Опорный вуз (опорный университет) в России - это создаваемый в регионе на базе существующих высших учебных заведений вуз, ориентированный на поддержку развития субъекта Российской Федерации посредством обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов.


Сегодня в России 33 вуза имеют статус «опорных университетов». Их программы развития по решению экспертного совета победили в конкурсе Минобрнауки России. Первые 11 опорных университетов обрели свой статус в начале 2016 года. В апреле 2017 года были названы еще 22 опорных вуза. Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина получил статус опорного вуза России в апреле 2017 года.


СГУ им. Питирима Сорокина - динамично развивающийся университетский комплекс с полувековой историей; крупнейший вуз Республики Коми, включающий в себя все уровни профессионального и дополнительного образования. Университет имеет развитую научно-инновационную инфраструктуру, основанную на взаимодействии с отраслевой и академической наукой, бизнес-сообществом, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Образовательный процесс в вузе осуществляется научно-педагогическими работниками общей численностью 434 человека, из которых 251 человек (58%) имеет ученую степень кандидата наук, а 64 - доктора наук (15%). В настоящее время в университете обучается 7,8 тысяч студентов, реализуется широкий спектр образовательных программ: 7 образовательных программ подготовки специалистов среднего звена, 130 программ высшего образования, в том числе 26 образовательных программ прикладного бакалавриата по 16 направлениям подготовки.


Конкурентные преимущества СГУ им. Питирима Сорокина:

  • широкий спектр образовательных программ по наиболее значимым отраслям экономики региона (педагогика; медицина и здравоохранение; биотехнология; информатика; история; лингвистика; литература; математика; психология; физика; экономика; искусство и др.);
  • современная образовательная и научно-прикладная лабораторная база, оснащенная высокотехнологичным оборудованием; собственный симуляционный центр для проведения практических занятий студентов-медиков и повышения квалификации медицинского персонала организаций здравоохранения Республики Коми;
  • наличие собственного детского университета «Универсариум» ‒ бренда, объединяющего реализуемые университетом программы, направленные на формирование у школьников комплекса необходимых для будущего студента навыков;
  • активное взаимодействие с предприятиями реального сектора экономики;
  • в университете функционирует более 60 студенческих объединений: студенческие советы и клубы, студенческое телевидение, студенческие волонтерские отряды, научные объединения и другие. В 2016 году Студенческий совет университета занял 2-е место во Всероссийском конкурсе в номинации «Лучшая система обучения и подготовки студенческого актива. Студенческие советы университета - неоднократные призеры Всероссийского конкурса по студенческому самоуправлению;
  • по итогам мониторинга деятельности центров содействия трудоустройству выпускников за 2015-2016 учебный год Центр развития карьеры СГУ им. Питирима Сорокина вошел в 20-ку лучших в Российской Федерации.

Роль вуза в регионе:

СГУ им. Питирима Сорокина – единственный вуз в Республике Коми, реализующий программы высшего образования, относящиеся к приоритетным интересам государства в области педагогики и здравоохранения. Коллектив университета принимает активное участие в разработке стратегических документов развития региона, проведении научно-исследовательских работ, ориентированных на освоение природно-ресурсного потенциала республики, решение отраслевых задач, социальное развитие и повышение качества жизни населения (проекты «Социально-экономическое развитие Арктической и Субарктической зоны России», «Биомедицинские технологии», «Культурно-исторический потенциал Европейского Севера» и др.). СГУ им. Питирима Сорокина выступает интегратором образовательного кластера республики, действующего на условиях партнерства образовательных учреждений, работодателей и органов исполнительной власти региона. Университет, имея все необходимые условия и ресурсы, занимает лидирующие позиции среди предприятий региона в области исследований и инноваций, является одним из главных поставщиков ряда услуг, в том числе: в области проведения экспертиз научно-исследовательских работ; организации и проведения международных, всероссийских конференций, выставок, семинаров, мастер-классов; подготовки, рецензирования, издания научных и научно-популярных изданий; проведения социологических исследований и др.

Стратегические проекты:

«Территория просвещения» . Цель реализации: формирование культурно-образовательной среды, ориентированной на развитие человеческого и социокультурного потенциала, соответствующего потребностям общества и экономики Республики Коми.
«Долголетие и качество жизни на Севере» . Цель реализации: создание и функционирование Центра активного долголетия для улучшения качества и увеличения продолжительности жизни населения на Севере.
«Созвездие талантливой молодежи» . Цель реализации: развитие благоприятных условий для формирования системной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью путем создания на базе опорного университета Школы прорыва «Созвездие талантливой молодежи» - сетевой научно-образовательной и проектно-инновационной площадки для продуктивной генерации и адаптации научных исследований и разработок, а также социальных проектов региона совместно с заинтересованными организациями и объединениями Республики Коми.



Ключевые партнеры:


АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» (один из крупнейших производителей целлюлозно-бумажной продукции России), АО «Комитекс» (производитель нетканых материалов и синтетических волокон в России) - разработка и внедрение совместных научно-прикладных проектов по направлениям экологического менеджмента, лесозаготовок и лесного хозяйства, техносферной безопасности; участие представителей предприятий в формировании общеобразовательных программ по направлениям подготовки, востребованных организациями; экспертная деятельность специалистов в реализации образовательного процесса; предоставление производственных ресурсов для развития практических навыков студентов; трудоустройство выпускников университета.

ООО «Лукойл-Коми» (крупнейший недропользователь Северо-Западного федерального округа России, занимается геологическим изучением, разведкой, поиском и добычей углеводородного сырья, реализацией нефти, газа, продукции газопереработки, а также транспортировкой нефти и газа) - именная лаборатория в области биотехнологий: проведение научно-прикладных исследований, подготовка научных работников.

ООО «Лузалес» (осуществляет свою деятельность в лесопромышленном комплексе Республики Коми, является одним из ведущих лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий региона) - подготовка заявочных материалов на получение грантов по созданию аналогов элементов для лесозаготовительной техники.

Коми отделение №8617 Западно-Уральского банка ПАО «Сбербанк» - именная лаборатория, осуществляющая просвещение в сфере финансовой грамотности населения региона.

Академические институты Коми научного центра Уральского отделения РАН - интеграция кадровых и материальных ресурсов в процессе проведения фундаментальных и прикладных научных исследований; реализации образовательных программ подготовки научных кадров для региона; формирование заявочных материалов на получение грантов различных уровней в области рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, информационной и экологической безопасности; проекты социально-экономического развития Арктической и Субарктической зоны России (устойчивое развитие Севера; международное сотрудничество в Арктике; развитие экономического потенциала Республики Коми; стратегии и механизмы формирования социального благополучия в регионе); биомедицинские технологии (повышение качества жизни населения; функционирование биологических систем человека и животных в условиях Севера); культурно-исторический потенциал европейского Севера.

Органы государственной власти и местного самоуправления Республики Коми, Правительство Республики Коми, Администрация Главы Республики Коми, администрации муниципальных объединений, Региональное объединение работодателей Союз промышленников и предпринимателей РК - реализация единой региональной политики, направленной на закрепление талантливой молодежи в республике; обеспечение текущих потребностей региона кадрами через определение перечня ключевых предприятий региона, перечня профессий в соответствии с технологическими задачами предприятий, целевая подготовка кадров; решение кадровых вопросов органов государственной и муниципальной власти; участие в разработке и обсуждении программных и стратегических документов регионального уровня; предоставление площадок для стажировок преподавателей и выпускников университета.

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми , управления образования субъектов региона, учреждения образования - развитие регионального образовательного кластера, действующего на условиях партнерства образовательных учреждений, работодателей и органов исполнительной власти региона; выявление и поддержка детских талантов, создание условий для реализации профессионального становления детей; повышения качества образования; обучение педагогических работников по программам «педагогической магистратуры».

Все перечисленные в этом списке вузы получают статус "опорных" с выделением дополнительного финансирования, направленного на обеспечение учебного процесса. Финансирование будет направлено на открытие дополнительных факультетов и направлений науки и образования, строительстве дополнительных учебных корпусов и общежитий.

Опорный вуз - это крупный сильный университет, ведущий образовательный центр в субъекте РФ, созданный за счет объединения нескольких региональных вузов. По требованиям Минобрнауки опорный университет должен соответствовать ряду критериев: общая численность студентов должна составить не менее 10 тысяч, доходы вуза - не менее 2 млрд рублей.

51 опорный вуз России

Министерство образования сообщило, что 51 российский вуз приобрел новый статус инновационного и технологического центра региона. Такое решение было принято по результатам проводимого конкурса, в котором приняли участие 121 университет из 63 регионов. Эти вузы были назначены центрами развития инноваций и точками роста для экономики и социального развития регионов.

Согласно планам ведомства, эти университеты станут центрами притяжения абитуриентов, станут более привлекательными и будут способствовать массовому оттоку абитуриентов из столиц.

В 2018 году эти университеты для развития получили 13 миллиардов рублей.

Отбор университетов осуществлялся на основании двух экспертиз. Одну из них проводили российские компании-работодатели, а вторую – эксперты профессионального сообщества и представители вузов.

Отметим, что согласно планам Министерства образования, таких вузов в регионах должно быть не менее 100. К концу 2018 года на их базе появятся различные инновационные инжиниринговые центры, будут развиваться социально-экономические, инженерные, педагогические направления подготовки.

Большое внимание будет уделено запуску магистерских программ, направленных на освоение навыков технологического предпринимательства.

Вузы, получившие новый статус инновационного и технологического центра региона

  1. Алтайский государственный университет
  2. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
  3. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
  4. Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
  5. Волгоградский государственный технический университет
  6. Волгоградский государственный университет
  7. Воронежский государственный технический университет
  8. Воронежский государственный университет
  9. Вятский государственный университет
  10. Дальневосточный федеральный университет
  11. Донской государственный технический университет
  12. Иркутский национальный исследовательский технический университет
  13. Казанский (Приволжский) федеральный университет
  14. Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ (КНИТУ-КАИ)
  15. Кемеровский государственный университет
  16. Костромской государственный университет
  17. Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
  18. Кубанский государственный университет
  19. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
  20. Национальный исследовательский Томский государственный университет
  21. Национальный исследовательский Томский политехнический университет
  22. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
  23. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
  24. Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
  25. Новосибирский государственный технический университет
  26. Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
  27. Петрозаводский государственный университет
  28. Поволжский государственный технологический университет
  29. Самарский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
  30. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  31. Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
  32. Севастопольский государственный университет
  33. Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
  34. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
  35. Северо-Кавказский федеральный университет
  36. Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова
  37. Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
  38. Сибирский федеральный университет
  39. Ставропольский государственный аграрный университет
  40. Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина
  41. Тихоокеанский государственный университет
  42. Тольяттинский государственный университет
  43. Тюменский государственный университет
  44. Тюменский индустриальный университет
  45. Ульяновский государственный университет
  46. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
  47. Уфимский государственный нефтяной технический университет
  48. Череповецкий государственный университет
  49. Южно-Российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова
  50. Южный федеральный университет
  51. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Ранее Правительство также утвердило список из восьми вузов, в которых будут созданы военные кафедры:

  • Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова
  • Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
  • Государственный университет морского и речного флота адмирала С. О. Макарова
  • Забайкальский государственный университет
  • Камчатский государственный технический университет
  • Петрозаводской государственный университет
  • Российский университет транспорта
  • Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина.

Военная кафедра - представляет собой специальное учебное подразделение при вузе, которое осуществляет подготовку офицеров, сержантов и представителей других военных званий. Прохождение обучения на военной кафедре дает возможность после окончания вуза быть зачисленным в запас Вооруженных сил и не служить в армии - иными словами, получить военный билет.

Программа создания опорных университетов, объявленная почти год назад Министерством образования и науки РФ, начала свою работу в субъектах Федерации. К вузам-кандидатам предъявляются достаточно серьезные требования, однако участие в программе может принести пользу как самому университету, так и всему региону, где он находится, утверждают эксперты.

Летом 2015 года министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов объявил о запуске масштабной реформы высшего образования. Планируется, что небольшие региональные вузы будут объединяться в многопрофильные опорные университеты, которые получат дополнительную финансовую поддержку от государства.

До конца 2016 года в России планируется создать 20 таких вузов, спустя год - еще около тридцати. Постепенно общее число опорных университетов в стране должно достичь 150. Предполагается, что они усилят высшее образование в регионах. Конкурс на создание опорных университетов начался в октябре 2015 года. Спустя три месяца после нескольких этапов отбора экспертный совет Минобрнауки РФ одобрил список из первых 11 опорных вузов. На сегодняшний день в регионах началась работа по их формированию.

Усилить высшее образование в регионах

В 2016 году Минобрнауки России утвердило программы развития 11 первых опорных университетов. В новой инфографике сайт – чем отличаются университеты со статусом опорного от прочих вузов страны.

Нынешняя реформа высшего образования стала четвертой за последние несколько лет, рассказал РИА Новости исполнительный секретарь Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) Иван Никитин. "Сначала создавались университеты федеральные, потом национально-исследовательские. Вслед за ними выделялись вузы, которые приняли участие в программе "5-100". Во всех случаях речь шла о лидерстве либо на международной арене, либо на федеральном уровне. Сегодня же опорные вузы создаются с целью поддержки регионального развития", — отметил он.

Сегодня качественное образование в России можно получить не только в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, именно поэтому Минобрнауки хочет усилить базовые вузы в регионах, полагает проректор по учебно-методической работе Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) Олег Баулин. "Перед опорными вузами стоит задача более тесной интеграции с регионом и профильными предприятиями по всем основным направлениям деятельности — образовательному, научно-исследовательскому и инновационному, воспитательному и социальному. Опорные вузы — это центр притяжения. Здесь абитуриенты и студенты хотят получать образование, сотрудники - работать. А организации-партнеры и государственные органы обращаются сюда за решением производственных и других задач", — рассказал он РИА Новости.

Статус опорного вуза, прежде всего, важен для самого университета. Но он также имеет значение и для региона, ведь каждый опорный вуз должен стать своего рода коммуникационной площадкой, местом, где обсуждаются и принимаются решения, считает Иван Никитин. "На базе опорных вузов в ряде случаев будут действовать профессиональные саморегулируемые организации, которые займутся разработкой отраслевых стандартов и общественно-профессиональной аккредитацией. Кроме того, создание опорных вузов поможет регионам сохранять у себя сильных абитуриентов, которые сегодня предпочитают уезжать на учебу в столичные города", — пояснил он.

Портрет идеального кандидата

Чтобы претендовать на получение статуса опорного университета и финансовую поддержку от государства, вуз должен находиться в процессе реорганизации путем объединения двух и более университетов в один. Если же пока такая реорганизация не происходит, вуз должен предоставить в конкурсную комиссию документы о том, что она будет проведена в ближайшее время. Это ключевое условие, отмечают эксперты. Есть и другое требование, связанное с финансами. В положении о проведении конкурсного отбора говорится о том, что государство будет ежегодно, в течение срока от 1 года до 3 лет, выделять вузу до 200 млн рублей.

"Но эти деньги - это не единственные средства, которые должны быть заложены в программу развития опорного вуза. Также предусматривается и софинансирование со стороны самого университета. Как правило, это деньги, которые выделяются региональными партнерами вуза. Университет должен сам найти и указать в документах источник этих средств", — рассказал Иван Никитин.

Эксперты также будут оценивать, насколько предложенная вузом программа развития позволит ему достичь целевых ориентиров. Среди них размер вуза (в нем должны учиться не менее 10 тысяч студентов), количество программ, по которым реализуется образовательная деятельность (не менее 20), и так далее. Есть требования и относительно научного потенциала вуза. "Одним словом, вуз должен быть крупным, многопрофильным и вести научно-исследовательскую и инновационную деятельность на коммерческих началах", — подчеркнул исполнительный секретарь ЕАОКО.

Опыт Уфимского нефтяного

Одним из первых вузов, отобранных министерством в качестве опорных, стал Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), который сегодня готовит специалистов по ключевым направлениям экономики Башкирии и обладает репутацией самого востребованного вуза республики. У университета есть и опыт реорганизации путем слияния образовательных учреждений, и другие необходимые компетенции, рассказал Олег Баулин. "Более 50 лет в нашем университете функционирует Архитектурно-строительный институт — отдельно расположенное структурное подразделение университета. Кроме того, УГНТУ имеет статус опорного вуза Газпрома, что предлагает подобный проектно-целевой подход и программные мероприятия", — пояснил он.

Согласно программе развития УГНТУ, которую одобрило министерство, вуз должен стать, с одной стороны, опорой региона, а с другой, - опорой профильных отраслей промышленности и сферы услуг. "Под словом "опора" мы понимаем не только обеспечение региона и промышленности кадрами, не только выполнение научных исследований и оказание услуг, но и генерацию инноваций, которые смогут развивать регион и промышленность", — подчеркнул проректор.

Надежды и опасения

От образования опорных университетов в первую очередь выиграют студенты, которые будут в них учиться, полагают эксперты. Новые возможности и преимущества проявятся по всем направлениям деятельности университета - от образования и науки до спорта. Значительно вырастут возможности выбора индивидуальных траекторий обучения, академической мобильности, расширится круг партнеров по программам "двойных" дипломов, сетевому взаимодействию. Будет усовершенствована научная материально-техническая база, будут развиваться общежития и спортивные сооружения и так далее.

"За счет укрупнения университета мы увеличим число образовательных программ с углубленным изучением иностранных языков, в формате сетевого взаимодействия, программ прикладной-инженерной подготовки. Многие из них будут реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий", — рассказал Олег Баулин.

Он выразил надежду, что положительный эффект от реорганизации вуза также почувствуют преподаватели и сотрудники, поскольку укрепится материальная база кафедр, возрастут возможности по организации стажировок, мобильности, научным публикациям. Когда два вуза объединяются, как правило их сотрудники начинают беспокоиться, не ждет ли их сокращение. По мнению Ивана Никитина, их опасения нередко преувеличены.

"Действительно, при объединении часть управленческих позиций оказываются дублирующими и происходит их оптимизация. Но ни в одной программе развития речь не идет о сокращении профессорско-преподавательского состава. Скорее всего, слияния вузов будут происходить достаточно безболезненно", — отметил он.

На сегодняшний день трудно говорить, достигнет ли программа создания опорных вузов поставленной цели регионального развития, полагает научный руководитель Института образования НИУ "Высшая школа экономики" Исак Фрумин.

"Как говорится, цыплят по осени считают. Но сама задача укрепления региональных вузов, повышения качества образования в них их и их связи с региональной экономикой и социальным развитием является исключительно важной. Сама программа устроена, как мне кажется, разумно. Другой вопрос, что нынешняя экономическая ситуация не самая лучшая для нее. Но шансы есть", — заключил эксперт.

Опорные вузы считаются будущим российской высшей школы. Одним из первых в стране этот статус получил Тюменский индустриальный университет.

Цифры и факты

Тюменский индустриальный университет создан в 2016 году в результате объединения двух ведущих технических вузов региона - нефтегазового и архитектурно-строительного.

Формирование опорного университета на базе объединенного высшего учебного заведенияпроисходит при непосредственном участии губернатора Тюменской области Владимира Якушева и его первого заместителя Натальи Шевчик.

Губернатор назвал победу университета в конкурсном отборе опорных вузов России «существенным прорывом в сфере высшего образования». По его словам, это требование времени, направленное на подготовку высококвалифицированных кадров.

«С точки зрения логистики, наличия сырья в Западной Сибири, а также истории и возможностей базовой научной школы, Тюмень остается интеллектуальным и научно-образовательным центром нефтехимии, нефте- и газодобычи, - утверждает Владимир Якушев. - Работа в этом направлении продолжается». Для решения задач очередного этапа индустриализации региона необходимы инженерные кадры новой формации, новые технологические и технические прорывы.

Напомним, что конкурс по созданию опорных вузов в регионах предполагал оценку программ модернизации в пяти сферах — образовательной, научной, кадровой, управленческой и социальной. Эти пять элементов прописаны в качестве ориентиров ведущего вуза Российской Федерации.

Образование и производство - единая связка

Владимир Якушев отметил необходимость тесного сотрудничества производственных предприятий и вузов: «Важно, чтобы опытные производственники приходили в высшую школу, тогда образовательный процесс от теории переходит к практике. Связка сильной учебной базы вуза с опытом крупных предприятий необходима для успеха».

Сегодня растет интерес нефтегазосервисных и добывающих компаний к инженерно-техническому профилю подготовки, в районах их деятельности создаются профильные классы.Физика стала вторым предметом по популярности для сдачи ЕГЭ у выпускников школ.

«В системе высшего образования происходят исторические преобразования. Регион вместе с Тюменским индустриальным университетом заходит в очень серьезную, с одной стороны, и очень требовательную, с другой, программу федерального министерства по формированию на нашей территории опорного университета инженерно-технического профиля, - отмечает директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер. - Взаимодействие власти, образования и бизнеса, совместная реализация образовательных программ становятся нормой жизни. От лозунгов мы перешли к конкретным действиям».

Опорный вуз: мнения экспертов

«Создание опорного регионального университета - это не просто механическое объединение двух вузов, должно появиться новое качество, новые знания, новая подготовка. Мы убедились, что по нефтегазовому направлению, особенно по направлению бурение, заделы российского и международного масштаба уже имеются, — комментирует директор Центра образовательных разработок бизнес-школы СКОЛКОВО Денис Конанчук. — У опорного вуза важная роль, связанная с развитием региона, с его будущим. Чтобы выстроить эту связку, предстоит большая работа. Мы увидели лабораторную базу вуза, и на самом деле восхитились симуляторами, которые есть по бурению. Таких симуляторов я пока лично не видел даже в зарубежных вузах. То есть, очевидно, что подготовка специалистов идет на самом современном оборудовании. Деятельность вуза должна стать заметной не только в регионе, но и для других вузов России, чтобы лучшие практики копировались и принимались в других университетах страны».

«Последние лет десять систему высшего образования не ругает только ленивый, — комментирует сложившуюся ситуацию первый проректор ТИУ Олег Данилов. — Бизнес обидно называет выпускников «недоделанными инженерами», власть не понимает, куда вкладывает субсидии, потому, что не выполняются целевые задания, в обществе сложилось представление, что многие вузы действуют неправильно, пустив образование «на поток». Действительно, сегодня России не нужно огромное количество вузов, нужен пул ведущих университетов, который позволил бы вывести систему высшего образования в конкурентоспособную среду».

Тюменский индустриальный университет: задачи и опыт

Тюменский индустриальный университет получит в 2016 году федеральную субсидию на реализацию программы развития в размере 100 млн рублей. Субсидии будут выделяться ежегодно в течение трех лет, их размер в 2017 и 2018 гг. будет зависеть от эффективности реализации мероприятий программы за предыдущие годы.

«Мы должны создать новый инженерный университет. Самое главное в реализации этого проекта — повышение качества образования и научно-исследовательской работы. Это не просто патенты, диссертации, технологии, выпускники, акомплексный результат: создание вокруг нашего вуза новых высокотехнологичных нефтесервисных и инжиниринговых компаний, напитанных технологиями, созданными в университете, с кадровым сопровождением из нашего вуза и, конечно же, имеющих определенные завоеванные позиции на рынке. Такой результат должен отвечать требованиям региональной экономики, крупных корпораций. Работа впереди достаточно емкая, большая. Важно, чтобы весь университет разделял эти цели, задачи, и двигались мы совместно, тогда все получится. Студенты в этом процессе должны также принимать участие», — подчеркнул ректор ТИУ Олег Новоселов.

Преобразования и перспективы

В связи с новым статусом Тюменского индустриального университета преобразования коснутся всех сфер.и в первую очередь научной, образовательной и международной деятельности.

В образовательной деятельности планируется выход на принципиально новый уровень качества, который станет возможным благодаря реализации образовательной модели подготовки бакалавра по практико-модульному обучению, которое будет осуществляться в рамках сетевого взаимодействия. Сегодня бизнес недоволен тем, что выпускники, которые приходят на производство, не знают технологий, слабо ориентируются в конструкции оборудования, не понимают прагматических задач, которые перед ними ставят. Новая система обучения по бакалавриату (4 года) предполагает два года академического обучения, когда ребята изучают в аудиториях математику, физику, химию, теоретическую механику, сопромат… - все традиционные дисциплины. И, следующие два года, когда они работают практически на производстве, и изучают различные модули. Это практика, это непосредственная работа, в которой принимает участие бизнес.

В индустриальном университете уже начали эксперимент, с прошлого года в вузе проходит такой цикл модульного обучения. Студенты вылетают на вертолетах на месторождения, реально участвуют в процессе бурения, обучаются новым технологиям на предприятиях партнеров вуза, изучают различные модули: один модуль, например, это буровые растворы, другой - изучение технологий горизонтально- направленного бурения, и так далее… Таким образом, после окончания бакалавриата они будут хорошо подготовлены к работе на производстве. Для модульного обучения в опорном вузе применяют новейшие методики преподавания. Результаты получились оптимистичные. Роснефть и Сургутнефтегаз провели тестирование среди старшекурсников всех профильных вузов по направлению «нефтегазовое дело». Студенты Тюменского индустриального университета показали лучший результат, восемьдесят процентов из них уже сейчас могли бы быть приняты на работу в эти компании.

Что касается магистратуры, то в планах руководства создать две - технологическую (вести набор из «профильных» студентов) и управленческую (где из экономистов, юристов и бакалавров других специальностей будут готовить менеджеров проектов). Аспирантура, которая раньше была как форма подготовки кандидатской диссертации, сегодня осталась без социального заказа. Как полагает руководство вуза, заинтересованы в ней должны быть преподаватели-исследователи университета, представители научно-исследовательских институтов, отраслевых институтов и Академий наук, а также физические лица, заинтересованные занятием наукой для корпораций. Что касается дополнительной подготовки, то заказ на нее сегодня формируется так: 1% — федеральный заказ, 1% — областной, 15% — корпораций, 83% — физические лица. В планах у вуза - к 2020 году иметь заказ от корпораций до 70%.

Которые получат поддержку как имеющие ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Какие результаты уже принесло введение опорных вузов и чего ждать от проекта, «Газете.Ru» рассказал Олег Лешуков, руководитель направления «Регионалистика высшего образования» Института образования .

— Люди больше слышали о программе поддержки вузов «5-100», чем о программе опорных вузов. Каковы результаты первого этапа этого проекта, в котором уже участвуют 11 вузов?
— Одним из формальных результатов является увеличение среднего балла ЕГЭ. Рост небольшой, в пределах нескольких баллов, но он есть. Но самое важное — это качественные изменения, которые стали происходить в этих университетах. Мы видим, что практически все из них стали работать со школами, что до недавнего времени не всегда было в центре внимания. Вузы, участвующие в этой программе, берут обязательства стать центрами привлечения талантов —

фактически удерживать в своих регионах талантливых выпускников, чтобы они не уезжали в столичные университеты.

Вузы стали рассматривать эти задачи для себя как профильные. Они стали открывать профильные инженерные классы, расширять свои сети партнерских школ. В Красноярске, где находится опорный вуз, Сибирский государственный аэрокосмический университет, в качестве приоритетного оказался проект создания Техношколы — детальная точечная работа со школьниками, планирующими дальше идти по инженерной стезе, генерировать стартапы, работать в технологических компаниях.

Второй результат — изменение стратегии развития вузов и внутреннего менеджмента. Все опорные вузы консолидируют свой потенциал на определенных точках роста — например, создании новых лабораторий, открытии новых магистерских программ.

— Сколько денег получили вузы первой волны?

— Часть вузов получили по 100 млн, часть — 150 млн. Объем софинансирования у всех разный.

— Какие новые критерии добавились для участия в конкурсе второй волны?
— Было добавлено 2-3 индикатора, таких как количество команд, которые находятся в бизнес-инкубаторах вузов, совокупный оборот малых инновационных предприятий для вузов и т.д. А основные индикаторы — это численность студентов, общий доход вуза, объем НИОКР на одного научно-педагогического работника, доля трудоустроенных выпускников в течение года после выпуска…

— В чем разница проекта опорных вузов с программой «5-100»? Вузам не мешает борьба за вхождение в эти две программы?
— Ответ простой. Конкурс опорных вузов не является конкурентом для «5-100», это разные сегменты высшего образования, и в этом его особенность. Вузы из «5-100» более ориентированы на международную глобальную конкурентоспособность, борются за места в международных рейтингах и включение в глобальные академические сети.

У опорных университетов принципиально другая задача — содействие развитию внутри региона, и потому их работа направлена внутрь той территории, где они находятся.

— Какие сложности и вопросы возникли в реализации первой части проекта?
— Этот конкурс отражает общемировой тренд на выделение когорты вузов, призванных работать на местах и содействовать средовому региональному развитию. Если говорить о первой волне, то требование слияния университетов было серьезным вызовом в первую очередь.

— Откуда оно взялось? Почему вообще надо с кем-то слиться, чтобы участвовать в конкурсе?
— Сейчас сложно воспроизвести основания, которые в него закладывались, но есть ряд зарубежных исследований, которые говорят, что многопрофильные крупные университеты могут быть более успешными, чем небольшие нишевые. Есть, правда, и прямо противоположные точки зрения, это требует дополнительной аналитики. Но этот вызов потребовал изменения корпоративной культуры, когда преподавательский состав одного вуза сливается с преподавательским корпусом другого вуза, возникает необходимость оптимизации оргструктуры и так далее.

— Как привлекают софинансирование вузы из небогатых регионов, где нет крупной промышленности?
— Вузы, находящиеся в развитых промышленных регионах, закладывают в своей программе работу с этими предприятиями. Вузы из небогатых регионов начинают брать на себя роль по выработке предложений по социально-экономическому развитию региона. Например, в Кирове Вятский госуниверситет запустил программу формирования кадрового резерва для региональной администрации.

— Создать кадровый резерв для администрации — важная регионообразующая задача?
— Вуз берет на себя задачу поддержки региона в части выработки модели социально-экономического развития региона.

Этот конкурс подталкивает их к тому, чтобы занимать такую проактивную позицию.

— Можно ли сказать, что первая волна проекта уже добавила региональным вузам привлекательности для абитуриентов?
— Программе всего один год, пока рано делать какие-то выводы. Но в пользу положительных эффектов говорит упомянутый рост балла ЕГЭ, а работа со школами должна приводить к тому, что больше выпускников школ будет знать, что есть возможность обучения в опорном вузе. Новый статус вузов делает их более заметными в общем ландшафте системы высшего образования. Это станет дополнительным стимулом для школьников и их родителей обращать на них внимание.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png