познакомиться с содержанием Декалога

Задачи:

  • запомнить порядок и формулировку заповедей
  • понять смысл каждой из десяти заповедей

Использованная литература:

  1. Дорофеев В., прот., Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: Учебное пособие, 3 класс. – М., 2009. Уроки 12, 13.
  2. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Уроки 20-25.

Дополнительная литература:

  1. Николай (Велимирович), свт. Вера святых. – М.: Покров, 2004.
  2. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006. Главы «Синайское законодательство», «Десять заповедей Закона Божия».
  3. Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991. Глава XII.

Ключевые понятия:

  • Закон
  • Заповедь
  • Декалог

Словарь урока:

  • Кумир (идол)
  • Суббота
  • Почитание родителей

Содержание занятия (открыть )

Иллюстрации:






Проверочные вопросы:

  1. Что называется кражей?
  2. Кому он этим вредит?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме.

Просмотр видеоматериалов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме, сопровождающийся презентацией .

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Мультсериал «Истории Ветхого Завета». «Моисей. Дарование Закона»:

  1. Мультфильм «10 заповедей»:

  1. Телепередача «Купелька». «Заповеди Божьи»:

Бог дал Моисею две каменные скрижали, на которых были написаны десять заповедей Божиих, каковые необходимо было выполнять. На горе Синай Бог заключил с израильским народом Завет: израильтяне обещали выполнять заповеди, а Бог обещал, что если они сдержат своё слово, будут избранным божиим народом.

В первой заповеди говорится: Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня. «Я Господь, Бог твой» – означает, что у человека есть Создатель, который Его любит и даёт жизнь, силу, радость, утешение. С Его помощью можно преодолеть любые препятствия, жизненные невзгоды, победить свои злые привычки. И ещё – человек должен знать своего Бога и Его заповеди. Ведь если человек вместо Единого Бога обращается к выдуманному идолу или имеет неправильное представление о Боге, он не сможет приобщаться к благодатным Божественным дарам. А это значит, что человек не сможет быть в полноте любви, радости, истины.

Вторая заповедь: Не делай себе кумира (идола). Идолами в то время назывались изображения богов, которым люди поклонялись как Самому Богу. Смысл заповеди, конечно, ещё и в том, чтобы люди ничего и никого в своей жизни не ставили выше Бога. В наше время идолами могут быть телевизор или компьютер, если к ним привязываются, если ради них человек забывает то, что заповедал ему Бог. Кумиром может быть и слава, если человек к ней столь стремится, что забывает Бога, и деньги, если считают, что их количество – самое главное в жизни, и эстрадный певец, если его почитают больше, чем Бога. Ещё в этой заповеди указывается, что на детях даже до четвёртого поколения будет лежать тяжесть грехов наших родителей, а вот за каждое доброе дело тысячи поколений наших потомков будут получать особую милость Божию.

Третья заповедь: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Бог – источник жизни. Взаимоотношения Бога и человека строятся на любви. Поэтому любое пренебрежительное или оскорбительное слово, сказанное по отношению к Богу, упоминание с пренебрежением Его имени является в какой-то мере разрывом этих взаимоотношений. Человек, произнося такие слова, как бы уходит от Источника жизни, любви, радости. Поэтому нельзя произносить имя Божие в суетных разговорах, между делом, для связи речи, легкомысленно, без благоговения.

Четвёртая заповедь: Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней делай, а день седьмой (суббота) да будет посвящён Господу Богу твоему. В настоящее время седьмым днём недели является воскресенье, потому что в этот день воскрес Иисус Христос. Посвящать один день Богу нужно не потому, что Бог в этом нуждается. Это человеку нужно хотя бы один день в неделю посвятить общению с Источником жизни, чтобы напитать свою душу. Обычно в этот день верующие люди ходят в церковь и не занимаются своими хозяйственными делами. Часто после церкви верующие люди идут помогать тем, кто нуждается в помощи: старым, больным. Трудиться ради другого в воскресенье не только можно, но и нужно, если на неделе у тебя не было на это времени.

Пятая заповедь: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. Это единственная заповедь, в которой упоминается награда за её исполнение. Понять смысл этой заповеди можно следующим образом. Родители, как правило, полагают много трудов для воспитания, обучения, обеспечения всем необходимым своих детей. Им приходится и не спать ночами, и жертвовать своими силами, временем, и много трудиться для того, чтобы прокормить и одеть своих детей. Поэтому каждый человек, у которого здоровая душа, конечно же будет почитать и помогать родителям. Ибо, если этого не делать, душа черствеет, холодеет. Вследствие этого человеку трудно построить свою жизнь, и его дни жизни сокращаются. Может случиться так, что кто-то и не знает своих родителей, либо они по причине порочной жизни или по каким-либо другим причинам не хотят воспитывать своих детей, то и тогда нужно молиться за них и, если возможно и нужно, им помогать. Ведь незримая связь всё равно сохраняется, и это наш долг оказать любовь и помогать людям, от которых мы получили жизнь. Эта заповедь подразумевает, что нужно почитать не только родителей, но и учителей, наставников, правителей, старших по возрасту. В истории немало случаев, когда люди не только оказывали почтение старшим по возрасту, более знатным по положению людям, но и жертвовали ради них жизнью.

Шестая заповедь: Не убивай. Каждому человеку Богом дан бесценный дар – жизнь. Никто не вправе отнять у человека этот дар. Тем более, что грех убийства безжалостно попирает самую главную заповедь любви. Поэтому так тяжек этот грех, поэтому очень тяжелы последствия этого греха для самого преступника. Но не только этот грех относится к нарушению шестой заповеди. Часто жестокое, злое, обидное слово может ранить человека, расстроить его здоровье. И это – тоже грех. Если у человека разрушают веру в Бога, толкают на путь греха, что умерщвляет душу, – это тоже тяжёлый грех: грех духовного убийства.

Седьмая заповедь: Не прелюбодействуй. Этой заповедью предписывается мужу быть верным жене, а жене быть верной мужу. Неженатым людям предписывается сохранять чистоту мыслей и желаний.

Восьмая заповедь: Не кради. Сколь мерзок грех воровства, хорошо понимает каждый человек, у которого было что-либо украдено. Порой не столь жалко пропавшую вещь, может, и цена у неё совсем небольшая, сколько неприятно то, что в твоих вещах копался вор. Иногда в таких случаях говорят, что чувствуешь себя так, как будто сам в грязи испачкался. Возможно, это действительно так. В каком состоянии душа вора? Зная, что он очень опечалит другого человека, заставит его переживать, а, может быть, даже лишит средств к существованию, вор всё равно идёт на преступление. Это, конечно, свидетельство порочности, болезненности души. Поэтому человек, соприкасаясь с вором даже мысленно, ощущает чувство неприязни, брезгливости. Нарушением этой заповеди является любой вид воровства – у человека, у государства, у людей нечестных и так далее. Согрешают против этой заповеди и те, кто нерадиво, некачественно делает свою работу, а получает за неё полную зарплату. Также те, кто не хотят трудиться и живут за счёт труда других людей.

Девятая заповедь: Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Эта заповедь запрещает ложь в любой форме. Каждый человек желает жить в дружбе, любви с другими людьми. Но, представь, если у тебя есть друг и ты узнаёшь, что он врёт тебе. Например, он рассказал какую-либо интересную историю, а потом оказывается, что всё это ложь. Или он пообещал тебе помочь в каком-либо деле, например, выучить домашнее задание, но обманул и не сделал этого, из-за чего тебе пришлось идти в школу с невыученными уроками. Захочется ли тебе поддерживать дружеские отношения с таким человеком? В дальнейшем, когда такой человек вырастет и должен будет работать, доверят ли ему важную, ответственную работу, если будут знать, что человек может соврать, и нет уверенности в том, что он работу сделает добросовестно? Конечно, нет. Поэтому нужно стараться жить так, чтобы ты никогда не допускал даже мелкой лжи. Чтобы все знали, что твоё слово надёжное, твёрдое, как гранит.

Десятая заповедь: Не желай ничего, что есть у ближнего твоего. Шестая, седьмая и восьмая заповеди запрещают человеку наносить вред делом, девятая – словом. В десятой заповеди запрещается иметь даже порочные мысли по отношению к ближним. Из-за желания иметь чужое имущество рождается зависть. А зависть разъедает душу человека, как ржавчина разъедает железо.

Бог, кроме десяти заповедей, дал Моисею ещё множество правил, касающихся жизни людей. Сойдя с горы, Моисей записал всё это в Книгу Завета и затем прочитал эту книгу перед народом. Весь народ в один голос обещал исполнять волю Божию.

Проверочные вопросы:

  1. Почему грешно поклоняться идолам?
  2. Почему иконы нельзя назвать кумирами?
  3. Когда мы поминаем имя Божие напрасно?
  4. Почему не следует поминать напрасно имя Божие?
  5. Что значит свято провести день?
  6. Что Бог велит и обещает пятой заповедью?
  7. Как нужно относиться к родителям?
  8. Чем мы можем показать свое почтение к родителям?
  9. Кого и почему нужно почитать кроме родителей?
  10. Почему всякая обида похожа на убийство?
  11. Что называется кражей?
  12. Чему завистник радуется и о чем горюет?
  13. Кому он этим вредит?
  14. О чём говорится в первых четырех заповедях, и о чём - в шести прочих?
Учитель: Кузьмичева Татьяна Сергеевна, высшая квалификационная категория

Школа: МОУ СОШ №22 с УИОП

Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»

Тема: « »

Конспект урока по ОРКСЭ Основы православной культуры.

Тема: « Десять заповедей и их роль в жизни человека »

Цель: обсудить с учащимися с такие нормы христианской этики, как милосердие и сострадание.

Задачи:

образовательные:

    знакомство учащихся с десятью заповедями Моисея;

воспитательные:

    формирование у учащихся представлений о законах и ценностях христианской морали;

развивающие:

    расширение кругозора учащихся;

    способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;

    содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

Планируемые результаты

Личностные: способствовать становлению общечеловеческих ценностных ориентаций, формировать целостный социально – ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы. Формировать уважительное отношение к религии. Развивать этические чувства доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

    учить отличать верно выполненное задание от неверного,

    овладеть навыками смыслового чтения

Познавательные УУД:

    овладевать начальными сведениями о сущности и особенности процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием предмета;

    находить ответы на вопросы, используя текст и свой жизненный опыт

    делать выводы в результате работы.

Коммуникативные

    уметь оформлять свою мысль в устной и письменной речи

    слушать и понимать речь других

Предметные результаты.

    Знакомить с основными нормами религиозной морали, развивать понимание их значений в жизни

    Понимать значение нравственности веры и религии в жизни человека и общества

    Осознавать ценности человеческой жизни.

Оборудование:

    ноутбук, проектор,

    слайды, диск по курсу ОРКСЭ (православный модуль),

    текст с десятью заповедями, данными Богом Моисею;

Ход урока:

1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Вы узнаете:

Что общего у убийства и воровства.

Как зависть гасит радость.

Разберемся в понятии, которое является темой урока.

Убедимся в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться.

2. Повторение изученного материала.

Беседа

- Что способствует росту души человека?

- А что удаляет от добрых целей?

- Зачем человеку нужна совесть?

- Какие два важных дела Творец поручил совести?

- Что для православных означает раскаяние?

Что значат для православных христиан покаянные молитвы?

Как связано покаяние с необходимостью не осуждать других людей?

- Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

Каяться надо искренне. После этого придет радость. Ведь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны.

Выслушиваются подготовленные детьми рассказы «Как бы они поступили, если бы услышали от знакомого о злом плане».

Вывод:

Если есть возможность исправить причиненное зло, надо спешить это делать, надо спешить делать добро.

Чтобы полюбить бога, мы должны любить других людей. Помогать им, заботиться о них. Всегда и во всем стараться быть добрым и чем-то жертвовать. Иногда даже заставлять себя делать добро. Любви учатся всю жизнь.

б) Игра «Продолжи фразу»

«Царство божие находится …»(внутри нас, в нашем сердце)

«Бог - это ….» (любовь. И чтобы наша душа могла сродниться с Богом, нам нужно любить Его).

«Чтобы полюбить Бога, мы должны ….»(научиться любить других людей.)

«Любовь-основание …»(всей христианской жизни.)

«Выражение нашей любви …»(добрые дела.)

«Помогает нам отличить добрые дела от злых …»(нравственный закон-совесть.)»

«Бог вложил в наши сердца нравственный закон, чтобы мы ….»(не заблудились на жизненном пути и смогли встретиться с Богом.)

3. Изучение новой темы.

Религия – вера в Бога, создает «мост» между Богом и человеком. Этот мост – наш жизненный путь Бог дал нам совесть, чтобы уберечь и защитить нас на жизненном пути.

Но у кого-то совесть чуткая. У кого-то не очень. Не все различают, что хорошо, а что плохо.

Многие философы в истории человечества пытались сформулировать правила, которые люди должны выполнять для того, чтобы в обществе был порядок.

Для учащихся школ тоже существуют правила.

Какие правила школьников вы выполняете? (ответы детей.)

Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различить добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.

    Словарная работа: Ребята, а как вы понимаете слово «заповедь»? Что это такое? После ответов ребят учитель предлагает их вниманию определение из Библейского словаря В.Вихлянцева (листочки с текстом на столах перед учащимися). Запишите в словарь наиболее понравившееся вам определение.

Заповедь – Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание.

Заповедь - Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)-нибудь. (С. И. Ожегов)

Заповедь – Строго обязательное правило поведения (Малый толковый словарь русского языка)

Попросим детей дать определение слова заповедь. Затем даем определение:

«Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества».

Пусть дети выделят главные слова в определении: религиозное предписание, моральная норма.

    Учебник, страница 40: Ребята! Послушайте историю Моисея из Библии:

(из личного архива)

Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и

его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было

обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был зн а ком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на двух каменных плитах (скрижалях). Скрижали были положены в ящик, обитый золотом, который назывался Ковчегом. Моисей поставил ковчег в особой палатке (скиния), где для него было отведено специальное место, которое называлось Святое Святых. Моисей вынес скрижали из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал.

(Демонстрация слайда , изображающих гору Синай и Моисея со скрижалями)

Вот об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке.

    Как вы считаете, а зачем нужен закон? Обсуждение. Законы устанавливают порядок в жизни людей.

    Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?

слайд

На столах перед учащимися – тексты десяти заповедей.

Бог дал Моисею 10 заповедей. Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом. (текст на слайде )

    Я - Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня . ( слайд )

Эта первая заповедь говорит о приоритетах в жизни. Она означает, что Господь должен почитаться превыше всего остального. В жизни человека Бог должен стоять на первом месте и быть центром всех людских отношений. Однако всепоглощающая любовь к Господу вовсе не умаляет ценности человека. Заповедь только подчеркивает необходимость расстановки правильных приоритетов. Мы можем и должны любить и уважать других людей. Проблемы начинаются в тот момент, когда люди начинают предпочитать Богу что-то другое, будь то человек, власть или деньги, тем самым приобретая себе новых богов. И часто эти божки становятся единственным смыслом существования, заменяя собой другие ценности жизни.

2. Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

Эта заповедь подчеркивает достоинство человека. Человек создан как венец творения, и если он поклонится иному созданию, то потеряет свое положение царя мироздания, превратившись в его раба. Идолопоклонством называется поклонение не только созданию рук человеческих, но даже Божьему творению. Это и обожествление природы, когда божественным считают всего лишь естественное. Идолопоклонство в настоящее время приобрело много форм. Например, многие люди сегодня поклоняются материальному богатству и процветанию, и тогда модное платье или последняя модель машины становится для них самым важным в жизни. Другие находят идола в одной из рок-звезд, с обожанием внимая каждому слову своего кумира. Есть люди, которые создают культ человеческого тела, и для них на первом месте в жизни оказываются конкурсы красоты или занятия бодибилдингом. Нередко случается, что объектами поклонения становятся человек, государство или партия, возведенные в верховные арбитры истины, законности и источников народного процветания. И наконец, всем нам известны примеры национализма, когда люди, по сути, обожествляют свою нацию. Даже сами религии порой неосознанно сползают в идолопоклонство, когда абсолютизируют нечто относительное, например религиозную книгу, традицию или доктрину.

3.Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. (слайд)

Способность людей к общению - это драгоценный дар, и его нужно охранять от извращения. Язык - главное средство нашего общения. И если слова теряют свой смысл из-за неправильного или слишком частого употребления, то обозначаемые ими сферы человеческого опыта и жизни как бы исчезают. Когда такие слова, как Бог, любовь, мир, истина, употребляются бездумно, мы больше не можем ясно говорить друг с другом о столь священных и важных предметах. Искажение языка извращает слова и их смысл и затрудняет общение. Поскольку религия - едва ли не самая глубокая и богатая часть человеческого опыта, слишком частое и бессмысленное упоминание имени Бога снижает и обесценивает самое священное. Другое назначение заповеди - предотвратить злоупотребление силой религии, силой святого имени. Это накладывает ограничения на авторитет священнослужителя, и особенно на попытки силой заставить людей выполнять религиозные предписания. К сожалению, нередко методом убеждения священнослужителей становится угроза Господней кары для тех, кто не следует их указаниям.

4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой - день покоя - да будет посвящен Господу Богу твоему.

Для евреев суббота - седьмой день недели, Шаббат. Согласно истории сотворения мира, описанной в первой книге Библии - книге Бытия, увидев, что все Им сотворенное "хорошо весьма", Господь почил и отдыхал, Поэтому Шаббат празднуется в честь сотворения мира. Смысл жизни не исчерпывается только трудом и пользой, принесенной другим. Часто оказывается слишком легко так погрузиться в повседневные заботы, что мы теряем понимание того, что является самым важным в жизни. Шаббат был установлен для блага человека. Это был день отдыха, молитвы, занятий и размышлений. Это семейный праздник, когда царит особая атмосфера мира и радости.

Остальные касаются отношений людей между собой. Вот об этих пяти заповедях мы и поговорим с вами подробней.

    Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

Семья является основой общества. Именно в семье дети воспринимают нравственные ценности, знания и навыки, которые потом они воплощают в своей жизни, передают из поколения в поколение. Поэтому общество, в котором искажены или извращены ценности семьи, очень страдает от этого. Связь поколений осуществляется прежде всего через отношения между родителями и детьми. Человек, не выказывающий должного уважения к своим родителям, подрывает один из самых основных столпов общества. И родители, и дети несут ответственность друг перед другом. Родители должны кормить, одевать и учить своих детей, готовить их к самостоятельной жизни. Они должны воспитывать в своих детях нравственность, не только осуществляя моральное руководство, но и, что еще важнее, показывая личный пример. Как сказал православный священник Александр Ельчанинов, "в воспитании детей самое важное состоит в том, чтобы они видели, что их родители ведут напряженную духовную жизнь". Поэтому эта заповедь обращена не только к детям, но и к родителям. Она как бы говорит родителям: "станьте такими, чтобы детям хотелось вас уважать". В свою очередь дети должны уважать и слушаться своих родителей, заботиться о них, особенно когда те достигнут преклонного возраста. Состарившись, люди уже не могут сами зарабатывать себе на жизнь и вносить свой вклад в общество. Однако не труд и не продукты труда определяют ценность человеческой жизни. Хотя работа важна, это еще не все. Пожилых людей следует уважать и заботиться о них. Благодаря жизненному опыту они приобрели мудрость и знание, которых так недостает молодежи. Вот почему во многих традиционных обществах чем старше человек, тем с большим уважением к нему относятся.

Просмотр клипа «Притча о маме».

Учебник, страница 40:

Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? Что такое почитание?

    Не убивай.

(слайд)

В древнееврейском языке были разные слова для обозначения разных типов убийства. Слово, употребляемое в этой заповеди - "расах", - означает преднамеренное убийство, совершенное по злобе. Его следует отличать от убийства в более обобщенном смысле. Хотя убивать всегда нехорошо, иногда это происходит случайно, а иногда и оправданно - например, при защите себя или своей страны во время войны. Эта заповедь выражает веру в то, что человеческая жизнь священна. Поскольку жизнь - Божий дар, каждый человек обладает уникальной и бесконечной ценностью. Право на жизнь, обоснованное ее божественным происхождением, является основой всех прочих прав человека, естественных и законных, и базой цивилизованного общества. Никто не имеет права прервать жизнь, собственную или чужую.

Прослушивание песни «Раненая птица»

Учебник, страница 40-41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди. Как ты думаешь, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого? Злобой, жестокими, несправедливыми словами.

    Не прелюбодействуй. (слайд)

Супружеская любовь свята, но в то же время естественна. Свята потому, что Бог есть любовь, а естественна потому, что создана Богом. Неверность разрушает самые близкие и драгоценные человеческие отношения - любовь и доверие между мужем и женой. Заповедь защищает эти взаимоотношения и сердца людей, которым этот поступок причиняет боль. Более того, будучи грехом против любви, прелюбодеяние подрывает семью. Когда супруги неверны друг другу, рушится и родительский авторитет, потому что дети не могут уважать родителей, которые говорят одно, а делают другое. В то же время, поскольку родительская любовь определяется любовью между супругами, ослабление супружеской связи плохо влияет на детей. Они вырастают, не получая необходимых им воспитания и любви. А поскольку семья - основа общества, любые проблемы в семье в конце концов оказывают влияние и на все общество в целом.

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.

    Не кради.

(слайд)

Украсть - значит взять, обычно тайком, чужую собственность. В это понятие входит не только воровство, но также и такие поступки, как мошенничество и неуплата долгов. Кража может совершаться не только отдельными людьми, но и группами, а иногда -партиями или правительствами. Эта заповедь учит нас тому, как мы должны относиться к материальному миру. Хотя Господь создал мир и владеет им безраздельно, Он дал человеку право распоряжаться им. Поэтому человек, носитель образа Господа, может сам воплотить свои творческие способности и стать творцом. Таким образом, вещи, которыми мы владеем или которые мы создаем, являются в определенном смысле как бы продолжением нашей личности. Закон против краж существует для защиты естественного желания владеть и пользоваться собственным имуществом. В сообществах, где все соблюдают этот закон, люди не запирают дверей и не волнуются о том, чтобы уберечь свою собственность от воров. Такое положение вещей устраивает всех, как богатых, так и бедных. Состоятельные люди оказываются защищены от краж, а бедные - от притеснения богатых. Если мы владеем чем-то, это отнюдь не означает, что мы можем распоряжаться собственностью в соответствии с любыми своими прихотями, например мы не можем портить или уничтожать ее. Состоятельные люди должны быть великодушны и использовать свое благосостояние во благо всей общины. Закон Моисея утверждал высшую святость принципа частного владения, хотя даже в этой ситуации ценность человеческой жизни ставилась неизмеримо выше, чем ценность собственности. При том, что совершенное убийство каралось смертной казнью, наказание за воровство никогда не было столь жестоким.

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Что общего у убийства и воровства?

Фрагмент мульфильма «Шапокляк» (когда она ворует билет и вещи у крокодила Гены и Чебурашки)

    Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.)

(слайд)

Ложь отравляет человеческое общение и уничтожает доверие. Когда мы лжем, мы обманываем других и предаем самих себя. Слова обладают большой силой. Как говорит русская пословица, "слово - не воробей, вылетит - не поймаешь". Во времена Ветхого Завета, если кто-то ложно обвинял другого в преступлении, он должен был понести наказание, ожидавшее того, кого он оклеветал. Эта заповедь призвана защитить человеческие отношения; она имеет в виду также ложь, клевету, распространение лживых доносов или суждений о людях с намерением принести им вред. Это дурно и по своим побуждениям, ибо происходит от зависти, ненависти, злобы и отсутствия благородства, и по тем последствиям, которые эта ложь несет обиженным и обманутым людям. К сожалению, религиозные группы также легко впадают в этот грех, нападая на другие религии, чтобы помешать их распространению.

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать? – Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Лгун» ( читает хорошо подготовленный ученик)

10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

(Не завидуй.)

Из всех Десяти заповедей эта - единственная, относящаяся скорее к мыслям, чем к реальным действиям. Поскольку дурные поступки всегда начинаются с дурных желаний, лучше всего пресечь такие желания в корне. Когда кому-то улыбнулась судьба, наделила человека богатством, мы должны радоваться за этого человека, а не испытывать к нему зависти. Если мы сокрушаемся о чужом благополучии или радуемся чужой неудаче, то это прежде всего разъедает нашу собственную душу, делает нас несчастными.

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Как зависть мешает радости, гасит её?

Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».

Почему золотая рыбка не стала исполнять все желания старухи?

Как изменялся характер старухи в сказке?

Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

4. Закрепление нового материала.

Исследовательская работа с текстом

Ученикам предложено поработать с учебником стр. 40-41. Класс делится на группы. Каждая должна прокомментировать одну из заповедей: объяснить, что означает данная заповедь и привести аргументы, подтверждающие её справедливость. В качестве аргументов можно использовать истории из Библии, художественные произведения или реальные истории из личного опыта учеников. Дети читают учебник, обсуждают и представляют свои ответы классу. В ходе каждого выступления учитель демонстрирует соответствующий слайд презентации, дополняет, конкретизирует, приводя свои примеры.

ЗАДАНИЕ .

1)-Что нового вы узнали из текста? Отмечайте новую информацию в таблице.

Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!». Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы смеялись, святились и радовались каждому мгновению своей жизни, и чтобы другие, глядя на вас становились тоже счастливы.

Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души

ТАБЛИЦА «Люди, любите друг друга!»

(курсивом выделены предполагаемые ответы детей,

на уроке эти клеточки пустые)

Заповедь

От чего предостерегает заповедь

Как заповедь учит поступать

5 «Почитай отца твоего и мать твою»

от неуважения к родителям и

вообще к старшим

слушаться родителей,

уважать и беречь их;

ухаживать за ними в

старости

№6 «Не убивай»

От ненависти, жестокости и желания принести страдания ближнему

Не отнимать чужую и свою жизнь, беречь здоровье и жизнь людей

7 «Не прелюбодействуй»

От предательства

ближнего

Не предавать любимого, быть верным семье

№8 «Не кради»

От причинения страданий ближнему, от зависти

прежде чем взять вещь,

спросить разрешение у

хозяина; всегда возвращать

чужое; довольствоваться

тем, что у тебя есть

9 «Не лги»

от всякой неправды, обмана,

перекладывания своей вины на

другого человека

Говорить правду

10 «Не завидуй»

От ненависти к ближнему, жадности, от корысти, от желания обладать чужим

не хвастаться, делиться с

другими людьми; уметь

радоваться чужой радости

Вывод: для чего же служат заповеди людям? Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди? Слайд

На слайде предложены ответы на выбор учащихся:

    Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны.

    Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.

Итак, в Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла. Заповеди Моисея показывают людям, что есть ценности, через которые нельзя переступать!

    Работа в группах. Класс делится на 2 группы. Каждая группа получает задание: разгадать кроссворд.

КРОССВОРД :

1 Д

2 М

3 З

4 С

5 С

6 Б

По вертикали:

    Сколько всего заповедей дал Бог человеку?

    Имя пророка, получившего заповеди

    Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло

    Гора, на которой Моисею были даны заповеди

По горизонтали:

    Каменные доски, на которых были записаны заповеди

    Книга, в которой записаны заповеди.

проверка на слайде .

    Работа с пословицами.

О какой заповеди сказано? (Перед детьми каждой группы – пословицы.)

На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
Почитай учителя как родителя.

Шила в мешке не утаишь.
Кто сам врет, другим не верит.
Сколько веревочке не виться, а конец будет.

Лучше по миру сбирать, чем чужое брать.
Легко добыто, легко и прожито.
Знает кошка, чье мясо съела.

Не коси глаз на чужой квас.
Кто чужого желает, скоро свое потеряет.
В чужих руках пирог велик; а как нам достанется, мал покажется.

Худой мир лучше доброй драки.

5. Закрепление.

За выполнение какой заповеди Бог обещает земную награду? (Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.)

Как ты думаешь, какая заповедь предостерегает человека от самого тяжкого преступления?

Какая заповедь говорит нам, что мы не имеем права присваивать себе что-либо, не принадлежащее нам?

Верность какой заповеди - залог сохранения семьи?

- Смысл какой заповеди выражает пословица «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется»?

Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать?

Какая заповедь учит быть счастливым, советует уметь радоваться чужой радостью?

Почему мудрые люди говорят, что «зависть – корень всех зол»?

- Как выдумаете, нужны ли современному человеку заповеди?

(- Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.

- Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным, сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы не нужны.

- Да, потому что соблюдение заповедей дает тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше .)

В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Заповеди, о которых мы говорили, регулируют отношения между людьми и теснейшим образом связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь абсолютным, непререкаемым законом. Ведь они – договор Бога с человеком!

Исполнение заповедей позволяет душе расти. Нарушение заповедей ведет к бессовестности. Душа теряет чувствительность и в этом смысле становится как мертвая. Заповеди повелевают: человек, не превращай всю свою жизнь только в поиск удовольствий для себя, раскрой свое сердце для других людей, будь милосердным. Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть, глядя на вас, будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир.

6.Домашнее задание: с. 40-41, учебника прочитать, ответить на вопросы, собрать пословицы, поговорки, касающиеся заповедей; обсудить с родителями вопросы из учебника .

7. Рефлексия:

- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? Расскажите о случаях преодоления себя.

В чем смысл соблюдения заповедей?

Как соблюдать заповеди, находясь в центре современной жизни?

Какие заповеди тебе были известны?

О каких ты узнал на этом уроке?

Какие заповеди заставили тебя задуматься? Над чем?

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что________

Наиболее трудным мне показалось___________

Самым интересным было__________

Я бы хотел попросить своего учителя__________________

Вывод : - Каждый христианин должен соблюдать заповеди , так как:

    Заповеди даны Богом

    Они учат отличать добро от зла

    Выполнение заповедей даёт человеку душевный покой ,
    приближает его к Богу.

Заповеди о любви к ближнему показывают нам границы, которые мы не должны переступать, если не хотим навредить другим людям и самим себе. В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Эти заповеди регулируют отношения между людьми и связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь непререкаемым законом. Ведь они - договор Бога с человеком.

Ресурсы:

    Учебник по курсу «Основы православной культуры» (4-5 класс). М.:Просвещение, 2010. – 95 с.А.В. Кураев

    Детская библия.Библейские рассказы в картинках. Институт перевода библии. 1983,1990

    Толковый словарь С.И. Ожегова.

    Толстой Л.Н. «Лгун», притча.

    Песня «Раненая птица»

    Клип «Притча о маме»

  1. Видеоматериалы: фрагменты из мультфильма «Шапокляк».

Тема: Нравственный закон. Десять заповедей.

Цели: Формировать у учащихся представление о нравственных критериях, заключённых в десяти заповедях православной религиозной культуры. Обсудить нормы христианской этики, как милосердие, сострадание и т.д. принятые в человеческом обществе.

Задачи:

образовательные:

знакомство учащихся с десятью заповедями Моисея;

воспитательные:

формирование у учащихся представлений о законах и ценностях общепринятой морали;

развивающие:

расширение кругозора учащихся;

способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;

содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

Оборудование:

ноутбук, проектор, презентация, текст с десятью заповедями, листы с заготовками,

Ход урока.

1. Орг. момент. Приветствие детям.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Улыбнитесь друг другу. Ведь с улыбки начинается дружба, взаимопонимание и взаимоуважение.

2. Повторение пройденного.

Проверка домашнего задания

Играем в крестики-нолики. На листе расчерчена заготовка. Я буду задавать вопросы. Если вы согласны, то в клеточку ставите крестик, если нет – то нолик. Заполняем сначала верхнюю строку, потом среднюю, потом нижнюю.

Вопросы для игры «Крестики – нолики»

1. Наше государство называется Российская федерация?

2. Территория не является признаком государства

3. Государственным языком в РФ является русский язык

4. Основной закон нашей страны называется Конституция

5. Государство не обязано заботиться о своих гражданах

6. Отдых, учеба, лечение – это обязанности граждан

7. Защищать страну, трудиться, исполнять законы – это обязанности граждан

8. Нравственные законы – те, которые учат людей, как надо жить дружно и заботиться друг о друге

9. Светский – значит «мирской», «общественный»

Проверка (1 ученик у доски)

О каком памятнике природы, культуры вы подготовили презентацию?

(2 – 3 работы)

Чтение мини-сочинений на тему: «В какой России я бы хотел жить?»

(2-3 сочинения)

Обобщение.

Россия не только многонациональное государство. У нас вместе живут люди, исповедующие различные религии. Какие основные религии вы знаете?

А что помогает людям различных национальностей и религий мирно уживаться на одной территории? (моральные, нравственные нормы, законы)

Словарная работа.

Соедини понятие с его значением.

Мораль – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Нравственность – это нормы человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.

Закон – установление определенного порядка отношений гражданской, общественной и государственной жизни.

Изучение нового материала

Мотивация учеников на принятие законов нравственности, на поиск нравственных начал в окружающем мире. Рассказ учителя.

Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении всех веков. Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – “просветленный”. Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел. Будда учил: “Не делай другим того, что сам считаешь злом” (слайд 3).

Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не

делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, “чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших”. Конфуций говорил: “только добро ведет к счастью” (слайд 4).

В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют “Законы Ману”. Смысл законов Ману: “не делай другим того, что причинило бы тебе боль” (слайд 5).

В когда-то существовавшем государстве Иудея, у иудейского народа был вождь – Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей, по которым должны жить люди
(слайд 6) .

Вы услышали четыре истории. Каждый из мудрецов сформулировал правила, по которым нужно жить людям.

Чему же учат эти правила, что их объединяет?

Ответы учащихся.

Что будет, если законы не будут соблюдаться?

Словарная работа (понятие «заповедь»)

-Работа со словарём Ожегова С.И.

Повторить правила работы в группе.

Каждая группа работает с одним толковым словарём (ищут понятия и озвучивают)

Толковый словарь Ожегова С.И.

заповедь

1. , содержащее религиозно-нравственное
2. - правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-чего-нибудь

Вывод делает учитель.

После ответов ребят учитель предлагает их вниманию определение из Библейского словаря В.Вихлянцева (листочки с текстом на столах перед учащимися). Запишите в словарь наиболее понравившееся вам определение.

Заповедь – Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание.

Заповедь – Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)-нибудь. (С. И. Ожегов)

Заповедь – Строго обязательное правило поведения (Малый толковый словарь русского языка)

Попросим детей дать определение слова заповедь. Затем даем определение:

Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. Пусть дети выделят главные слова в определении: религиозное предписание, моральная норма.

Изучение нового материала.

Эти заповеди были записаны на скрижалях, каменных плитах, которые получил пророк Моисей на горе Синай от Бога.

Слайд №10 заповедей. Прочитайте все заповеди.

Какие заповеди, говорят об отношениях человека с Богом, а какие касаются отношений людей между собой?

На листочках обведите цифру заповедей, касающихся отношений между людьми (дети должны правильно обвести № 5,6,7,8,9,10)

Слайд №3. Проверяем! Молодцы!

В ходе беседы учителя и обучающихся:

Заповедь пятая:

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? Что такое почитание?

Заповедь шестая:

Не убивай.

Как ты думаешь, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого? Злобой, жестокими, несправедливыми словами.

Заповедь седьмая:

Не прелюбодействуй (будь верным, не предавай близких).

Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.

Заповедь восьмая: Не кради.

Что общего у убийства и воровства?

Заповедь девятая:

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.)

Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать? (Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.)

Заповедь десятая:

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (Не завидуй.)

Как зависть мешает радости, гасит её?

Вывод: для чего же служат заповеди людям? (заповеди даны людям для того чтобы они могли стать счастливыми)

А какой это счастливый человек? (если он не гордится перед другими, относится к людям с любовью, стремится быть правдивым, поступает по совести, живёт в мире со всеми)

Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?

13. Закрепление

За выполнение какой заповеди Бог обещает земную награду? (Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.)

Как ты думаешь, какая заповедь предостерегает человека от самого тяжкого преступления?

Какая заповедь говорит нам, что мы не имеем права присваивать себе что-либо, не принадлежащее нам?

Верность какой заповеди – залог сохранения семьи?

- Смысл какой заповеди выражает пословица «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется»?

- Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать?

Какая заповедь учит быть счастливым, советует уметь радоваться чужой радостью?

Почему мудрые люди говорят, что «зависть – корень всех зол»?

Как выдумаете, нужны ли современному человеку заповеди?

Индивидуальная работа

ТАБЛИЦА «Люди, любите друг друга!»

(курсивом выделены предполагаемые ответы детей,

на уроке эти клеточки пустые)

Заповедь

От чего предостерегает заповедь

Как заповедь учит поступать

5 «Почитай отца твоего и мать твою»

от неуважения к родителям и

вообще к старшим

слушаться родителей,

уважать и беречь их;

ухаживать за ними в

старости

№6 «Не убивай»

От ненависти, жестокости и желания принести страдания ближнему

Не отнимать чужую и свою жизнь, беречь здоровье и жизнь людей

7 «Не прелюбодействуй»

От предательства

ближнего

Не предавать любимого, быть верным семье

№8 «Не кради»

От причинения страданий ближнему, от зависти

прежде чем взять вещь,

спросить разрешение у

хозяина; всегда возвращать

чужое; довольствоваться

тем, что у тебя есть

9 «Не лги»

от всякой неправды, обмана,

перекладывания своей вины на

другого человека

Говорить правду

10 «Не завидуй»

От ненависти к ближнему, жадности, от корысти, от желания обладать чужим

не хвастаться, делиться с

другими людьми; уметь

радоваться чужой радости

Тема «Нравственный закон человеческой жизни».

    Кто такой Моисей?

а) вождь и законодатель еврейского народа

б) греческий философ

в) писатель

2. Скрижали – это …

а) двери в храм

б) железные плиты, где записан свод законов

в) каменные плиты, где записан свод законов

3. Тора – это …

а) священная книга евреев

б) священная книга иудеев

в) священная книга христиан

4. Как называется священная книга христиан?

а) Библия

б) Коран

в) Тора

5. В каких поступках может проявляться любовь к другим людям?

(Напишите свой ответ)

Итог урока:

Благодарю вас за работу. Вы все молодцы. Запомните то, что услышали сегодня на уроке. Старайтесь следовать заповедям и пусть главным правилом в вашей жизни будут слова «Люди, любите друг друга!», живите честно и по-доброму относитесь к друг другу.

Рефлексия . Если вам понравилось на уроке, улыбнитесь друг другу, и мне. Кому на уроке было интересно и всё понятно, поднимите зелёные кружки, кому было трудно, но интересно- поднимите жёлтые кружки, кому неинтересно и непонятно- красные.

(Если остаётся время)

Можете взять дополнительное задание на карточках «Соотнеси заповедь и пословицу». Карточки готовые заранее распечатаны. Слайд на доске.

6.Домашнее задание:

Уч. стр.86 Сделайте приятное и доброе дело своим близким. Расскажите об этом на след. уроке.

Ресурсы:

    Учебник по курсу «Основы светской этики» (4 класс). М.: Дрофа, 2013. – 174 с. А.А.Шемшурин.

    Библия для детей, М.: ЭКСМО, 2007. – 526с.

    Толковый словарь С.И. Ожегова.

    Школа веры. Центр информационных технологий Московской духовной

академии. 2012. – 271с. Протоиерей Павел Великанов.

    Толстой Л.Н. «Лгун», притча.

7. Интернет-ресурсы:

скрижали Моисея

учебник из дерева

Урок духовности в 4 классе "10 заповедей- основа жизни"

Шарафутдинова Ирина Владимировна учитель начальных классов МКОУ "Основная школа с.Ерыклинск"Мелекесского района Ульяновской области.

Цели урока: 1. Познакомить детей с десятью заповедями Иисуса Христа.

2.Помочь осмыслить ценность заповедей Иисуса Христа.

3.Воспитывать чувство добра, милосердия, справедливости, честности, верности, любви; нетерпимости к жестокости, злу, ворвству, зависти.

Ход урока:

1. Организационный момент и целеполагание.

Слово учителя.

Чтобы жить благочестиво, мы должны знать и любить слово Божие. Как телу необходим хлеб,так душе-слово Божие; и как глазам нужен свет,чтобы видеть,так душе необходимо Божие учение,чтобы возрастать в добре и святости.

(Патриарх Московский и всея Руси «Библия для детей»)

Что же такое благочестие ?

Благочестие - соблюдение правил, веры, соединенное с добрым и хорошим поведением.

Откуда же мы можем научиться правильно жить и правильно себя вести?

Существует Закон Божий,который нужен для того, чтобы жизнь каждого человека и вообще всех была безопасна, чтобы человек не причинил вреда другим людям,животным,птицам, деревьям, всей земле и окружающему нас миру. Чтобы человек правильно развивался,был здоров и счастлив на протяжении всей своей жизни. И Закон Божий - это 10 заповедей.

Как и когда появились эти заповеди?

Послушайте Священную историю Ветхого Завета.

Рассказывает ученик.

Господь повелел пророку Моисею вывести свой народ из египетского плена. Моисей повел еврейский народ через пустыню, и, когда они подошли к горе Синай, Господь возвестил пророку: "Скажи народу: если будете слушаться голоса Моего, то будете Моим народом". Моисей передал людям волю Божию, и они ответили: "Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны". Господь повелел готовиться к принятию Закона Божия постом и молитвой. Через три дня густое облако покрыло вершину горы. Сверкали молнии, гремел гром, от горы шел дым, и вся она колебалась. Моисей взошел на гору, и там Бог дал ему две скрижали (каменные доски), на которых были написаны 10 заповедей.

Что же такое заповеди?

Заповеди – это закон, правила, которые Бог дал людям для того, чтобы они могли различать добро и зло в своих поступках и намерениях.

2. Знакомство с заповедями Иисуса Христа (презентация)

1 заповедь: «Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня».

Это значит, что Бог Один и в Него нужно верить всей душой. Это также естественно, как верить папе и маме. Бог создал весь мир и заботится о каждом из нас. Нужно любить и почитать Бога, часто вспоминать о Нем, обращаться к Нему в молитве.

«Пусть только Господь царит в твоем сердце,
И только Ему открой сердца дверцу!
Пусть Бог будет смыслом всей жизни твоей!
Пусть Он управляет и властвует в ней!».

2 заповедь :«Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им».

Кумир – это всё то, что становится для нас самым главным в жизни вместо Бога. Из-за кумира мы можем забыть о Боге и Его заповедях. Глупец тот, кто готов поменять маму на куклу или папу на компьютер. Например, Кай забыл о Боге – о добре и любви. Снежная королева стала для него кумиром. Разве был он счастлив в ледяном замке со своими идеальными правильными холодными игрушками? Только когда любовь Герды растопила лед в его сердце, он вспомнил о Боге и ожил. На первом месте в жизни христианина должен быть Бог, потом все близкие люди. Любые кумиры – люди или вещи опасны для нашей души, они могут сделать ее холодной и черствой.

«Господь твой пусть будет единственным Богом,
Хоть в жизни всегда разных идолов много,
Служи лишь Ему всей душою своей!
На Бога надейся, а не на людей!».

3 заповедь :«Не поминай имени Господа Бога твоего всуе».

Это значит, что нельзя просто так произносить имя Бога. Произносить имя Божие следует со вниманием и благоговением. Любое обращение к Богу – это молитва. По меткому выражению одного священника, когда мы говорим: «Господи», мы как бы снимаем телефонную трубку и набираем номер, и на «том конце» нам немедленно отвечают: «Слушаю». Имя Бога надо хранить бережно в сердце и не выпускать оттуда понапрасну. Если ты по привычке в разговорной речи говоришь: «Господи», прибавь к этому слова: «помилуй» или «слава Тебе». Так упоминание имени Бога станет молитвой.

«Имя Божье напрасно ты не говори!
Уважение твое пусть в словах тех горит.
Пусть с любовью к Нему твое сердце стучит,
Благодарность и вера в нем вечно звучит!».

4 заповедь Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему ».

Это значит, что седьмой день (воскресенье) должен быть посвящен Богу. Каждый день мы молимся Богу, исполняем Его заповеди, но воскресный день сугубо посвящаем нашему Небесному Отцу. Исполняя четвёртую заповедь, в этот день нужно посетить храм и принять участие в богослужении и Причаститься Христу.

«С Богом жизнь для себя христианин выбирает,
И поэтому церковь всегда посещает.
Знать о Господе больше он очень стремится,
И из Библии мудрости Божьей учиться».
Посвящай время Господу – будешь успешен,
И Его вечной милостью нежно утешен».

5 заповедь : «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен».

Это значит, что маму и папу надо слушаться и помогать им. Родители помогают тебе, пока ты растешь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием. К этой же заповеди относится уважение к учителям, наставникам, старшим.

«Относись с уважением к папе и маме!
Мудрость, опыт родителей стоят внимания!
Дорожи ими, слушайся и подчиняйся!
Как у Бога характер свой сделать пытайся!
И тогда будет жизнь твоя – благополучной.
Долгой будет она, и, при этом, нескучной».

6 заповедь : «Не убий ».

Самое ужасное, что может сделать человек по отношению к другому человеку – лишить его жизни. Жизнь – это дар Божий, и мы не в праве лишать другого человека этого дара. Что касается убийства захватчиков на войне, то это тоже грех, но меньший, чем предательство ближних, отказ защищать их.

Нужно помнить, что убивать людей можно не только оружием, но и словом, делом, подлыми поступками. Также нельзя мучить зверей, птиц, насекомых, домашних животных. Всех их создал Господь, а человеку заповедовал заботиться о них.

«Людей убивает
Не только оружье!
И жизнь сокращают
Порою не ружья,
А грубое слово,
Поступок бездумный
Жизнь рушит другого,
Стар он или юный.
Людей берегите,
Заботьтесь, любите,
Всех благословляйте
И радость дарите!».

7 заповедь Не прелюбодействуй ».

То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя, и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи.

«Пройдут года. Ты вырастешь. Бог даст тебе супругу(а).
Полюбишь. Вступишь в брак. Всегда будь верен, предан другу.
Над отношеньями трудись. Жди Божьего ответа.
Не изменяй своей любви. Не нарушай завета».

8 заповедь: «Не укради ».

Украсть, взять чужое и не вернуть – очень плохой поступок. Некоторые думают, что взять себе вещь, которую нашел на улице – не воровство. Допустим, шел человек и нашел на улице хороший телефон. Он может взять его себе – поступить дурно, а может поступить благородно – найти хозяина этого телефона. Никогда не бери чужое и никогда не воруй – так ты сможешь проявить свою верность святому Богу.

«Тот, кто у людей забрал,
Вещи их, путем нечестным,
Человек тот вором стал,
Это станет всем известно».

9 заповедь: «Не лжесвидетельствуй ».

Порой тебе может казаться, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия, потому что рано или поздно любой обман обязательно раскроется.

Также ни в коем случае нельзя придумывать о людях то, что ты не знаешь. Такие предположения называются клеветой и часто порочат совершенно невинного человека.

«Неправду о людях – не произноси!
Для этого помощи Божьей проси,
Чтоб видеть хорошее в ближних своих.
Не злое, а доброе думать о них!
Ложь может несчастье с собой принести,
А правда к победе твоей привести».

10 заповедь: «Не пожелай ничего чужого ».

Никогда не завидуй. Зависть мешает радости и не знает границ, ведь всегда найдется кто-то такой, кто, как кажется, живет лучше тебя. Помни пример жадной старухи из сказки Пушкина. Радуйся всему, что у тебя есть, радуйся за близких и друзей, у которых случилось что-то хорошее, благодари за это Бога.
Как же относиться к тому, что у ближнего есть хорошая вещь или талант, которого ты не имеешь? У христиан нет выражения «белая зависть», но есть сорадование – радость о благополучии ближнего. В отличие от мучающей зависти это добродетель.

«Не желай ничего, чем владеет ближний.
Не мечтай, что предмет у кого-то лишний.
Эти мысли тебе принесут страданья,
Ведь за грех принесёшь ты себе наказанье».

3.Работа в группах.

Заполни таблицу « Заповеди » по образцу:

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как советует поступить любящее сердце

«Почитай отца твоего

и мать твою»

от неуважения к родителям и вообще к старшим

слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости

«Не убий»

прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть

от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека

4.Закрепление.

Народная мудрость в пословицах.

Соедини стрелками пословицы с заповедями.

Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает. (Почитай отца твоего и матерь твою).

Не ищи правды в других, коли её в тебе нет. (Не лги)

Вору потакать – что самому воровать. (Не убивай)

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери. (Не укради)

Насилие - яд для души. (Не завидуй) (Друг познается в несчастии)

Рефлексия:

Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям?

Какие заповеди тебе были известны?

О каких заповедях ты узнал на этом уроке?

11. Вывод : Каждый человек должен соблюдать заповеди, так как:

Заповеди даны Богом.

Они учат отличать добро от зла.

Выполнение заповедей даёт человеку душевный покой,
приближает его к Богу.

Если сказать кратко, то смысл заповедей в одном, чтобы мы уважали и любили друг друга. Я думаю, что после нашего урока всем вам захочется подумать о том, так ли живёт каждый из вас. Мне хочется, чтобы вы захотели перечитать все заповеди и приняли их в свой разум и душу. Будьте счастливы, и дарите счастье друзьям, близким и незнакомым вам людям.

Сколько всего заповедей Божьих: объяснение и список всех заповедей Божьих на русском языке.

  • Значение первой заповеди в том, что Бог – един, и все живое существует по воле Его и по Его воле к Нему возвращается. Сила и мощь, пребывающие в Господе, не существуют ни в одном из земных и небесных творений. Сила Божья проявляется в солнечном свете, в морской и речной воде, в воздухе, в застывшем камне.
  • Ползет ли дождевой червь по земле, летит ли птица, рассекает морские ли глубины рыба – все это происходит по воле Господа. Прорастание семени, шелест травы, дыхание человека – проявление неземных способностей, полученных всем, что живет, растет, существует благодаря Богу.
  • Первая заповедь, которой Бог указывает на Самого Себя, – одна из главных для верующего, призывающая любить единственного и истинного Бога всем сердцем своим, всей душой и всеми своими мыслями. Человек должен бояться и любить Господа одновременно, и вместе с тем не прекращать доверять Ему, независимо от жизненных обстоятельств.
Первая заповедь Божья — верить в единого Господа Бога: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей
  • Только Господу известно, что нам нужно и какая судьба нам предназначена. Способность что-либо делать обретается только по воле Господа, ведь он есть источник животворящей и могучей силы, не существующей в иной форме. Мудрость и знания идут от Господа, и каждая тварь наделена частицей Премудрости Божьей: и муравей, и слизень, и синица и орел, дерево и камень, вода и воздух также имеют свою мудрость.
  • Божья мудрость побуждает пчелу строить соты, птицу лепить гнездо и выхаживать птенцов, дерево растет, направляя свои ветви к солнцу, а камень молчит и сохраняет свою форму. Никто не порождает собственную мудрость, поскольку ее поставляет один-единственный источник всевозможной мудрости – Бог. Живоносную и великую Премудрость дает всему Господь.

Как же молиться Господу? Вот текст молитвы:

«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».



Как молиться Господу

Пояснение первой заповеди для детей:

  • Заповеди Божьи – это законы, данные Господом всем людям. Заповеди нужны людям для того, чтобы поступать правильно, не путать добро и зло.
  • Вера всей душой в единого Господа – это так же естественно, как верить своим родителям, доверять им, советоваться с ними и раскрывать перед ними свое сердце. Бог не просто сотворил мир, он проявляет заботу о каждом, кто живет на земле. Любовь к Господу и почитание проявляется в обращении к Нему в молитве:

«Пусть только Господь царит в твоем сердце,
И только Ему открой сердца дверцу!
Пусть Бог будет смыслом всей жизни твоей!
Пусть Он управляет и властвует в ней!».

Видео: 10 Десять заповедей Божиих

  • Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
  • Нет ни одного творения, которое может стать для верующего той же силой, которой является Господь. Взойдя на высокую гору для встречи с Господом, не нужно смотреть на отражение в протекающей рядом реке. Представ перед правителем, не нужно озираться на его слуг, в надежде услышать от них совет или получить помощь.
  • Разве мы обращаемся к посредникам в делах, где могут помочь только самые близкие? Разве Отец останется безразличным к переживаниям и трудностям детей? Со слугами легче тому, кто имеет грех за душой. А безгрешный не отвращает взор от Отца своего, а смело смотрит на того, кто милосерднее слуг.
  • Господь испепеляет грехи в каждом из нас, как солнечные лучи губительно действуют на вредоносных микробов, появляющихся в воде. От этого вода очищается, становится пригодной для питья.
  • Потому вторая заповедь – это запрет идолопоклонства и создания кумиров, идолов для почитания. Второй заповедью Господь запрещает почитание подобия или изображения того, что мы наблюдаем на небе (Солнца, Луны, звезд), и того, что живет на земной поверхности (растений, животных, людей) или находиться в морских глубинах (рыб).
  • Однако это не означает, что Господь запрещает поклоняться святым иконам и мощам, ведь это лишь изображение, образ Господа, ангелов или святых.
    Святые образа даны нам, как память о делах Божьих и святых Его, для для вознесения мыслей наших к Богу и Его святым.


Вторая заповедь Божья — не сотвори себе кумира: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

Пояснение второй заповеди детям:

  • Ребенку очень трудно понять, что такое кумир или зачем люди создают идолов. Нужно находить сравнение, наиболее близкое и понятное для ребенка.
  • Кумир – это то, что человек ошибочно принимает за самое главное и важное в жизни. Поклоняясь кумирам или идолам, человек может даже забыть о Господе. Но разве ребенок поменяет маму на куклу или папу на новый велосипед? Вспомним сказку о Кае и Герде. Мальчик поверил в то, что Снежная Королева – его кумир, забыв о простых вещах – доброте, любви. Но это не принесло ему счастья и ледяной замок с идеальными правильными холодными грушками стал для него клеткой, в которойц погибала его душа.
  • И только любовь Герды помогла помогла его сердцу растаять и мальчик вспомнил о Боге. Так и любой христианин должен в первую очередь любить и помнить о Господе, и только потом — о близких людях.

«Господь твой пусть будет единственным Богом,
Хоть в жизни всегда разных идолов много,
Служи лишь Ему всей душою своей!
На Бога надейся, а не на людей!».

Видео: Детям о заповедях

  • Третья заповедь запрещает произносить имя Господа в пустых бессмысленных разговорах, в шутках, играх, когда человек проклинает, произносит клятву, обманывает. Нельзя также произносить имя Бога в каждой молитве к Нему, прославлять Его или благодарить суеверно.

Пояснение третьей заповеди детям:

  • Имя Бога произносится с должным вниманием и благоговением. Даже короткое обращение к Господу – это молитва. Мы словно набираем номер телефона и ждем ответа на «том конце».
  • Имя Господа каждый христианин бережно хранит в сердце и выпускает оттуда только в особых случаях. Упоминая имя Господа в разговорной речи, скажи «помилуй» или «Слава Тебе». Тогда обращение к Богу примет форму молитвы.

«Имя Божье напрасно ты не говори!
Уважение твое пусть в словах тех горит.
Пусть с любовью к Нему твое сердце стучит,
Благодарность и вера в нем вечно звучит!».



Третья заповедь Божья — не произноси имя Господа Бога напрасно: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

  • Четвертая заповедь велит христианам посвящать все дни недели работе и творить дела, к которым есть призвание. И только седьмой день посвящать служению Бога и отводить его на святые дела, угодные Господу: молитвы, беспокойство о спасении своей души, посещения Храма Божьего, изучение Закона Божьего, чтение святого Письма.
  • Среди других угодных Богу дел – те, которые считаются полезными для души: просвещение ума и сердца полезными познаниями, чтение полезных для души книг, помощь тем, кто нуждается: бедным, заключенным, больным, сиротам.

Пояснение четвертой заповеди детям:

  • Седьмой день следует проводить в молитвах, чтении Библии.
  • Небесный Отец выслушивает наши обращения каждый день и только на седьмой день ожидает от нас посещения Храма, участия в богослужении и Причащения Христу.

«С Богом жизнь для себя христианин выбирает,
И поэтому церковь всегда посещает.
Знать о Господе больше он очень стремится,
И из Библии мудрости Божьей учиться».
Посвящай время Господу – будешь успешен,
И Его вечной милостью нежно утешен».



Четвертая заповедь Божья – всегда помни про день субботний выходной: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

  • Пятой заповедью Господь обещает долгую жизнь в благополучии тем, кто почитает родителей своих. Уважение родителей проявляется в любви к ним, уважительном отношении, послушании, помощи.
  • Господь призывает также произносить лишь те слова, которые буду радовать родителей, а также не совершать того, что обидит их или расстроит. Во время болезни родителей нужно молиться за них. После их смерти не забывать просить Господа о спасении их души.

Пояснение пятой заповеди детям:

  • Папа и мама заботятся о своих детях и помогают им, пока они маленькие несмотря на поведение, оценки в школе, способности или их отсутствие.
  • Потому дети должны помогать своим престарелым и немощным родителям на склоне их лет. Почитать мать и отца – это значит, что нужно не только вежливо говорить с ними, но и оказывать реальную поддержку. Ведь на склоне лет родители нуждаются в душевном внимании и участии.

«Относись с уважением к папе и маме!
Мудрость, опыт родителей стоят внимания!
Дорожи ими, слушайся и подчиняйся!
Как у Бога характер свой сделать пытайся!
И тогда будет жизнь твоя – благополучной.
Долгой будет она, и, при этом, нескучной».



Пятая заповедь Божья — почитать и уважать родителей: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

  • Шестая заповедь – запрет на убийство любым способом. Запрет распространяется как на других людей, так и на самого себя (самоубийство). Самым страшным и тяжким грехом считается лишение жизни – наибольшего дара Божьего.
  • Самоубийство же – один из тяжких грехов, в котором усматривается не только грех убийства, но отчаяние и дерзкий бунт против Провидения Господнего. Самоубийце нельзя будет покаяться после смерти и просить спасения для своей души.


Шестая заповедь Божья — не убивать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

Пояснение шестой заповеди детям:

  • Лишение жизни одного человека другим – самый страшный грех.
  • Такой же грех – мучить животных, птиц, насекомых. Все они – творения Господа, о которых человек должен заботиться.

«Людей убивает
Не только оружье!
И жизнь сокращают
Порою не ружья,
А грубое слово,
Поступок бездумный
Жизнь рушит другого,
Стар он или юный.
Людей берегите,
Заботьтесь, любите,
Всех благословляйте
И радость дарите!».


  • Прелюбодействие – нарушение супружеской верности. Незаконная нечистая любовь считается греховной. Нарушение супружеской верности и любви запрещено Господом.
  • Если же человек не связан клятвой верности с супругом или супругой, то ему следует придерживаться чистых мыслей и желаний, оставаться девственным в делах, словах.Что это означает? Нужно избегать того, что порождает нечистые чувства: ругань, бесстыдные песни, танцы, рассматривание соблазнительных изображений, зрелищ, пьянство.

Пояснение седьмой заповеди детям:

  • Связанный узами брака или клятвой верности человек не должен переступать через любовь, предавать любимого.
  • Сохранить семью можно только в том случае, если и мужчина и женщина будут хранить верность друг другу.

«Пройдут года. Ты вырастешь. Бог даст тебе супругу(а).
Полюбишь. Вступишь в брак. Всегда будь верен, предан другу.
Над отношеньями трудись. Жди Божьего ответа.
Не изменяй своей любви. Не нарушай завета».



Седьмая заповедь Божья — не прелюбодействовать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

  • Воровство, а также присвоение любым способом того, что принадлежит другому человеку, запрещено Господом.
  • Плохим поступком считается воровство. Если человек нашел дорогую вещь на улице и присвоил ее себе – это также считается кражей. Правильнее попытаться найти того, кто потерял эту вещь. Такой поступок – проявление верности святому Богу.

«Тот, кто у людей забрал,
Вещи их, путем нечестным,
Человек тот вором стал,
Это станет всем известно».



Восьмая заповедь Божья — не воровать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

  • Всякая ложь, неправда, наветы запрещены Господом десятой заповедью. Свидетельствовать неправду во время судебного разбирательства на другого человека, доносительство, клевета, сплетни недопустимы для христианина.
  • Нельзя врать даже при отсутствии намерения вредить ближнему своему. Поскольку такое поведение не согласуется с любовью и уважением к ближним.

Пояснение девятой заповеди детям:

  • Бывают ситуации, когда единственным способом избежать наказания может быть ложь. Но такой способ – всего лишь иллюзия.
  • Следуя путем лжи можно преодолеть отдельные трудности, но в конце концов обстоятельства сложатся так, что обман раскроется. Также нельзя говорить о людях неправду.

«Неправду о людях – не произноси!
Для этого помощи Божьей проси,
Чтоб видеть хорошее в ближних своих.
Не злое, а доброе думать о них!
Ложь может несчастье с собой принести,
А правда к победе твоей привести».



Девятая заповедь Божья — не лгать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

Десятая заповедь Божья — не завидовать: толкование, краткое пояснение для взрослых и детей

  • Господь не позволяет делать что-то плохое другим, а также запрещает плохие желания и помыслы относительно окружающих или близких. В десятой за поведи говорится о таком грехе, как зависть.
  • Тот, кто мысленно желает чужого, тот может легко переступить черту, разделяющую плохие мысли и плохие дела. Само чувство зависти уже оскверняет душу.
  • Она становится нечистой перед Господом, ведь через дьявольскую зависть появился на свете грех. Истинный христианин должен очищать свою душу от внутренних нечистот, беречься от плохих желаний и оставаться благодарным Богу за то, что у него есть. Если же у знакомого или соседа всего много, то нужно радоваться за него.

Пояснение десятой заповеди детям:

  • Десятой заповедью Бог запрещает людям завидовать. Ведь это чувство мешает им жить радостно: среди близких и соседей, среди знакомых всегда найдется тот, чья жизнь может казаться лучше собственной.
  • Но в сказках есть много примеров того, что нельзя быть жадным и все время хотеть большего, чем у тебя есть. Например, жадная старуха из сказки Пушкина «Золотая рыбка».
    Если у твоих друзей случается что-то очень хорошее, то лучше искренне порадоваться за них и поблагодарить Господа за это.

«Не желай ничего, чем владеет ближний.
Не мечтай, что предмет у кого-то лишний.
Эти мысли тебе принесут страданья,
Ведь за грех принесёшь ты себе наказание».

Видео: 10 ЗАПОВЕДЕЙ БОЖЬИХ.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png