.10.1965 - помощник командира корабля – правый летчик ВТА ВВС
27.10.1965-07.05.1967 - командир корабля ВТА ВВС
07.05.1967-18.08.1969 - слушатель-космонавт отряда слушателей-космонавтов 1 ЦПК
18.08.1969-30.04.1974 - космонавт отряда космонавтов 3 отдела 1 управления 1 НИИ ЦПК им.Ю.Гагарина
30.04.1974-30.03.1976 - космонавт 1 отдела 1 управления 1 НИИ ЦПК им.Ю.Гагарина
30.03.1976-30.01.1979 - космонавт группы орбитальных кораблей и станций отряда космонавтов
30.01.1979-11.07.1982 - инструктор-космонавт группы орбитальных кораблей и станций отряда космонавтов
11.07.1982-23.06.1984 - слушатель основного факультета ВАГШ ВС СССР им.К.Ворошилова
23.06.1984-03.02.1986 - заместитель начальника 1 управления по подготовке космонавтов 1 НИИ ЦПК им.Ю.Гагарина
03.02.1986-25.03.1988 - заместитель командующего 37 ВА ВГК
25.03.1988-17.12.1990 - заместитель начальника кафедры стратегии ВАГШ ВС СССР им.К.Ворошилова
17.12.1990-16.07.1992 - начальник 30 ЦНИИ (АиКТ) МО СССР
16.07.1992-14.08.1999 - начальник ВВИА им.Н.Е.Жуковского
09.08.1999-31.08.2002 - начальник военного авиационного технического университета
31.08.2002 - уволен в запас с правом ношения военной формы одежды
17.10.2002 - Академик Международной академии духовного единства народов мира
25.01.2005-н/вр. - Президент Федерации космонавтов России

Государственные награды: 1978г., 1981г. – присвоено звание Героя Советского Союза, 1977 г. – орден Ленина за полет на космическом корабле «Союз-25», 1978 г. – орден «Крест Грюнвальда» 1 степени (Герой ПНР), Герой Германской Демократической Республики, орден Карла Маркса (ГДР), 1981 г. – Герой Монгольской Народной Республики, 1991 г. - орден «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени,1996 г. – орден «За заслуги перед Отечеством», 2000 г. – орден «За военные заслуги», 2002 г. - орден Республики Беларусь II степени «За службу Родине».

Ученая степень: 1991 г. – профессор по кафедре стратегии, 25.10.1993г. – действительный член Международной академии информатизации, 25.01.1994 г. - член Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, 30.11.1994 г. - член Международной академии наук высшей школы, 27.05.1995 г. - член Международной академии наук Евразии, 27.04.1996 г. - член Российской академии наук авиации и воздухоплавания, 15.05.1998 г. - член Российской академии естественных наук (армянский филиал), 04.06.200 г. - член Международной академии наук о природе и обществе (МАНПО), 18.04.2001 г. - член Международной академии «Информация, связь, управление в технике, природе, обществе», 01.12.2003 г. - профессор Российской академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.

Детство Владимира Васильевича Коваленка прошло в тяжелые послевоенные годы. В родной деревне не было средней школы, поэтому учиться приходилось ходить пешком в соседнее село - Зачистье, расположенное в 7 километрах. Так уж получилось, что с раннего детства Владимир рос без отца и оказался самым старшим мужчиной в семье. Помимо учебы приходилось работать в колхозе - надо было помогать матери прокормить родных - бабушку и младшего брата Василия.

Мечта о небе

С детских лет Володя мечтал быть летчиком. Он просто-таки бредил авиацией. Неудивительно, что в деревне иначе как летчиком его не называли. Но вот наступил 1957 год. 4 октября в космическое пространство был запущен первый искусственный спутник Земли. В тот осенний вечер учитель астрономии Николай Прокофьевич Тихонович собрал старшеклассников во дворе школы. По его расчетам, именно в эти часы спутник можно было увидеть над Зачистьем. Ребятам повезло: небо было звездное, ночь темная. Затаив дыхание, всматривались они ввысь. И вот, наконец: маленькая звездочка, словно живая, плавно двигается по небу. «Полетят…» - чуть слышно прошептал Владимир. «Кто?» - не понял учитель. «Скажу потом…» Именно тогда и зародилась самая сокровенная мечта будущего космонавта - летать там, где летел спутник.

Навстречу мечте

Володя настойчиво изучал все, что печаталось в газетах и журналах о космонавтике. После того как в космос была отправлена собака Лайка, стали появляться статьи о влиянии невесомости и других факторов космического полета на живой организм. Владимир обратил внимание на такую деталь: эти статьи подписывали врачи. Значит, первыми в космос, решил он, полетят медицинские работники. И когда пришло время, не колеблясь, подал в районный военкомат документы для поступления в Ленинградскую военно-медицинскую академию имени С. М. Кирова. Именно через нее, как он тогда считал, лежит самый прямой и близкий путь в космос. Окончив среднюю школу с серебряной медалью, Владимир отправился в Ленинград. Успешно сдав вступительные экзамены, пройдя медицинскую и мандатную комиссии, юноша задумался, а правильно ли выбран путь. В душе зародилось сомнение. А тут еще новый знакомый, приехавший поступать в академию из Балашова, рассказал о летном училище, в котором с этого 1959 года начнут готовить летчиков-инженеров для полетов на современных транспортных самолетах. Председатель приемной комиссии - генерал-майор медицинской службы Максименков долго не мог понять, почему деревенский парень, уже поступивший со школьной скамьи сразу в академию, вдруг меняет решение о выборе дальнейшего жизненного пути. Краснея от смущения, Владимир поделился с ним самым сокровенным. Теперь можно предположить, что этот генерал уже знал о предстоящем медицинском отборе летчиков в космонавты и о том, что в стране идет подготовка к первому полету человека в космос. Он долго молчал, ходил по кабинету. Наконец Владимир услышал совсем неожиданное: «Я понял тебя, сынок. В нарушение всех инструкций выписываю тебе проездные документы прямо до Балашова. В предписании так и напишу: зачислен в медицинскую академию, но учиться не стал по причине сильного желания поступить в Балашовское училище и стать, напишу пока, летчиком». Через четверо суток Владимир прибыл в Балашов. И буквально на следующий день начался первый вступительный экзамен. Этот и последующие были сданы на «отлично». Став курсантом, Владимир в совершенстве овладел теоретическими знаниями и практическими навыками летного дела, постоянно являлся отличником боевой и политической подготовки. 6 августа 1960 года В. Коваленок совершил свой первый самостоятельный вылет.После окончания училища осенью 1963 года В. Коваленок был назначен в военно-транспортные авиационный полк, дислоцированный в городе Тула, на должность помощника командира корабля - правого летчика. Шли будни летной службы. Однажды по возвращении с очередного задания В. Коваленка срочно вызвали к командиру полка, который представил молодого офицера генерал-лейтенанту авиации И. Тараненко. Далее состоялся долгий, обстоятельный разговор. И вдруг, как гром среди ясного неба: «Хотим рекомендовать Вас для поступления в отряд космонавтов. Доверие и ответственность очень высокие, поэтому, спрашиваем ваше мнение и согласие». Надо ли говорить, что он согласился? Сколько лет он ждал этого момента! Осенью 1965 года В. Коваленка вызвали на мандатную комиссию. В зале рядом с ним сидели знакомые летчики, штурманы, инженеры. Пожалуй, лишь один из десяти прошёл через строгое «сито» медицинских комиссий. Н. Каманин стал зачитывать приказ о зачислении: «…Глазков, Зудов, Кизим, Климук…». В.Ковалёнка среди зачисленных не оказалось. Эти события не только не сломали молодого лейтенанта, а напротив, ещё больше закалили его волю и характер. Вскоре после возвращения в часть он был назначен на должность командира корабля. Продолжал летать – много и уверенно. И справедливость восторжествовала. В мае 1967 года старший лейтенант В. Ковалёнок был зачислен в отряд космонавтов 1 ЦПК на должность слушателя – космонавта.

Встреча с Ю.Гагариным

Из книги В. Коваленка «Родина крылья дала»: «… 22 мая 1967 года я подошел к проходной Звездного города с женой и дочерью. Дежурный по Центру подготовки, позвонив куда-то по телефону, пригласил следовать за ним, затем подвел к двери, на которой значилось: Гагарин Юрий Алексеевич. Сердце забилось от волнения. Робко открыл дверь. Юрий Алексеевич встал из-за стола, выслушал доклад о прибытии на новое место службы. Предложил сесть, сам сел напротив. Беседа наша затянулась: то и дело разговор прерывали телефонные звонки …

… Наконец, положив трубку, Юрий Алексеевич спросил: «Один приехал или с семьей?» Я ответил, что с семьей, и разговор пошел совсем не о космических делах, как я признаюсь, ожидал, а о сугубо земном. Гагарин рассказал, что квартиры будут готовы месяца через два, и тут же стал прикидывать, как мне лучше поступить: жить в профилактории или определиться к кому-нибудь из молодых космонавтов. Около часа шла беседа, и ни одного слова о дальнейшей моей службе. Обладая исключительным тактом, Юрий Алексеевич понимал, что я сгораю от желания узнать о предстоящей работе. Словно прочитав мои мысли, он улыбнулся и сказал: «Вот что, Володя, надеюсь в отряд космонавтов ты прибыл надолго. Поэтому о служебных делах и проблемах поговорим, когда соберется вся ваша группа. Сейчас же тебе надо устроиться, побеспокоиться о семье, встать на довольствие. Запомни правило - сначала обустрой свои житейские дела, все до мелочей, тогда и служба и работа пойдут нормально. На этом и закончилась наша беседа. Вышел из кабинета. Было приятно на душе от разговора, от заботы такого известного и такого доброго человека…».

Первый космический полёт

Более 10 лет (с 1967 по 1977 г.) практически каждый день был заполнен напряжённой, трудной, подчас изнурительной работой, упорными тренировками на земле и в воздухе, на центрифуге и в барокамере, на воде и под водой. 9 октября 1977 г. в 05:40:35 по московскому времени со стартового комплекса площадки №1 космодрома «Байконур» был осуществлен запуск космического корабля «Союз-25» с экипажем: командир корабля подполковник В. Коваленок, бортинженер В.Рюмин по программе 1-й основной экспедиции на ДОС «Салют-6». Программой полета предусматривались стыковка со станцией, выведенной на околоземную орбиту 29 сентября 1977 года, и проведение на ней научных экспериментов. Однако программа 100-суточного космического полета выполнена не была. Из-за возникшей нештатной ситуации, стыковку со станцией с первого раза выполнить не удалось. Вновь попытка стыковки, и вновь захвата не произошло. Опять зависли в 20 метрах. Топлива осталось 10-15 кг… В. В. Коваленок вспоминает: «По правилам безопасности необходимо прекратить все работы, выключить все системы и подготовиться к спуску. Смотрю на Валерия. Хочу сказать ему, что согласен идти на риск, попробовать состыковаться последний раз. Ведь имеется еще резервная система. Посадку можно совершить при ее аварийном вскрытии… Встретился с Валерием взглядом, понял, что он поддерживает моё решение. Снова взялся за ручки управления. Режим сближения был организован просто идеально…».Однако и после третьей попытки корабль, коснувшись станции и оттолкнувшись пружинными толкателями, отошел на 8-10 м и завис. Топливо в основной системе кончилось полностью, и отойти подальше с помощью двигателей было уже невозможно. Несколько витков на земле и в космосе ждали, столкнутся корабль и станция или же небесная механика их разведет? Наконец они разошлись на безопасное расстояние… Истинную причину неудачи стыковки установить так и не удалось. Вероятнее всего, имел место скрытый дефект стыковочного узла «Союза-25», сгоревшего в плотных слоях атмосферы при посадке космического корабля. О ходе посадки рассказывает В. В. Коваленок: «…Нам было сообщено время ввода основной парашютной системы - 06:08:12. Мы приготовились к вводу парашюта в действие, однако в назначенное время этого не произошло. Мы начали испытывать, мягко говоря, определенное волнение. Автоматикой спуска предусмотрено введение в действие запасного парашюта через 50 сек. За это время спускаемый аппарат снижается до высоты около 4,5 км. Стали ждать, но через 50 сек. и запасной парашют не раскрылся. Теперь мы уже испытывали не волнение, а то, не знаю как назвать, чувство, которое появляется у каждого человека при ощущении приближения неотвратимого… Вскоре мы ощутили тряску, а потом ввелся основной парашют. Часы показывали 06:12:08. Оператор связи перепутал местами минуты и секунды! Ошибка незначительная, но нам эти минуты ожидания стоили слишком много…».11 октября 1977 г. «Союз-25» в 06:25:20 произвел посадку в 185 км северо-западнее города Целиноград Казахской ССР. За осуществление орбитального космического полета на КК «Союз-25» Владимиру Коваленку было присвоено почетное звание «летчик-космонавт СССР», за проявленное при этом мужество он был награжден орденом Ленина. Так же ему были присвоены очередное воинское звание «полковник» и классификация «Космонавт 3 класса». Продолжительность полета составила 2 суток 00 часов 44 минуты 45 секунд. Позывной В.Коваленка - «Фотон-1». В. Коваленок вспоминает: «Я «пролетаю» эти двое суток в памяти с подробностями до самых тонких нюансов и с точностью до секунд по времени. В то время все экипажи заверяли ЦК КПСС, родное правительство и лично Генерального секретаря, что задание партии будет выполнено, как подобает коммунистам. Теперь, спустя десятилетия, когда меня спрашивают, что было самым трудным в первом полете, я отвечаю-. - Молчание телефона. Так уж водится, что у победителя всегда предостаточно и друзей, и товарищей. Я же в те дни был неудачником. Десятки бессонных ночей… Сотни разных вопросов при встрече со специалистами, рассматривавшими весь ход полета. Квартирный телефон молчал. В одну из ночей, когда я бродил по квартире, прокручивая в очередной раз весь процесс причаливания, моя жена положила руку на плечо и сказала: - Ложись спать. Пусть не звонят. Я верю, что ты поступил по совести, как требовала обстановка. Иначе ты не мог. Ты не относишься к разряду безумцев. Это была ночь с 14 на 15 ноября 1977 года. Утром зазвонил телефон. В трубке голос Шаталова: - В парадной форме будь готов через час к отъезду. Едем в Кремль. Сегодня состоится награждение высшей государственной наградой - орденом Ленина. С тех пор телефоны больше не молчат.

Второй космический полёт 15 июня по 2 ноября 1978 года в космос стартовал космический корабль «Союз-29» с космонавтами В. Ковалёнком и А. Иванченковым на борту. Космический полет 2-й основной экспедиции на ДОС «Салют-6» по тем временам был во всех отношениях выдающимся. Никогда прежде человек не находился в космосе такое длительное время (продолжительность полета 139 суток 14 часов 47 мин. 32 сек.) Мировой рекорд не был самоцелью - главным было преодоление 120-суточного рубежа. К этому времени в крови все эритроциты заменяются на родившиеся в космосе. Как отнесется к этому организм? Кровь космонавтов исследовалась в ходе полета, ее образцы доставлялись на землю с экспедициями посещения, и только после получения благополучных результатов полет был продолжен до 140 суток. Экипажем было выполнено свыше 50 технологических экспериментов, сфотографировано несколько миллионов квадратных километров суши и водных пространств. Были проведены измерения ультрафиолетового излучения ряда звезд и земной атмосферы, астрофизические эксперименты, важнейшие медико-биологические исследования. Экипаж осуществил выход в открытое космическое пространство, принял и разгрузил 3 грузовых КК «Прогресс». Программа полета выполнена полностью.

Пожар на борту корабля

Об одном эпизоде космического полета экипажа второй основной экспедиции на борту орбитального комплекса «Салют-6» - «Союз» - «Прогресс» хотелось бы рассказать особо. Владимир Коваленок вспоминает: «До окончания 140-суточного полета на станции «Салют-6» оставалось меньше двух месяцев. Это страшное событие, которое и на Земле приводит людей к ужасу и большой беде, случилось 4 сентября 1978 года. Был обычный «выходной» день. Александр Иванченков подстроил гитару (была она у нас на борту). Предстояла встреча с Татьяной и Сергеем Никитиными. Для меня был настоящий праздник. Для нас пели Татьяна и Сергей, Саша пел вместе с ними. Голос у него замечательный, поет великолепно. Можно представить: в безбрежном пространстве космоса на борту «Салюта-6» звучал голос Саши: «Лыжи у печки стоят… Месяц кончается май…».Совместный концерт Никитиных и Александра Иванченкова я записал на бортовой магнитофон. Сеанс связи закончился, мы попрощались с Татьяной и Сергеем, приступили к занятиям физкультурой. Дорожили каждой минутой занятий. Встреча с земным тяготением после столь длительного пребывания в невесомости предполагалась не из легких. Иванченков усердно нажимал на педали велоэргометра, под моими ногами монотонно жужжала бегущая дорожка. Обменивались короткими фразами. Неожиданно Иванченков перестал крутить педали, встревоженно воскликнул: - Володя, смотри, горим! Я окинул взглядом станцию. Над первым постом, основным местом сосредоточения органов управления станцией и ее системами, клубился бело-синий дым. Он заволакивал приборы, поднимался к потолку, выплывал из-под панелей обшивки интерьера станции. Мгновенно расцепил карабины, удерживавшие меня на бегущей дорожке. Вижу, Саша уже выключил необходимые тумблеры на пульте постоянно действующих систем. Осталась еще одна особо важная команда - «Питание научной аппаратуры». Надо срочно отключить шину питания от приборов. И тогда под напряжением останутся только системы связи, контроля герметичности и расстыковки. Я сорвал с места крепления огнетушитель. Саша нырнул в толщу дыма. Я смотрю в его глаза, они слезятся. Привожу в действие огнетушитель. В невесомости пенная масса вздыбилась, перемешалась с дымом. Направляю струю под приборную доску станции - оттуда идет дым. Саша уплыл в транспортный корабль для подготовки его к возможной расстыковке. Я глянул в иллюминатор. Под нами проплывала Огненная Земля. «Как Магеллан смог найти пролив?» - в одно мгновение успел подумать и снова направил струю за пульт управления бортовым вычислительным комплексом «Дельта». Дым больше не появлялся, но в станции его было много. Слезы заливали глаза. Я разгреб пенно-дымную смесь, разорвал покрывающую пол матерчатую плотную обшивку и приложил руку к металлу. Он был теплый, но не горячий. Температурное поле было ровным, нигде я не находил аномальных температурных мест. «Корпус не горел, он нагрелся от Солнца»,- подумал я, и радостное тепло разлилось по всему телу. Позвал Сашу. По его лицу понял, что исходом нашего сражения он доволен. Дал и ему пощупать металл. Он долго, как бы прислушиваясь, шарил рукой по корпусу станции. Потом сказал, тихо так, спокойно, по-рабочему: - Да, здесь все нормально. Будем думать, что делать дальше. В этот момент мы обнаружили, что один из пультов, на который попала пенная масса, бессильно мигает всеми своими транспарантами. Что это? Новая беда? Срочно отстыковываем разъем электропитания, осторожно и плотно изолируем разомкнутый силовой кабель. Причину поняли сразу: пена из огнетушителя оказалась электропроводной. Саша ртом выдувает пену из-за пульта. Вижу, что от наших движений дым распространяется по всему объему станции. Приношу две простыни, и мы «выгоняем» дым в переходный отсек. Сколько времени прошло? Не знаем. В любом случае - считанные минуты. До сеанса связи еще далеко. И вдруг ощущаю, что начинаю хуже видеть. Светильники стали терять свои очертания, расплываясь перед глазами, свет от них стал идти как из тумана. И какой же молодец Саша! Не успел я что-нибудь сказать, как он надел на меня изолирующий противогаз и попросил отплыть к конусу научной аппаратуры, куда дым не добрался. - Отравление может быть. Неизвестно, что горело, подыши,- сказал он, наклоняясь ко мне. Через несколько минут я стал видеть нормально, отдал противогаз Саше. У него не проходил удушливый кашель. Начался сеанс связи. Я коротко доложил: - Заря, я - Фотон. Сработали по 27-й странице красной книжки. - Это означало, что было возгорание на борту. На некоторое время воцарилась гнетущая тишина. Для Земли эта весть была страшной, неожиданной и неприятной. - Где вы находитесь? - прозвучал первый вопрос с Земли. - Находимся в станции. Считаем, что очаг пожара ликвидировали, но где горело и в чем причина - сказать не можем, давайте будем искать вместе. В дальнейшем наше предположение оправдалось: было возгорание пульта бортового вычислительного комплекса. Вспомнил о своих мыслях. Стоит ли их сейчас стесняться? Думаю, что не стоит. Да, было страшно, были сомнения, хотелось сразу улететь в транспортный корабль, но… Чувство любви к Родине, долга перед своим народом, патриотизма и собственного достоинства ни для кого, на мой взгляд, не должны быть понятиями абстрактными или сказанными ради красного словца.

Третий космический полёт

В период с 12 марта по 26 мая 1981 г. В. Коваленок с бортинженером В. Савиных совершил свой третий космический полет в качестве командира КК «Союз Т-4» по программе 5-й основной экспедиции на ДОС «Салют-6». Программа полета выполнена полностью. При ее планировании и выполнении учитывались заявки многочисленных организаций, 22 министерств и ведомств страны, а также ряда социалистических государств. Очень эффективными оказались исследования по космической технологии, физике верхней атмосферы, океанологии и особенно геофизике. Значительная часть рабочего времени была затрачена на проведение ремонтно-восстановительных работ на станции для обеспечения проведения двух международных космических экспедиций по программе «Интеркосмос». Чрезмерные нагрузки, выпавшие на долю экипажа 5-й основной экспедиции на ДОС «Салют-6», объяснимы. Всем было понятно, что это последний экипаж на станции. И поэтому все заинтересованные лица оказывали всевозможное давление на Центр управления полетом с целью активизации быстрейшего завершения научных экспериментов, как официально включенных в программу полета «Салюта-6», так и добавленных дополнительно. Естественно ЦУП был вынужден держать космонавтов в режиме сверх повышенной готовности. За успешное осуществление длительного космического полета на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Салют-6» - «Союз» и проявленное при этом мужество и героизм полковник В. Коваленок был награжден второй медалью «Золотая звезда» Героя Советского Союза и орденом Ленина. Президиум Верховного Совета СССР постановил соорудить бронзовый бюст на родине Героя. В. Коваленку присваивается звание Героя Монгольской Народной Республики, он становится космонавтом 1-го класса. Продолжительность полета составила 74 суток часов 37 минут 23 секунды. Еще в 1978 г., находясь на борту «Салюта-6», В. Коваленок принял решение: если ему и доведется еще раз побывать в космосе, то третий полет будет обязательно длительным и станет для него последним. Что и произошло. Так закончил полетную деятельность один из самых легендарных летчиков-космонавтов СССР.

Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, кандидат военных наук и профессор Владимир Васильевич Коваленок трижды покорял бескрайние космические просторы. Накануне Дня космонавтики он любезно согласился ответить на вопросы корреспондента «РГ/РБ» .

– Владимир Васильевич, кем вы хотели стать в детстве? Я знаю, что вы родились в очень тяжелое время – шла война...

Лётчик-космонавт СССР Владимир Ковалёнок

– Это был 1942 год, и, естественно, мое военное и послевоенное детство в Белоруссии – разрушенной и сожженной – проходило, по сути, непосредственно под влиянием военных действий. У нас в деревне мы с ребятами нашли несколько сбитых советских самолетов, и меня привлекло летное дело, тем более что в одном из самолетов я нашел шлемофон. Вот с тех пор я и стал мечтать стать летчиком. В 1957 году, когда полетел первый спутник, мы вышли на него ночью посмотреть, и я произнес фразу: «Раз летают самолеты и спутники, то скоро полетят и люди!» Так у меня родилась мечта стать космонавтом.

– Как вы ее осуществили?

– В конце 50-х годов, когда в космос сначала полетели спутники, а затем и собаки Белка и Стрелка, все наши газеты пестрили фотографиями людей в белых халатах, поэтому многие фантазеры и авантюристы, каким был на тот момент и я, думали: «Кто же полетит первым из людей – летчик или врач?». Я сделал вывод, что, скорей всего, врач, и по окончании школы в 1959 году поступил в военно-медицинскую академию в Ленинграде. Но тут, наверно, вмешались какие-то высшие силы, и я каким-то образом почувствовал, что все же первым космонавтом будет не врач, а летчик. Поэтому я не стал учиться в академии, хотя уже был в нее зачислен, а переехал из Ленинграда в город Балашов Саратовской области и поступил в летное училище.

– Какое на вас произвело впечатление сообщение о том, что в космос полетел первый человек?

– Когда в апреле 1961 года я ехал на каникулы и находился в поезде, то услышал, как знаменитый диктор Юрий Левитан объявил о том, что Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос. Хорошо, что на мне был курсантский китель, иначе бы мое сердце выскочило из груди, так как я угадал профессию!

– Владимир Васильевич, а как вы были зачислены в отряд космонавтов, ведь наверняка существовали очень строгие критерии отбора – не только по медицинским, но и по, так сказать, идеологическим показателям?

– После окончания училища я попал в военно-транспортную авиацию и был в эскадрилье, которая занималась поиском возвращаемых на землю аппаратов-спутников из космоса. И это меня еще раз навело на мысль о том, что я постепенно приближаюсь к заветной мечте. Тогда почему-то было стыдно об этом говорить – все стеснялись. Разве можно простому деревенскому парню мечтать о космосе? Я принимал участие в поиске летательного аппарата космонавта Леонова в 1965 году, когда Алексей Архипович вышел в открытый космос, а в мае того же года мне было предложено пройти медицинскую комиссию. Вот так постепенно я приблизился к заветной цели. Тогда основной упор был сделан на здоровье, считалось, что это – основной критерий. Мне пришлось пройти комиссию дважды, так как с первого раза я ее не прошел. В 1967 году я попал в отряд космонавтов.

– Какой был конкурс?

– По тем временам это был не конкурс, а просто какое-то издевательство наших врачей над летчиками. Чего они только не придумывали для испытаний – и импульсные токи, и вращения по 15 минут, и качели вниз головой и т. д. Пришлось все это выдержать, но я знаю, что в 1965 году, когда в отряд космонавтов был зачислен Петр Климук, через госпиталь прошло около 1200 летчиков. Многих из них вообще комиссовали и лишили летной работы, а 20 космонавтов были набраны. Но в 1967 году взяли только 12 человек.

– В те годы космос был засекречен. С вас брали какую-либо подписку о неразглашении секретной информации?

– В обществе до сих пор бытует неверная информация о том, что с нас брали подобные подписки. Ничего особенного от нас не требовали, а просто рекомендовали поменьше трепаться, потому что сотрудники политотделов и особисты (работники органов госбезопасности) нас предупреждали, что если станет известна сфера нашей деятельности, то кто-то сможет нас скомпрометировать или завербовать. Осторожность была, поэтому я в своей деревне до самого полета никому не сообщал о том, где нахожусь, чем занимаюсь. Я говорил, что просто летаю. Мы тогда особенно не хвастались, что находимся в отряде космонавтов, но никаких подписок о неразглашении никогда не было, это миф!

– Вы три раза летали в космос, но во время первого полета, насколько я знаю, произошла так называемая нештатная ситуация.

– Я четыре раза соприкоснулся со станцией, но так получилось, что в стыковочном узле не сложились замки, поэтому сцепления не произошло, и мы сели на Землю досрочно. При этом довольно серьезно рисковали, так как топлива почти не осталось. Мы садились на аварийной системе, горючего хватило впритык.

– А что вам запомнилось из всех трех полетов, если суммировать общие впечатления?

– Каждый из полетов – по-своему яркий и запоминающийся. В первом, как я уже отмечал, были определенные сложности из-за того, что не удалось состыковаться и выполнить намеченные задачи. Второй запомнился тем, что к тому времени я уже получил профессиональные навыки – и как оператор, и как наблюдатель, как исследователь и ученый. Третий полет тоже был своеобразным – тем, что станция на тот момент уже дышала на ладан. Но нужно было закрыть программу «Интеркосмос» , поэтому мне снова пришлось лететь. Я выполнил это задание, мы закончили программу «Интеркосмос» , отремонтировали станцию и оставили ее на орбите в качестве резервной станции – на всякий случай, если произойдет нештатная ситуация.

– Как вы относитесь к модному нынче явлению – космическому туризму?

– Мое мнение по данному вопросу неоднозначное. С одной стороны, это хорошо, что люди теперь имеют такую возможность, но с другой – я как исследователь и ученый считаю, что пока это делать рановато, потому что мы еще не использовали все рациональные возможности экипажей для того, чтобы была мощная отдача. Я на данном этапе на международном уровне уделил бы внимание одной-единственной проблеме – исследованию природных ресурсов Земли в глобальном и планетарном масштабе. Люди варварски относятся к природе. Так, например, в свое время произошло с нашим Аральским морем: когда из него забрали воду для рекордного урожая хлопка, оно погибло. А я еще в 1977 году, при первом полете, предупредил, что Арал гибнет. Планета Земля требует к себе пристального внимания, это очень хрупкое создание, а мы сейчас организуем только международные полеты и осуществляем выходы в открытый космос. Это тоже потребуется со временем, но сейчас, если бы я был мировым правителем, то заставил бы все страны мира сконцентрировать внимание на исследовании Мирового океана, так как он очень засоряется, на сохранении лесных ресурсов, ведь это «легкие» планеты, на проблемах экологии. Когда я наблюдал, как пыльная буря с пустыни Сахары, подхваченная воздушными потоками, попала в циклон, который затем пролился на Филиппинах оранжевым дождем, это меня очень впечатлило! Но если космический туризм дает какую-то пользу, то я не возражаю. По-видимому, на данном этапе для нашего российского космоса космический туризм – вынужденная мера для инвестирования полетов, так как после развала Советского Союза России в одиночку трудно было удержаться на плаву в космическом деле. Но об этом уже не мне судить. Я всего лишь пенсионер, возглавляющий Федерацию космонавтики России, высказывающий личное мнение.

Беседовал Евгений Кудряц

"Русская Германия" № 15, 2009 г.

Наша справка:


Владимир Васильевич Коваленок родился 3 марта 1942 года в деревне Белое Крупского района Минской области Белорусской ССР, где и провел детские и школьные годы. Окончил 10 классов средней школы. Затем поступил в Балашовское высшее авиационное училище летчиков, которое окончил в 1963 году. Служил в военно-транспортной авиации, где совершал полеты на самолетах АН-24 – сначала в качестве второго пилота, а затем командира корабля.
В 1967 году был зачислен в отряд космонавтов, в группу ВВС № 4, где прошел полный курс общекосмической подготовки и курс подготовки к полетам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях «Салют».
В мае 1975 года входил в состав дублирующего экипажа при полете «Союза-18-2».
В 1976 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина, при этом не прерывая работы в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.
Совершил три полета в космос: в 1977-м, 1978-м и 1981 г.
С 1989-го по 1992 год являлся народным депутатом Республики Беларусь. С 1991 года – президент Белорусской республиканской федерации космонавтики. С 1992-го по 2002 год – начальник Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Получил звание генерал-полковника авиации. Кандидат военных наук, профессор.
Звания и награды:
дважды Герой Советского Союза (2 ноября 1978 года, 26 мая 1981 года);
орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (16 мая 1996 года);
три ордена Ленина (15 ноября 1977 год, 2 ноября 1978 года, 26 мая 1981 года);
орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени (12 августа 1991 года).


GD Star Rating
a WordPress rating system

GD Star Rating
a WordPress rating system

За 3 рейса в космос налетал 216 дней 9 часов 9 минут 40 секунд.


Космонавт России. Родился 3 марта 1942 года в деревне Белое Крупского района Минской области Белорусской ССР (ныне - Республика Беларусь). Там же прошли его детские и школьные годы, там же закончил среднюю школу. После десятилетки стал курсантом Балашовского высшего авиационного училища летчиков. Закончил училище в 1963 году, служил в военно- транспортной авиации, летал на самолетах Ан-24, сначала вторым пилотом, потом командиром корабля. В 1967 году зачислен в отряд советских космонавтов (1967 Группа ВВС № 4). Прошел полный курс общекосмической подготовки и подготовки к полетам на кораблях типа "Союз" и орбитальных станциях "Салют". В 1976 году без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина закончил Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина. В мае 1975 года входил в состав дублирующего экипажа при полете космического корабля "Союз-18-2". Первый полет в космос совершил с 9 по 11 октября 1977 года вместе с Валерием Викторовичем РЮМИНЫМ в качестве командира космического корабля "Союз-25" (позывной - "Фотон-1"). Программа полета предусматривала работу на борту орбитальной станции "Салют-6". Из-за нештатного режима работы системы сближения стыковку корабля и станции осуществить не удалось и полет был досрочно прекращен. Продолжительность пребывания в космосе составила 2 дня 44 минуты 45 секунд. В декабре 1977 года и в январе 1978 года входил в состав дублирующих экипажей при полетах космических кораблей "Союз-26" и "Союз-27". Свой второй полет в космос начал 15 июня 1978 года вместе с Александром Сергеевичем ИВАНЧЕНКОВЫМ в качестве командира космического корабля "Союз-29". В ходе 140-суточного полета на борту станции "Салют-6" экипаж принял две международные экспедиции: советско-польскую в составе Петра Ильича КЛИМУКА и Мирослава ГЕРМАШЕВСКОГО и советско-немецкую в составе Валерия Федоровича БЫКОВСКОГО и Зигмунда ЙЕНА. 29 июля 1978 года вместе с Александром Сергеевичем ИВАНЧЕНКОВЫМ совершил выход в открытый космос. Продолжительность пребывания вне корабля составила 2 часа 5 минут. 2 ноября 1978 года возвратился на Землю на борту космического корабля "Союз-31". Продолжительность пребывания в космосе составила 139 дней 14 часов 47 минут 32 секунды. В ноябре 1980 года входил в состав дублирующего экипажа при полете космического корабля "Союз Т-3". Свой третий космический полет совершил с 12 марта по 26 мая 1981 года вместе с Виктором Петровичем САВИНЫХ в качестве командира космического корабля "Союз Т-4". Работал на борту орбитальной станции "Салют-6". В ходе 75-суточного полета на борту станции экипаж принял две международные экспедиции: советско-монгольскую в составе Владимира Александровича ДЖАНИБЕКОВА и Жугдэрдэмидийна ГУРРАГЧИ и советско-румынскую в составе Леонида Ивановича ПОПОВА и Думитру ПРУНАРИУ. Продолжительность пребывания в космосе составила 74 дня 17 часов 37 минут 23 секунды. За 3 рейса в космос налетал 216 дней 9 часов 9 минут 40 секунд. В 1984 году закончил Академию Генштаба. Работал заместителем начальника управления Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, заместителем командующего воздушной армией Верховного главнокомандования (стратегического назначения), заместителем начальника кафедры Военной академии Генштаба, руководил Центральным НИИ Министерства обороны по авиационно-космической технике. С 1992 года - начальник Военно-воздушной инженерной академии имени. С 1991 года - президент Белорусской республиканской федерации космонавтики. Генерал- полковник авиации. Кандидат военных наук, профессор. Народный депутат Республики Беларусь с 1989 года по 1992 год.

Дважды Герой Советского Союза (Указы Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1978 года и 26 мая 1981 года). Награжден тремя орденами Ленина, медалями, иностранными орденами и медалями. Герой Германской Демократической Республики. Герой Монгольской Народной Республики. Удостоен Золотой медали имени К.Э.Циолковского АН СССР. Почетный гражданин городов Калуга, Пермь, Киров (Россия), Джезказган (Казахстан), Улан-Батор, Дархан (Монголия).

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png