Вопрос:

У нас было семейное собрание с родственниками, и на нем мы обсудили выбор имени для детей. Спор возник по поводу называния детей именами пророков ????? ?????? и сподвижников. Одна родственница сказала, что не любит имена Закария????? и Мухаммад???? , потому что это старые имена. Она убеждала нас, что любит пророка Мухаммада ??? ???? ???? ???? , однако считает, что его имя несовременное. К несовременным именам она также отнесла Аишу????? , Нусейбу????? , Ису???? , Фатиму????? и т.д. Под современными именами она имела в виду Шараф???, Тамер???? и пр. Можно ли говорить такое о пророках, т.е. говорить, что их имена древние, некрасивые для нашего времени, и очерняют ли такие слова веру говорящего так человека? И джазакумуллаху хайран. Дыяуддин.

Ответ : во имя Аллаха, и хвала Аллаху, и да пребудет мир и благословение над посланником Аллаха, а затем:

В наречении детей именами пророков и праведников (и во главе их стоят сподвижники) содержится религиозная польза. Это лучшие имена, т.к. Всевышний Аллах избрал их для наилучших из Своих созданий. В наречении такими именами содержится напоминание о пророках и побуждение к подражанию им, поэтому они являются желательными по шариату. В хадисе говорится:

????? ?????? ????????

«Называйте именами пророков». Хадис привели Абу Дауд и Абу Яъля. Тот, кто не любит эти имена и отказывается от них, тот ошибся и противоречит пророческому руководству.

Ибн аль-Къаййим сказал в «Тухфат аль-мавлюд биахкамиль-мавдуд»: «Саид бин аль-Мусаййиб сказал: «Самые любимые имена для Аллаха – имена пророков. В «Тарихе» Ибн Аби Хейсамы приводится, что у Тальхи было 10 сыновей, и все они носили имена пророков. У аз-Зубейра было 10 сыновей, и все они были названы именами шахидов. Тальха сказал ему: «Я называю именами пророков, а ты – именами шахидов». Аз-Зубейр ответил: «Я сильно желаю, чтобы мои дети были шахидами, но ты не можешь желать, чтобы твои дети стали пророками».

В «Сахихе» Муслима приводится хадис от Абу Мусы, который сказал: «У меня родился сын, я пришел с ним к пророку??? ???? ???? ????, и он назвал его Ибрагимом и сделал ему тахник фиником».

Аль-Бухари сказал в своем «Сахихе»: «Глава о тех, кого звали именами пророков. Нам рассказал Ибн ан-Нумейр, нам рассказал Мухаммад бин Бишр, нам рассказал Исмаил: я сказал Ибн Аби Ауфа: «Я видел Ибрагима, сына пророка??? ???? ???? ????. Он умер в детстве. И если бы было суждено, что после Мухаммада??? ???? ???? ???? будет пророк, его сын бы выжил. Но после него нет пророка». Затем он упомянул хадис аль-Бары, что когда умер Ибрагим, пророк??? ???? ???? ???? сказал:

????? ???? ????????? ??? ??????????

«Воистину, у него есть кормилица в раю».

В «Сахихе» Муслима есть глава о том, чтобы называть именами пророков и праведников, и там упоминается хадис аль-Мугиры бин Шуъбы, который сказал: «Когда я прибыл в Наджран, меня спросили (христиане): «Вот вы читаете (т.е. в Коране – прим.пер.): «О сестра Гаруна и Мусы» (про Марьям, мать Исы ???? ??????) , а до Исы было столько-то и столько лет». И когда я пришел к посланнику Аллаха??? ???? ???? ????, то спросил его об этом, и он сказал, что они (иудеи эпохи Марьям) называли детей по именам своих пророков и праведников, живших до них».

Ан-Навави также выделил главу в своем «Шархе» Муслима, которую назвал «Желательность называть именами пророков».

Шейх Мухаммад аль-Мухтар аш-Шанкъити сказал в «Шарх Зад аль-Мустакънаъ»: «Желательно называть именами праведников. Как достоверно пришло в хадисе аль-Мугиры??? ???? ??? ??????, что пророк??? ???? ???? ???? сказал:

????? -?? ????? ?? ?????- ????? ????????? ????????? ?????

«Они (т.е. те, кто жили до них) называли в честь своих пророков и праведников, живших ранее».

Мудрость в этом такова, что если человека называли именем пророка или праведника, то когда он вырастал, то читал историю этого пророка, благочестивого имама или достойного ученого, проникался и брал его для себя в качестве примера для подражания, и это врожденное природное чувство… И в душах содержатся побуждения к добру, и так имена становятся дорогой к благу. Напротив, называние в честь злодеев, грешников и нечестивцев побуждает человека к порочности. Что касается того, чтобы называть именами кафиров, то это запрещено, т.к. в этом содержится подражание им».

Однако пришлая культура привнесла различные идейные тенденции, и одно из худшего, что было извергнуто некоторыми европеизированными людьми – отвращение к украшению детей – шариатским именам, и их желание называть иностранными именами. Кто не любит эти исламские имена – заблуждается, и ему нужно покаяться Всевышнему Аллаху. Его заявление, что он любит нашего господина Мухаммада??? ???? ???? ????, но не любит его имя, противоречит само себе. И тот, кто полюбил человека, полюбит и его имя и захочет так называть своего ребенка, и действие, а не просто слова, является истинным доказательством любви.

Что касается слов, что это якобы старые имена, не современные – то эти слова источают запах европеизации и ильмании (секуляризма), и они не достойны мусульманина, гордящегося своей религией, своим пророком и его благородными сподвижниками.

Вместе с этим, мы придерживаемся хорошего мнения о женщине, которая сказала эти слова, и предполагаем, что она не имела в виду то, что говорила. Мы призываем ее образумиться. Если она хочет «современное» имя, то ей можно выражать свое желание, если это имя хорошее, но не надо разглашать свою нелюбовь к самым любимым для мусульман именам.

Далее, слова, что эти имена несовременные, являются чистой воды ложью, которые могут свидетельствовать только о том, что человек не живет среди мусульман в разных частях света. И статистика доказывает, что самое частое имя среди исламских имен – Мухаммад.

Намаз можно сократить, вместо четырех ракаатов совершая два. Сокращаются обеденный, послеобеденный и ночной намазы, а вечерний и утренний - не сокращаются. При вступлении в намаз в намерении совершить намаз добавляют еще и слово «сокращая». Для того, чтобы разрешалось сокращать намаз, путь должен быть не менее 92 км. Если путник совершает намаз за непутником или за тем путником, который не намерен сокращать намаз, то ему сокращать свой намаз нельзя. Если путь превышает 138 км., то сокращать намаз предпочтительнее, чем совершать его полностью.

Перенос намаза.

Можно перенести обеденный намаз на послеобеденный (назад), а также послеобеденный на обеденный (вперед). Также можно перенести вечерний на ночной и наоборот. Нельзя совмещать друг с другом вечерний и послеобеденный намазы. Также не совмещаются ночной и утренний и наоборот, утренний на обеденный и наоборот.

Если обеденный намаз переносится на послеобеденный (то есть назад), то при наступлении обеденного намаза нужно сделать сердцем намерение о переносе этого намаза на послеобеденный намаз. Если без такого намерения настанет срок послеобеденного намаза, то он (обеденный) считается пропущенным.

При совершении обоих намазов в послеобеденное время нужно делать намерение таким образом: Я намереваюсь совершить обеденный фарз-намаз, перенеся на послеобеденный намаз. После салама встают, читают икамат и произносят намерение: Я намереваюсь совершить обязательный послеобеденный фарз-намаз. Вместе с переносом можно намазы и сокращать. Но при вступлении в каждый намаз в намерение добавляют еще и слово «сокращая». Например: Я намереваюсь совершить обеденный намаз с переносом на послеобеденный, сокращая . Затем совершают два ракаата обеденного намаза, после салама соверщают икамат и намерение: Я намереваюсь совершить послеобеденный фарз-намаз, объединив с обеденным намазом, сокращая. Затем совершают два ракаата и выходят из намаза саламом. Такой же порядок сохраняется при переносе вечернего намаза на ночной или с ночного на вечерний.

Если намаз переносится вперед, т.е. послеобеденный на обеденный и ночной на вечерний, то, помимо того, что путь должен быть дозволенным и длинным, необходимы три условия:

1) При намерении первого намаза нужно иметь намерение совершить, совмещая, и второй намаз.

2) Между обоими намазами читается только икамат, и, не отвлекаясь, быстро вступают во второй намаз.

3) Передний намаз совершают первым, а вторым совершают следующий намаз, то есть сначала обеденный, затем послеобеденный (либо вечерний, затем ночной).

Если из этих трех условий отсутствует хоть одно, то перенос намаза вперед не допускается. При переносе намазов назад, т.е. обеденного на послеобеденный или вечернего на ночной, необходимо одно условие. До истечения первого намаза нужно сердцем сделать намерение о переносе намаза. Других условий нет.

При объединении обоих намазов желательно вначале призвать к намазу (азан), затем совершить ратибаты (совершаемые до намаза), а затем для обоих отдельно прочитать икамат. Между обоими намазами не должно быть иных разговоров, кроме икамата.

Многие говорят, что при выходе из дома не сделали намерение для пути и поэтому нельзя сокращать и переносить намазы. Такого нет в Шариате. При выходе из дома не надо делать особого намерения о выходе в путь. Достаточно, если у путника определено место, куда он едет, и расстояние путешествия насчитывает не менее 92 км.

Для того, чтобы можно было переносить и сокращать намазы, нужно покинуть границы своего села (города). После прибытия в село (город) тоже нельзя сокращать намазы. Путь должен быть длиной больше 92 км, причем в одну сторону. К примеру, если уехать в город, расположенный на расстоянии 50 км, и вернуться назад, то это путешествием не засчитывается и нельзя сокращать и переносить намазы.

Если по прибытии в какой-нибудь населенный пункт путнику станет известно, что, не считая дня прибытия и отъезда, он должен остаться здесь четыре дня, то здесь путешествие заканчивается, и с того момента ему нельзя сокращать и переносить намазы. Но если остается три дня, то эти три дня тоже можно сокращать. Затем, если он хочет дальше ехать, нужно выяснить расстояние от этого города до места, куда отправляется (т.е. хватает 92 км).

Если хватает, то с окраины этого города он может сокращать и переносить намазы, а если нет, то нельзя. Также если в этом городе или селе путник в ожидании решения вопроса проведет время, то до истечения 18 суток ему можно переносить и сокращать намазы по мазхабу имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах).

Совершение намазов-суннат путником

Некоторые люди говорят, что в пути намазы-суннат нельзя совершать. В свое оправдание они приводят то, что для обязательных намазов имеется разрешение сокращать, но какой, мол, смысл, совершать суннаты, создавая себе затруднения.

Каждый намаз-суннат имеет определенное вознаграждение, и при возможности, и если это не затрудняет нас, то зачем упускать вознаграждение, ссылаясь на то, что мы находимся в пути? Более того, по Шариату, чтобы мы совершали намазы-суннат, сделаны большие облегчения.

Намазы-суннат путник может совершать, находясь в транспорте, в движении. При возможности, вступая и заканчивая намаз, следует повернуться к Каабе, а если невозможно, то совершаешь, как можешь. Машина едет, а ты молишься. Нужно опираться на хадис, а не выносить решения по своему усмотрению.

В хадисе, переданном Бухари (да будет доволен им Аллах) сказано: «Пророк r совершал намазы-суннат, сидя на верблюде, куда оборачивался, туда и молился, а когда нужно было совершать фарз-намаз, то сходил (слезал) с верблюда» («Итхаф-уль ссадатиль муттакин», т. 7, с 522).

Имамы всех мазхабов разрешают в пути совершать суннат-намазы, будь то ратибат или другие суннаты («Рахматуль уммат, Хамим Мизану Ша’рани», т. 1 с. 65).

Имам аль-Газали (да будет доволен им Аллах) пишет: «Из-за того, что находишься в пути, нельзя упускать намазы-суннат. Потому что вознаграждение, которое он упустит из-за не совершения суннатов больше, чем то, которое он получил от путешествия» («Ихьяу-улюмиддин», т. 2, 376).

Но нельзя усердствовать в намазах-суннат, если все его ждут. Другое дело, если вся группа совершает все суннаты. Те, кто совершают, должны постараться по возможности совершать намаз-суннат, пока спутники отвлечены чем-то другим или готовятся к намазу. А если и так не удается, то нужно совершать их на машине во время движения.

Порядок совершения перенесенных намазов и их ратибатов.

1) Если обеденный намаз переносится на послеобеденный и обратно, то сначала оглашают азан, затем совершают четыре ракаата суннат-ратибат обеденного намаза (по два ракаата), после читают икамат и совершают обеденный фарз, а затем читают икамат, совершают послеобеденный намаз, затем совершают ратибаты обеденного намаза, четыре ракаата – по два, затем послеобеденного намаза – четыре ракаата – по два.

2) Если вечерний намаз переносится на ночной или обратно, первым оглашается азан, затем читают икамат и совершают вечерний намаз-фарз, затем читают икамат и совершают ночной фарз-намаз, затем совершают ратибат вечернего намаза (два ракаата), затем шесть ракаатов намаза-аввабинов (по два), затем два ракаата ночного намаза, затем три, пять, семь, девять или одиннадцать ракаатов витру (по два ракаата и в конце один нечетный ракаат). Здесь нет разницы переноса намаза вперед или назад («Итхаф» т. 7, с 518-519).

Если послеобеденный намаз переносится на обеденный, дозволено совершить суннаты послеобеденного намаза во время обеденного намаза, а также можно отложить совершение ратибатов послеобеденного намаза до наступления его времени. Также можно поступить и при переносе ночного намаза на вечерний.

Путнику также желательно совершать не только намазы ратибаты, но и другие суннаты, такие, как зуха, таххаджуд, аввабин, витру и другие. Эти намазы также дозволено совершать и сидя на машине.

Этикет.

Этикетами и молитвами (дуа) подготовки к пути, самого пути, сокращениями и переносами намазов можно пользоваться не только по пути на хадж и обратно. Эти правила общие для всех дозволенных путешествий, при определенных условиях. Путникам желательно иметь с собой зеркало, ножницы, расческу и сивак. В наше время нужно иметь с собой еще компас и карту для определения стороны Киблы. Нужно знать и расположение Киблы в проезжаемых странах. Потому что если придется совершать намаз там, где нет мечети и совершили намаз не в сторону Каабы, то этим людям будет большой грех за то, что не изучили методы определения Каабы.

По книге "Намаз опора религии"

«Сафарийлик» означает путешествие, нахождение в дороге; нахождение в пути определенной длины. В исламской терминологии этот термин имеет особое значение и означает путешествие на определенное расстояние. Это расстояние измеряется трехдневным походом, умеренным шагом, то есть расстояние, которое пешком можно было бы преодолеть за восемнадцать часов. То есть это расстояние, которое требует трех ночлегов.

Есть два разных мнения по поводу того, когда наступает состояние сафарийлик :

1- Первая группа считает, что основополагающим условием является расстояние. Согласно этой точке зрения при путешествии на расстояние более чем 90км, человек становится сафарий и начинает совершать намазы в сокращенной форме.

2- Вторая группа считает, что основополагающим является не расстояние, а время. Согласно этой точке зрения при путешествии на более чем трое суток, человек становится сафарий. Соответственно намазы совершаются в сокращенной форме только при таком сроке путешествия и не могут сокращаться, основываясь на расстоянии.

По ханифитскому мазхабу человек должен совершать четырехракатные сафар-намазы в сокращенном виде – в виде двухракатных намазов. Однако даже если он совершит намаз в виде четырех ракатов, то и этот намаз будет считаться действительным. Согласно шафиитскому мазхабу даже в пути будет лучше совершать намаз в несокращенной форме. Даже если действительно все предпосылки для совершения сокращенного сафар-намаза присутствуют, то совершение полного намаза не сделает его недействительным. С другой стороны, если таких предпосылок нет, то сокращенно исполненный намаз не зачитается как действительный. Поэтому, по нашему мнению в целях предосторожности было бы правильней читать намаз в несокращенном виде. Вместе с этим важно постоянно придерживаться одного и того де подхода в этом вопросе, и не критиковать других верующих, поступающих по иному.

Предписания состояния сафарий

В состоянии сафарий верующим дозволены некоторые облегчения и разрешения. Во время рамадана, путешествующему разрешается не соблюдать пост. Путешествующему дозволено совершать намазы в сокращенном виде, а именно вместо четырех ракатов фардов совершать два раката. Такой сокращенный намаз называется «касры сал’ат».

Практика сокращения четырехракатных намазов во время нахождения в пути разрешается Кораном, Сунной и мнением ученых.

Всевышний Аллах сообщает следующее: «Когда вы находитесь в пути, то не будет грехом для вас укоротить сал’ат (намаз), если вы опасаетесь угрозы со стороны неверных. Воистину, неверные - ваши явные враги.» (Сура Женщины, аят 101) То, что в этом аяте сокращение намаза привязывается к внешним угрозам, поясняется тем, что путешествия Пророка (меиб) не были лишены опасностей. Однажды один из сподвижников Пророка (меиб) Яъла бин Умайя (мир ему) спросил у Умара: «Почему мы совершаем намазы в сокращенной форме? Ведь нам не сулит никакая опасность». В ответ на это Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «И я спрашивал об этом Пророка (меиб), на что он мне ответил: «Это является облегчением, дарованным вам Аллахом, и вам следует принять этот дар»» (Муслим, Мисафир, 4; Тирмизи, Тахаре, 4, 20; Насаи, Таксир, I).

Существуют неопровержимые предания о том, что достопочтенный Пророк (меиб) совершал намазы в сокращенном виде при путешествиях во время хаджа, умры или при условиях войны. Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сообщил следующее:

«Однажды я был попутчиком Пророка (меиб). Он при путешествиях не совершал намазы более чем в два раката. Также поступали и Абу Бакр, Умар и Осман.» (Ибн Мадже, Икаме, 75). Есть предания о том, что Умар сообщил следующее: «Намаз путника, как было сказано Пророком, в несокращенном виде является равным двум ракатам» (Бухари, Таксир, 11; Кусуф, 4; Ибн Мадже, Икаме, 73, 124).

Возникает вопрос- Является сокращение четырехракатного фард намаза для путника обязательным или же все же он вправе выбирать сам между сокращением или несокращением?

По Ханифитскому мазхабу, сокращение намаза путником является ваджибом и проявлением тщательности в соблюдении религии. А сознательное совершение фард намаза более чем два раката является макрухом. Вместе с этим если путник после совершения двух ракатов и чтения ташаххуда, совершит еще два раката, то это будет приравнено к исполнению двух ракатов фарда, и продолжению в виде двух ракатов нафиля намаза. Единственный минусом в таком поступке, будет откладывание саляма, который должен был быть дан после двух ракатов, на самый конец намаза. Однако если человек не исполнил ташаххуд после второго раката, то двухракатный фард намаз не будет считаться исполненным. Ведь такое же правило так же присутствует во время утренней и пятничной молитвы. Есть предание о том, что Аиша (да будет доволен ей Аллах) сообщила следующее: «Намаз был сделан фардом в виде двух ракатов, а затем был увеличен до четырех для находящихся дома, а для путников продолжил оставаться двухракатным. (Бухари, Сал’ат,1; Муслим, Мисафирин, 1; Абу Давуд, II, 3). Следующие слова по преданию были сказаны Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах): «Всевышний Аллах назначил фард намаз для находящихся дома четырехракатным, а для путников двухракатным» (Муслим, Мисафирин, 5,6; Абу Давуд, Сафар, 18; Насаи, Хавф,4; Ибн Мадже Икаме, 75).

По маликитскому мазхабу, совершение намаза в пути в сокращенном виде, является несомненной сунной, а по шафиитскому и ханбалитскому мазхабам это является дозволенным делом, предоставленным свободному выбору каждого. Находящийся в пути вправе выбирать между сокращением или обычным исполнением фард намаза. Тем не менее, по ханбалитскому мазхабу сокращенное исполнение намаза является более предпочтительным, потому что так поступали Пророк (меиб) и его четыре халифа.

Совершать намаз в сокращенном виде дозволяется для всех видов путешествий независимо от того, проделывается ли путешествие в религиозных целях, для коммерции или для чего-то греховного. Например, если человек находится в пути для греховного развлечения, или грабежа, или же исполнения другого харамного дела, он может воспользоваться правом совершения намаза в сокращенном виде. Ведь об этом даже сообщается в аяте: «Когда вы находитесь в пути, то не будет грехом для вас укоротить намаз » (Сура Женщины, аят 101), который не делает различия между путниками в зависимости от цели их путешествия. (Ибнуль-Хумам, a.g.e., I, 405.; Ибн Абидин, Раддуль Мухтар, I, 733, 736).

По мнению большинства муджтахидов вне ханифитского мазхаба, все облегчения, предусмотренные в религии для путников (такие как сокращение намаза, объединение намазов, совершение нафиля намазов верхом на средстве передвижения), не будут оставаться в силе, если целью поездки является что-то греховное. Например, если человек находится в пути для совершения разбоя, пьянства или для неразрешенной торговли, то он не может прибегнуть к вышеперечисленным облегчениям, предусмотренным для путников. Ведь в таких случаях человек находится в пути для проявления непокорности Аллаху. Правило в религии гласит «Разрешенные облегчения не могут быть использованы для совершения зла и греха». В аяте сообщается: «Воистину, [Аллах] запретил Вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим свой долг, то нет на нем греха. » (Сура Корова, аят 173). Необходимо обратить внимание, что все это разрешено, только если человек не превышает своих полномочий и не преступает свой долг перед Аллахом. Поэтому совершение греховных дел не может быть основанием для воспользования религиозными облегчениями/разрешениями (Ибн Кудаме, аль-Мугни, Кахире 1970, II, 261; Зухайли, II, 323; Ибн Рушд Бидаетуль Муджтахид, I, 163) так как здесь не соблюдается условие проявления покорности Аллаху.

Если путник намеревается находиться на новом месте пятнадцать или более дней, то он уже не будет считаться путником, и соответственно, ему уже не положено совершать намазы в сокращенной форме. Если же человек планирует оставаться в определенном месте пребывания менее пятнадцати дней, то он будет считаться путником и совершать намазы в сокращенной форме. Это правило является одинаковым с правилом, согласно которому период освобождения от исполнения религиозных обязательств для женщин во время менструации не может превышать пятнадцать дней. Несмотря на ее состояние менструации по прохождению пятнадцати дней женщина должна возобновить исполнение поста и намазов. Основанием для назначения такого срока для путников являются следующие слова, переданные нам Ибн Аббасом и Ибн Умаром (да будет доволен ими Аллах): «если ты являешься путником и намереваешься пробыть в определенном месте пребывания пятнадцать дней, то тебе надлежит совершать намазы в несокращенной форме. Если же ты не знаешь, сколько тебе нужно пробыть в этом месте то исполняй намазы сокращенно» (аз-Зухайли, аль-Фикхуль-Ислами ва Адиллатух, Дамаск 1405/1985, II, 323).

Если путник находится в определенном месте для решения какой-либо своей нужды, то ему положено совершать все намазы в сокращенной форме, даже если его пребывание продлится на годы. Ведь он сам не намеревается остаться более пятнадцати дней и соответственно его статус путника продолжает оставаться в силе. Кстати сам Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) пробыл в Азербайджане шесть месяцев и за это время исполнял намазы в сокращенной форме. Есть сообщения, что и другие сахабы поступали так же.

Если речь идет о военном походе армии, то солдатам положено совершать намазы в сокращенной форме, даже если они сделали остановку в месте пребывания, где они намереваются быть более пятнадцати дней. Все это обусловлено тем, что, несмотря на намерения солдат, окончательный срок их пребывания все же зависит от внешних обстоятельств, и они могут покинуть место раньше из-за поражения или других обстоятельств.

По шафиитскому и маликитскому мазхабам, если путник намеревается пробыть в определенном месте пребывания четыре или более дней, то он должен совершать намазы в полной форме. Потому, что в сунне говориться о том, что пребывание менее четырех дней не отменяет положение путника. Достопочтенный Пророк (меиб) сообщил: «Паломник пребывает три дня после завершения процедур паломничества (хаджа).» Ведь и сам Пророк (меиб) во время совершения умры пробыл в Мекке три дня и за это время совершал намазы сокращенно» (аш-Шавкани, Найлуль-Автар, III, 207).

По ханбалитскому мазхабу, если путник намеревается пробыть в определенном месте более четырех дней или же период времени, который включает в себя более двадцати намазов, то ему надлежит совершать намазы в полной форме. Иначе, он совершает их в сокращенной форме.

Во время совместного пребывания в пути, решающим является не состояние подчиненного, а состояние ведущего. Поэтому положение солдата, касательно того, может ли он прибегнуть к разрешениям/облегчениям в религии для путников или нет, будет, зависит от положения его командующего; для служащего от его работодателя; для учащегося от положения его наставника; для жены от положения ее супруга.

В этом вопросе правила религии, предусмотренные для путников, не распространяются на несовершеннолетних детей. А по шафиитскому мазхабу, если несовершеннолетний ребенок уже достиг умственной зрелости, то он в пути может совершать намазы сокращенно.

Если человек находится в пути в качестве подчиненного и не знает или не может узнать, куда его предводитель направляется, и на какой срок, то он в течение первых трех дней будет совершать намаз в несокращенном виде, а далее будет совершать в сокращенной форме.

При совершении намаза с джамаатом, имамом может быть как человек находящийся в состоянии путника, так и человек, постоянно проживающий в этой местности. Если имамом стал человек в состоянии путника, то после двух ракатов он делает салям, а стоящий позади него человек, не путник, продолжит намаз без чтения вслух и восполнит его до полной формы. При этом считается мустахабом (т.е. желательным) для имама предупредить джамаат до начала намаза, что он является путником и чтобы, джамаат довел намаз до конца самостоятельно. Если же путник стал совершать намаз позади имама непутника, то он совершит его также как и имам в несокращенной форме. Однажды когда у Ибн Аббаса спросили, почему путник в индивидуальном порядке совершает намазы в сокращенной форме, а в качестве джамаата за имамом непутником совершает его в полном виде, он ответил, что это является сунной. (Аз-Зухайли, a.g.e., II, 335).

Если человек хочет совершить четырехракатный каза намаз, пропущенный во время путешествия, то он не может совершить его позади имама, не являющегося путником. Ведь пропущенный намаз должен будет быть совершен как двухракатный намаз.

Нельзя совершать два отдельных намаза в объединенной форме по причине путешествия, дождя или снега. Такое объединение разрешается только во время паломничества (На Арафате для зухр и аср намазов; в Муздалифе для магриб и иша намазов) для совершения джамаатом. (смтр. времена молитв)

В остальных трех мазхабах, кроме ханифитского, разрешается объединить зухр и аср, или же магриб и иша, если на то есть уважительные причины. Например, можно во время намаза зухр совершить объединенный намаз за аср, или же во время иша намаза совершить объединенный намаз, включающий в себя и магриб намаз. Хотя все три мазхаба, кроме ханифитского, предусматривают возможность объединить намазы, все же подчинено строгим условиям.

Совершение каза намазов (т.е. пропущенных намазов) зависит от того, когда они были пропущены. Если человек совершает намаз, который был пропущен во время нахождения в пути, то он должен совершить каза намаз также сокращенно, даже если он уже не является путником. Аналогичным образом, совершение намаза, который был пропущен в обычное время, должно быть в полной форме, даже если в текущий момент человек находится в пути. То есть, каза намазы совершаются всегда в такой форме, в которой они должны были быть исполнены в свое время.

Завершения путешествия:

Когда человек возвращается на свою основную родину, то его состояние нахождения в пути заканчивается. При этом, не важно собирается ли он оставаться там более или менее пятнадцати дней. А когда речь идет о возвращении не на основную родину, а на место постоянного проживания, то разрешенность сокращения намазов зависит от срока его пребывания.

В общем, понятие родины разделяется на три:

1. «Основная родина (ватан асли)»: это то место где человек родился, либо женился и решил остаться на постоянно, либо решил остаться на постоянно, не желая переехать куда-либо в другое место.

2. «Родина проживания» (ватан икама): это место, которое не является «основной родиной» человека, и где человек всего лишь намеревается остаться на жительство на срок более чем пятнадцать дней. Например, когда человек по военной службе, учебе, работе и т.д. пребывает в месте, где он не намеревается остаться навсегда, но все же пробудет более пятнадцати дней, то это место будет его «родиной проживания».

3. «Краткосрочная родина» (ватан сукна): это место пребывания, где путник намеревается пробыть менее пятнадцати дней. В этом случае, конечно же, это пребывание не меняет ни основную родину, ни родину проживания. Такой человек будет считаться как на протяжении пути, так и во время краткого пребывания, путником (т.е. сафарий). А человек, который находится в пути к своей основной родине или родине проживания, считается сафарий только во время пути, но не по прибытию. Как только он достигает своей цели, то он сразу же перестает быть сафарий.

Если человек возвращается, откуда-либо на свою «родину проживания», то он по достижению цели тут же перестает быть сафарий. Аналогичным образом, если человек из своей «родины проживания» или «краткосрочный родины» возвращается на «основную родину», он также по достижению цели тут же перестает быть сафарий.

Если человек из места своего постоянного проживания переселяется на другое место для постоянного жительства, то уже новое место будет считаться его «основной родиной». Потому, что достопочтенный Пророк (меиб) при посещении Мекки действовал как сафарий и сообщил окружающим «Мы являемся сафарий» (аш-Шавкани, III, 270).

Если человек, имея семью в одном городе, переселяется в другой город без своей семьи и женится там, то оба города становятся для него «основной родиной». В каждом из них он не будет считаться сафарий.

Исламская энциклопедия

С наилучшими пожеланиями…...

Всевышний Аллах говорит (смысл): «…и Он не сделал для вас никакого затруднения в религии » (сура «Хадж», аят 78). То есть Аллах не предписал среди норм религии ничего, что приводит к изнурению и затруднению и ставит человека в затруднительную ситуацию. И где бы мусульманин ни оказался в затруднительной ситуации, Аллах облегчает ему положения религии, так что Его предписания всегда остаются приемлемыми и переносимыми.

Путешествие – это трудность, в которой человек остаётся без привычной для себя обстановки и комфорта, какими бы ни были средства передвижения и дела, по причине которых человек отправился в путь. Поэтому Всевышний Аллах облегчил путнику многие положения религии. К этим положениям относится и намаз. В сегодняшней статье мы поговорим о форме облегчения намаза, его условиях и о том, каким образом можно им воспользоваться.

Каким бывает намаз путника

Аллах установил в намазе путника два облегчения:

1) уменьшение числа совершаемых в намазе ракатов, которое называется «сокращение»;

2) совмещение двух намазов при совершении, посредством которого путник получает больше свободного времени, которое называется «объединение между двумя намазами».

1. Сокращение

Сокращение заключается в том, что четырёхракатные намазы, такие как обеденный (зухр), послеобеденный (аср) и ночной (иша), совершаются в два раката вместо четырёх. Утренний (фаджр) и вечерний (магриб) намазы не сокращаются.

Аллах говорит (смысл): «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов » (сура «Женщины», аят 101). Пользоваться облегчениями путешествия является дозволенным, независимо от наличия или отсутствия в пути трудностей.

Для того чтобы сокращение намаза было действительным, необходимо соблюдение следующих условий:

1. Сокращать намаз дозволено, когда человек находится в пути (сафар). Об условиях, которым такой путь должен соответствовать, будет сказано ниже.

2. Путник должен выехать за пределы зданий города. Если человек просто намерился отправиться в путь, но не выехал из города, ему нельзя сокращать и объединять намазы, поскольку такой человек ещё не является путником.

3. Путник не должен иметь намерения оставаться четыре дня, не считая дня приезда и дня отъезда, в месте, в которое он отправляется.

Если же у него будет такое намерение, то город, в который он отправляется, станет подобным его родине и месту его проживания. И ему не будет дозволено сокращать в нём намаз. В таком случае право на сокращение намаза остаётся у путника лишь непосредственно в пути.

Если же он намеревается оставаться в городе, в который отправляется, менее четырёх дней, или же он не знает, сколько дней в нём проведёт, как, например, если он должен сделать там работу, срок завершения которой ему не известен, то в первом случае он сокращает намаз, пока не вернётся в пределы своего города, а во втором – сокращает намаз в течение 18 дней, не считая дня приезда и дня отъезда.

4. Путник, сокращающий намаз, не должен следовать в нём за местным жителем (в качестве имама), совершающим его в полной форме.

Если же путник совершает намаз за местным жителем, то ему необходимо следовать за ним в форме намаза, совершая его полностью (в четыре раката). В таком случае путнику не дозволено сокращать намаз.

Если же ситуация обстоит наоборот, когда путник является имамом в намазе для местного жителя, то для сокращения намаза нет препятствий, и путник имеет на это право. В такой ситуации после завершения двух ракатов и приветствия человеку желательно сразу сообщить молящимся за ним о том, что он является путником, и им необходимо завершить намаз.

2. Объединение

Смысл объединения уже был разъяснён выше.

Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха (ﷺ) объединял обеденный (зухр) и послеобеденный (аср) намазы, если находился в пути. Также он объединял вечерний (магриб) и ночной (иша) намазы » (Аль-Бухари).

Также передаётся, что Пророк (ﷺ) объединял намазы в пути, когда он вышел в поход на Табук: он объединил обеденный и послеобеденный намазы, а также вечерний и ночной. Саид бин Джубейр сказал: «Я спросил Ибн Аббаса: “Что подвигло его на это?” Он ответил: “Он хотел не создавать затруднений для своей уммы” ».

Объединение намазов делится на два вида:

Объединение, при котором второй намаз переносится на время первого; и объединение, при котором первый намаз переносится на время второго.

Передаётся, что «Пророк (ﷺ) шёл в поход на Табук, и, когда он выдвигался до того, как солнце поднимется к зениту, он откладывал обеденный намаз, чтобы объединить его с послеобеденным и совершить их вместе. Если же он выдвигался после того, как солнце отклонилось от зенита, то сначала совершал обеденный и послеобеденный намаз вместе, после чего выходил в путь. Также, если он выдвигался до захода солнца, то откладывал вечерний намаз, чтобы совершить его вместе с ночным, если же он выдвигался после захода солнца, то переносил ночной намаз и совершал его с вечерним».

Намазы, которые дозволено объединять

Из сказанного выше становится ясным, что объединять дозволено обеденный (зухр) и послеобеденный (аср) намазы, а также вечерний (магриб) и ночной (иша). Не дозволено объединять утренний намаз с намазами, которые совершаются до и после него. Также не дозволено объединять послеобеденный намаз (аср) с вечерним (магриб).

Помимо этого для каждого из обоих видов объединений наличествуют условия, которые необходимо соблюдать. Далее мы упомянем условия каждого из них.

Условия объединения, когда второй намаз переносится на время первого

1. Соблюдение очерёдности между ними.

То есть сначала необходимо совершать первый намаз, время которого идёт в настоящий момент, а затем – после него – второй.

2. Намерение на объединение намазов должно быть у молящегося до того, как он закончит совершать первый намаз. Желательным же (сунна) является наличие намерения на объединение до вступления на первый намаз.

3. Намазы необходимо совершить друг за другом. То есть ко второму надо приступить сразу по окончании первого, после приветствия. Намазы нельзя разделять зикром, другим желательным намазом или чем-то ещё. Если молящийся разделит их, совершив между ними что-то, что займёт время, которое будет считаться длительным по обыкновению, или же просто отложит второй намаз, не занимаясь ничем, объединение станет недействительным. В таком случае второй намаз будет необходимо совершить в его основное время. Это условие взято из практики Пророка.

Аль-Бухари передал от Ибн Умара, что он сказал: «Я видел, что, когда Пророк (ﷺ) торопился, находясь в пути, он откладывал обязательный вечерний намаз и совершал его в три раката, после чего отдавал приветствие. Затем он почти без задержки приступал к ночному намазу и совершал его в два раката, после чего отдавал приветствие ».

4. Путешествие должно продолжаться до тех пор, пока молящийся не приступит ко второму намазу. Таким образом, если он достигнет своего города во время совершения второго намаза, это не повредит действительности объединения.

Условия объединения, когда первый намаз переносится на время второго

1. Намерение на объединение намазов должно быть у молящегося до окончания основного времени первого. Если же, например, время обеденного намаза завершится, и молящийся не имел намерения на его объединение с послеобеденным, то обеденный намаз станет для него пропущенным, который необходимо возместить. Также человек в таком случае несёт грех за откладывание намаза от его времени.

2. Сафар (путешествие) должен продолжаться до тех пор, пока молящийся полностью не завершит совершение обоих намазов. Если же он достигнет своего города до того, как завершит оба намаза, то второй намаз будет считаться восполненным.

В данном случае не является условием определённый порядок совершения намазов. То есть молящийся может начать с любого из них. Также не является обязательным условием такого объединения совершать их подряд, без паузы между ними. Это является в данном случае лишь желательным (сунна).

Условия сафара (путешествия), при котором дозволяется сокращение и объединение намазов:

1. Расстояние, на которое выезжает путник, должно достигать 81 километра. Если расстояние будет меньше этой длины, то в таком путешествии сокращать и объединять намазы нельзя.

Аль-Бухари передал следующее сообщение, связав его с главой о расстоянии сафара, при котором сокращается намаз: «Ибн Умар и Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сокращали намаз и не держали пост (в месяц Рамадан), когда выезжали на расстояние четырёх бурдов». Четыре бурда равны шестнадцати фарсахам, что приблизительно равняется 81 километру. Как сказали исламские правоведы, подобные действия совершаются только по причине знания, полученного от Пророка.

2. Путник, отправляясь в путь, должен намереваться достичь определённого места. Таким образом, если человек просто скитается, не направляясь куда-то конкретно, или же если он следует за кем-то и не знает, куда направляется, то его путь не будет считаться сафаром, в котором дозволено сокращать и объединять намаз.

Это касается ситуации, когда путник ещё не преодолел необходимого расстояния сафара. Если же он преодолеет его, то ему будет дозволено сокращать намаз, поскольку в таком случае он убедится в том, что его путь достигает необходимого расстояния.

3. Целью путешествия не должен быть грех. Если же человек отправляется в путь, чтобы совершить грех, то в таком случае ему нельзя сокращать намаз. Как, например, если человек выезжает в путь для торговли опьяняющими напитками, для ростовщичества, совершения прелюбодеяния или разбоя. Поскольку сокращение намаза является шариатским облегчением, которое не призвано облегчать грех.

Также стоит отметить, что сокращать намаз в пути является более предпочтительным, чем совершать его полностью, поскольку Всевышний Аллах любит, когда пользуются Его облегчениями, как это передаётся в хадисе от Его посланника (ﷺ).

Статья подготовлена на основе материалов книги «Аль-фикху ль-манхаджи аля мазхаби ль-имами Аш-Шафии».

Многие из мусульман работают или вахтенным методом или часто ездят в командировки. И вот тут возникают проблемы с намазом. Как совершать намаз в поездке? Многие не зная ответ на этот вопрос, просто перестают делать намаз. А ведь это не правильно. Для тех, кто находится в пути, существуют правила выполнения намаза, по которым путешествующий должен сокращать намазы.

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами .» (сура Ан-Ниса аят 101)

Какие намазы нужно сокращать путнику

Сокращаются только фард намазы, состоящие из 4-х ракатов. Это Зухр, Аср и Иша намазы. Эти намазы нужно делать в 2 раката, так же как делается Фаджр. Фаджр и Магриб, а так же Витр намазы читаются полностью.

Ибн Аббас передал: «Устами вашего пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел вам дома совершать четыре ракаата, в путешествии — два ракаата, а в состоянии страха — один ракаат» (Муслим).

Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал : «Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину» (Аль-Бухари и Муслим)

Имамл абу Ханифа считал, что сокращение обязательное, а имамы Малик, Шафии и Ахмад говорили о том, что лучше сокращать, но что можно и совершать молитву без сокращения.

Довод абу Ханифы: От Я"ля ибну Умайа передается, что он спросил у Умара ибнуль-Хаттаба о аяте: "не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих" - "Мы ведь в безопасности сейчас?!", на что ответил ему Умар ибнуль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: "Я так же как и ты удивился этому и спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на что он ответил: "Это садака, которую дал Аллах вам, так примите же эту садаку (подарок)" ". (Муслим, 686)

Расстояние с которого разрешается сокращать намазы

Если путь составляет больше 81 километра, то это расстояние считается сафаром. И человек, преодолевающий это расстояние называется мусафиром. Но если человек выезжает в другую местность и расстояние до конечного пункт будет меньше 81 километра, то этот путь сафаром не считается и намазы сокращать нельзя. Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:

«Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину».( аль-Бухари и Муслим).

Кого считать путником (мусафиром)

Человек, который выехал из своего дома по делам или в путешествие или к родственникам и его путь до конечного пункта будет составлять более 81 километра будет считаться путником (мусафиром). Это расстояние только в один конец. Если мусульманин решил съездить в соседний город и до города всего 50 км, то считается только путь туда, а не туда обратно 100 км. Поэтому человек совершающий такую поездку не считается мусафиром.

С какого момента нужно сокращать намазы путнику

Намаз можно сокращать как только покинули границы своего населенного пункта. И многие ученые придерживаются мнения, что эти границы можно определять по дорожным указателям. Хотя, другие ученые считают, что должны закончится все постройки следующие за населенным пунктом.

Можно ли совмещать намазы в дороге мусафиру

Еще один важный вопрос: «Как делать намаз в путешествии? Объединять или нет?» Ученые разных мазхабов расходятся во мнениях по этому вопросу.

Некоторые ученые считают, что возможно объединять Зухр намаз и Аср, а так же Магриб и Эша. При этом в зависимости от возможности передвигать Зухр к Аср намазу и наоборот, но соблюдать последовательность выполнения намаза. Так же можно поступать с Магриб и Эша намазом. Приводят следующий хадис

Со словами Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими ):«Находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а закатную — с вечерней» (Аль-Бухари).

Ученые ханафиты, считают, что нельзя объединять намазы, но можно откладывать намз на конец времени, а второй совершать в самом начале его времени. Об этом говорится в хадисах. Один из таких хадисов передает слова Ибн Мас"уда (радиаллаху анху ): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объединял два намаза, будучи в пути. Он объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершал иша сразу после начала его времени». («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», 2:458)

Сколько дней можно сокращать намазы во время путешествия

Ученые всех мазхабов согласны, что если человек собирается вернуться домой, но при этом не знает сколько дней продлится его поездка, то он сокращает намазы.

Ученые ханафиты считают, что если человек останавливается сроком на 15 дней и меньше, то он совершает молитву мусафира, если количество дней больше 15, то выполняются намазы полностью.

Ученые шафииты считают, что оставаясь на 4 дня, не считая дороги, нужно сокращать намазы. Сверх этого срока - намазы сокращать нельзя.

Некоторые ученые считают, что в силу своей профессии летчики, машинисты, проводники, водители и т.д. находятся все время в путешествии и должны сокращать намазы. Но лучше уточнить у имама своей мечети по этому вопросу. Так как другие ученые считают, что таким людям намаз сокращать нельзя.

Как читать намаз в поезде, на корабле или в самолете

«Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды спросили как совершать намаз на корабле и он сказал: «Молитесь на нем стоя в том случае, если не боитесь утонуть»( 87 Аль-Баззар (68), ад-Даракутни, Абдул Гани аль-Макдиси в «ас-Сунан» (82/2). На достоверность хадиса указал аль-Хаким, и с ним согласился аз-Захаби.

Если путешествие происходит на своей машине, то лучше остановить ее и прочитать намаз по всем правилам, выполняя все действия намаза. Если это общественный транспорт, поезд, самолет, корабль, то выполнять намаз в соответствии с возможностями. Есть возможность стоять - делается намаз стоя, нет - то сидя и по возможности повернувшись в сторону Каабы (если возможно определить ее направление).

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png