Дата рождения:

Место рождения:

Город Киев, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Город Москва, СССР


Род деятельности:

Композитор, кинокомпозитор, педагог

Учреждения имени Глиэра

Основные достижения

Прижизненные исполнения

Список произведений

Симфонические произведения

Концерты

Инструментальные произведения

Примечания

Библиография

(имя при рождении Рейнгольд Эрнест Глиэр; 1874/1875—1956) — русский и советский композитор, дирижёр, педагог.

Народный артист СССР (1938). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1948, 1950). Автор музыки гимна Санкт-Петербурга.

Биография

Р. М. Глиэр родился 30 декабря 1874 года (11 января 1875) в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого города Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов. В 1900 окончил Московскую консерваторию (прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонии у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906—1908 брал уроки дирижирования у Оскара Фрида в Германии.

В начале 1900-х годов участник собраний Беляевского кружка в Петербурге. Как композитор Р. М. Глиэр сформировался во многом благодаря общению с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым. С 1900 педагог. В 1913—1920 профессор Киевской консерватории (класс композиции и оркестровый), в 1914—1920 директор консерватории. В 1920—1941 профессор Московской консерватории по классу композиции. В 1920—1922 заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. В 1920—1923 член этнографической секции Пролеткульта. С 1910 систематически выступал как дирижёр, с 1930—с авторскими концертами в городах СССР, клубах и колхозах. В 1938—1948 председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР (ССК СССР).

Рейнгольд Глиэр — доктор искусствоведения (1941), автор первого советского балета. Единственный русский композитор, трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России — премией имени М. И. Глинки, и самой престижной премией послереволюционной, советской России — Сталинской. При этом он был награждён и тремя орденами Ленина.

Разветвлённый род Глиэров корнями уходит в глубокую старину. Имя Глиэр встречается в истории культуры Чехии, Франции (в Верхней Савойе находится плато Глиэр), Германии, Польши.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). Памятник работы скульптора М. К. Аникушина (архитектор В. А. Петров; изготовлен на Ленинградском заводе «Монументскульптура») открыт в пятую годовщину смерти, 23 июня 1961 года.

Семья

Родители:

  • отец — Мориц Глиэр (1835—1896), владелец музыкальной мастерской;
  • мать — Юзефа (Жозефина Викентьевна) Корчак (1852—1937).

Семья:

  • жена — Мария Робертовна Ренквист, её предки имели скандинавские корни;
  • дочери Нина и Лия (род. 1905), Валентина (род. 1913);
  • сыновья Роман (род. 1907), Леонид (род. 1913) — инженер, соавтор проекта «Детского мира» на Лубянской площади.

Прямые наследники и потомки Р. М. Глиэра живут и работают в Москве.

Внучка Р. Глиэра — Сэнта Викторовна Глиэр — хранительница музея-квартиры своего деда, активный организатор концертов, встреч и других мероприятий, связанных с именем великого композитора (музей-квартира Р. Глиэра, Дом учёных, музей им. Гнесиных, московская Детская музыкальная школа им. Р. Глиэра и др.).

Её сын — ученый, кандидат географических, доктор экономических наук Кирилл Новосельский — составитель уникального родословного древа рода Глиэров, поддерживает прямые и письменные контакты с многочисленными потомками этого рода в Северной Америке, Германии, Бразилии и других странах; координатор юбилейных встреч представителей рода Глиэров «Глиэр — 500» (2008).

Учреждения имени Глиэра

Имя Р. М. Глиэра носят:

  • Киевский институт музыки (Киев/Украина),
  • детские музыкальные школы (Москва, Калининград/Россия, Ташкент/Узбекистан, Маркнойкирхен/Германия).

В 1924—1949 гг. в Москве работал струнный квартет имени Глиэра.

Основные достижения

  • 1905 — премия имени М. И. Глинки за Первый секстет (выдвинут Глазуновым, Лядовым, Балакиревым)
  • 1912 — премия имени М. И. Глинки за симфоническую поэму «Сирены»
  • 1914 — премия имени М. И. Глинки за Третью симфонию («Илья Муромец»)
  • 1937 — награждён орденом Трудового Красного Знамени
  • 1938 — награждён орденом «Знак Почёта»
  • 1945 — награждён орденом Ленина «За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 70-летия»
  • 1946 — Сталинская премия первой степени — за Концерт для колоратурного сопрано с оркестром
  • 1948 — Сталинская премия первой степени — за Четвертый струнный квартет
  • 1950 — Сталинская премия первой степени — за балет «Медный всадник» (1949)
  • 1950 — награждён орденом Ленина «За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 75-летия»
  • 1955 — награждён орденом Ленина «За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 80-летия»

Звания

  • заслуженный артист РСФСР (1925).
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927).
  • Народный артист Азербайджанской ССР (1934) («За особые заслуги перед трудящимися, за развитие новой тюркской музыкальной культуры», за многолетнюю работу над созданием оперы «Шахсенем»)
  • народный артист РСФСР (1935).
  • Народный артист Узбекской ССР (1937), награжден орденом Трудового Красного Знамени (за создание музыкальной драмы «Гюльсара»).
  • народный артист СССР (1938).

Прижизненные исполнения

При жизни композитора его произведения исполняли:

  • Я. Гржимали, фон Глен, Л. Ауэр, А. Вержбилович, С. Кусевицкий, Л. Годовский, К. Эрдели, М. Ростропович, С. Кнушевицкий, В. Полех, А. Нежданова, И. Козловский, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Н. Казанцева, Д. Пантофель-Нечецкая, Э. Бандровска-Турска (Польша);
  • квартеты: Розе (Вена), герцога Мекленбургского (Санкт-Петербург), Артура Хартмана (Америка), им. Бетховена (Москва) и др.;
  • симфонические оркестры: Филадельфийский, Нью-Йоркский, Венский и др.
  • Дирижеры: Артур Никиш (Венгрия), В. Сафонов, Н. Черепнин, С. Кусевицкий, Г. Фительберг (Польша), Г. Варлих, Л. Стоковский, Ю. Орманди, Ф. Сток, Д. Макропулос, С. Рахманинов, А. Гаук, Ю. Файер
  • Города: Вена, Берлин, Гамбург, Мюнхен, Лейпциг, Франкфурт-на-Майне, Лондон, Париж, Копенгаген, Афины, Бухарест.

Список произведений

Оперы

  • «Земля и небо», опера-оратория по Дж. Байрону (1900).
  • «Шахсенем», либретто М. Гальперина (1923—1925, 2-я редакция — 1934).
  • «Гюльсара» (соавтор Т. Садыков), либретто К. Яшена и М. Мухамедова (1949).
  • «Лейли и Меджнун» (соавтор Т. Садыков), либретто Хуршида по поэме А. Навои (1940).
  • «Рашель», либретто М. Булгакова и М. Алигер по Мопассану (1942—1943).

Балеты

  • «Хризис», балет-пантомима, либретто Н. Миль по сюжету П. Люиса (1912)
  • «Красный мак» («Красный цветок»), либретто М. Курилко (1926—1927, 2-я редакция — 1949; 3-я редакция — 1957; 4-я редакция поставлена 12-17 февраля 2010 в Римском оперном театре, постановка Николая Андросова, дирижёр Андрей Аниханов, художник Елена Пулити). Новую российскую постановку представил В.В.Васильев в Красноярске 23 ноября 2010
  • «Комедианты», либретто А. Петровского по Лопе де Вега (1922—1930); в новой редакции — «Дочь Кастилии» (1955).
  • «Медный всадник», либретто П. Аболимова по А. Пушкину (1945—1948). Гимн Великому городу (гимн Санкт-Петербурга)
  • «Тарас Бульба», либретто Р. Захарова по Н. Гоголю (1951—1952).

Симфонические произведения

  • Первая симфония (1899)
  • Вторая симфония (1907)
  • Третья симфония «Илья Муромец» (1909—1911)
  • «Сирены», поэма (1908)
  • «Запорожцы», картина (1921)
  • Торжественная увертюра (1937)
  • «Заповит», поэма (1939)
  • «Ферганский праздник», увертюра (1940)
  • «Дружба народов», увертюра (1941)
  • Увертюра на славянские темы (1941)
  • «Победа», увертюра

Концерты

  • Концерт для арфы с оркестром (1938)
  • Концерт для голоса с оркестром (1943)
  • Концерт для виолончели с оркестром (1947)
  • Концерт для валторны с оркестром (1951)
  • Концерт для скрипки с оркестром (1956)

Инструментальные произведения

  • Первый квартет (1899)
  • Второй квартет (1905)
  • Третий квартет (1928)
  • Четвертый квартет (1946)
  • Первый секстет (1898)
  • Второй секстет (1904)
  • Третий секстет (1905)
  • Октет (1901)

Прочее

  • Около 150 фортепианный пьес в 2 и 4 руки концертного и педагогического репертуара.
  • Около 70 пьес для различных сольных инструментов с сопровождением фортепиано.
  • Около 130 романсов для голоса и фортепиано.

Редакции произведений других авторов

  • Редакция балета Ц. Пуни «Эсмеральда» (несколько номеров для партитуры написал также С. В. Василенко).

Примечания

  1. Санкт-Петербург. 300 + 300 биографий. Биографический словарь / St. Petersburg. 300 + 300 biographies. Biographic Glossary // Сост. Г. Гопиенко. — На рус. и англ. яз. — М.: Маркграф, 2004. — 320 с. — Тир. 5000 экз. — ISBN 5-85952-032-8
  2. Общественный совет ЦАО г. Москвы
  3. Киевский институт музыки
  4. Детская музыкальная школа им. Р.М.Глиэра
  5. Ташкентская музыкальная школа им. Р.М.Глиэра
  6. Teatro Dell"Opera Di Roma
  7. Балет "Эсмеральда". История создания

Библиография

  • Глиэр Р. М. Статьи. Воспоминания. Материалы, т. 1, 2. — М.: 1965, 1967.
  • Глиэр Р. М. Статьи и воспоминания. — М.: 1975.
  • Бугославский С. Рейнгольд Морицевич Глиэр, 2-е изд., 1930.
  • Соллертинский И. «Красный мак». — М.: 1930.
  • Богданов-Березовский В. «Красный мак». — Л.: 1933.
  • Сеженский К. Р. М. Глиэр. Краткий очерк жизни и творчества. 2-е изд. — М.: 1940.
  • Слонимский Ю. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. — М.-Л.: 1950.
  • Корев Ю. «Медный всадник» Р. Глиэра. — М.: 1951.
  • Захаров Р. Искусство балетмейстера. — М.: 1954.
  • Бэлза И. Концерты Глиэра. — М.: 1955.
  • Катонова С. Балеты Р. М. Глиэра. — М.:1960.
  • Данилевич Л. Книга о советской музыке (главы: Р. М. Глиэр. Опера «Шахсенем». Балет «Красный цветок») — М.: 1962.
  • Петрова Н. Рейнгольд Морицевич Глиэр. — Л.: 1962.
  • Бэлза И. Р. М. Глиэр. 2-е изд. — М.: 1962.
  • Леонова М. Симфонические произведения Глиэра. Справочник-путеводитель. —М.: 1962.
  • Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории (Статьи: Леонова М. Ф. Рейнгольд Морицевич Глиэр; Лятошинский Б. Н. Глиэр — профессор и директор Киевской консерватории; Раков Н. П. Рейнгольд Морицевич Глиэр]. — М.: 1966.
  • Бэлза И. Р. М. Глиэр. — В кн.: О музыкантах XX века. — М.: 1979.
  • Гулинская З. К. Рейнгольд Морицевич Глиэр. (1875-1956). — М.: Музыка, 1986. (Русские и советские композиторы).

1875-1956

Рейнгольд Глиэр родился 30 декабря (11 или 12 января) 1875 года в семье мастера по духовым музыкальным инструментам Морица Глиэра. Его дед и отец имели свою мастерскую. В семье росли еще два брата и сестра - все были музыкально одаренными. Но скрипку Рейнгольд взял в руки только в одиннадцать лет.

Его мать Жозефина Викентиевна была душой трудно живущего дома. "Если бы не любовь матери, которая грела нас, как лучи весеннего солнца, эта жизнь могла бы совсем исковеркать мою душа, - писал Глиэр. - Я все оставлял в себе, и тяжесть все увеличивалась..."

В 1885 году Рейнгольд поступил в гимназию, где музыка, и особенно композиция, затмевали все предпочтения. В 14 лет он сочинял уже пьесы для фортепиано, скрипки или виолончели с фортепиано: сестра Цеся играла на фортепиано, брат Мориц - на виолончели. В 16 лет Рейнгольд поступил в Киевское музыкальное училище. Его преподавателем по классу скрипки был Отакар Шевчик, который воспитывал в своих учениках умение и желание сознательно слушать, изучать музыку, наслаждаться ею.

В 1891 году он поступил в музыкальное училище, хотя родственники не приветствовали его желание стать профессиональным музыкантом.Рейнгольд Глиэр самостоятельно принял решение о поступлении в Московскую консерваторию. Летом 1894 года он переехал в Москву. Учился у Аренского, Танеева, Рахманинова, Скрябина, Ипполитова-Иванова и других.

Он много работал. 27 ноября 1905 года за "Первый секстет" Глиэр получил престижную Глинкинскую премию.

В 1901-м молодого композитора пригласили преподавать в свою школу сестры Гнесины. Там в 1901 году Рейнгольд встретил Марию Ренквист, любовь к которой пронес через всю свою долгую жизнь. В апреле они стали супругами.

С 1901-го по 1913-й год Глиэр попробовал себя почти во всех музыкальных жанрах. В 1913 году Глиэр вернулся из Москвы в Киеве в качестве профессора консерватории по классу композиции, а через год был единодушно избран ректором Киевской консерватории. В этой должности он проработал до 1920 года. Он сумел собрать вокруг себя блестящих музыкантов-преподавателей.

В 1915 году в Киеве он знакомится с азербайджанской оперной певицей Шовкат Мамедовой, которая познакомила его с азербайджанской народной музыке.

Осенью 1917 года под управлением Глиэра в Киеве впервые прозвучал Первый фортепианный концерт любимо ученика Рейнгольда Морицевича Сергея Прокофьева. За роялем был сам автор. Благодарные слушатели преподнесли Глиэру уникальный серебряный кубок с надписью "Илье Муромцу русского искусства".

В 1920 году Глиєр вновь переехал в Москву, занял место профессора уже Московской консерватории.

Сочинительство занимало все свободное от преподавания время. Композитора Рейгольда Морицевича Глиэра по праву можно назвать интернационалистом.

По приглашению правительства Азербайджана с августа 1923 и до 1924 года Рейгольд Морисович жил в Баку. Здесь На истинно народном материале, рождалась опера "Шахсэнэм", премьера которой на русском языке состоялась 17 марта 1927 года, а на азербайджанском 4 мая 1934 года в Баку. Партию Шахсэнэм во второй редакции исполняла Шовкет Мамедова. "Только живя среди народа, слушая изо дня в день народную музыку, можно проникнуться истинным духом национального искусства", - писал Рейнгольд Морицевич в статье "Народ - великий учитель".

Шевкет-ханум уже начинает рассказывать о своей дружбе с Глиэром. Эта дружба зародилась в годы ее учебы в Киеве. В эти годы Шевкет-ханум уже была замужем за Я. И. Любарским. Глиэр был их семейным другом, заходил к ним пить чай, музицировал, гармонизовал несколько азербайджанских песен, и однажды Шевкет-ханум сказала ему: "Вскоре у нас в Азербайджане будет советская власть, тогда Вы приезжайте к нам писать оперу." - Глиэр удивился: «Но я же не знаю вашу музыку...» - "Вы ее прекрасно чувствуете, - ответила я, сославшись на его гармонизации, - вы ее любите, и вы ее легко освоите."

Просто диву даешься, Шевкет-ханум! В Баку еще нет советской власти, Шевкет - еще никому не известная студентка в Киеве, но она уже договаривается с Глиэром о будущем музыкальном строительстве нового Азербайджана! Сейчас, когда все это уже давно стало явью, Шевкет-ханум не выглядит такой уж фантазеркой. Скорее она выглядит рационально и масштабно мыслящим деятелем культуры уже с самых молодых своих лет. И человеком, умеющим добиваться поставленной цели. Действительно, вскоре после установления советской власти, по ее инициативе Глиэр был приглашен в Азербайджан. ....

Я очень многим обязана Глиэру. Думаю, что и вся наша музыка ему обязана. Вы знаете, оперу «Шах Сенем» он посвятил мне. Обычно композиторы посвящают кому-то песни, романсы, а оперы - никогда. Но Глиэр сделал это. Я ему очень благодарна.

В 1925 году дирекция Большого театра объявила конкурс на создание современного советского балета. Музыку к балету "Красный мак" написал Рейнгольд Глиэр. Композитор с честью выполнил исключительно трудное задание, погрузившись в специфику китайских традиций. Всемирно известное "Яблочко", знаменитый матросский танец, принимаемый за народное творение, - произведение авторское. Впервые музыка прозвучала 14 июня 1927 года, на премьере балета "Красный мак".

В 1929 году Глиэр вернулся в Баку, где прожил до 1934 года. В 1934 году он получил звание Народного артиста Азербайджана.

Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры Ферганский праздник (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер «Лейли и Меджнун» (1940) и «Гюльсара» (1949).

Работая над этими произведениями, Глиэр все более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния. Эта идея нашла свое воплощение в Торжественной увертюре (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах «На славянские народные темы» и «Дружба народов», которая прозвучала 5 декабря 1941 года в Свердловске, куда эвакуировалась семья Глиэров, под управлением автора.

В 1943 году композитор создает жемчужину душевной вокальный лирики - Концерт для женского голоса посвященный певице Пантофель-Нечецкой.

В 1949 году был написан балет «Медный всадник» по поэме А. Пушкина, поставленный в в Ленинграде. Гимн великому городу, завершающий этот балет, сразу стал очень популярным. 75-летний юбилей в 1950 году композитор ознаменовал длительными концертными поездками по республикам Прибалтики и Средней Азии, в 1951-м дал симфонические авторские концерты в Москве, Киеве, почти во всех городах Советского Союза.

30 мая 1956 года состоялся симфонический концерт в Центральном доме учителя в Москве Рейнгольд Морицевич последний раз в жизни надел фрак и взял в руки палочку. Тяжелый сердечный приступ в ночь с 3 на 4 июня уложил его в постель, а 23 июня 1956 года его не стало.

При подготовке статьи использовались материалы Интернета и сайта

Советский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель.
Заслуженный артист РСФСР (1925).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927).
Народный артист Азербайджанской ССР (1934).
Народный артист РСФСР (1935).
Народный артист Узбекской ССР (1937).
Народный артист СССР (17.04.1938).
Доктор искусствоведения (1941).

В 1900 году окончил Московскую консерваторию (класс композиции М.М. Ипполитова-Иванова, гармонии - А.С. Аренского и Г.Э. Конюса, полифонии - С.И. Танеева). Преподавал теоретические дисциплины в Московской музыкальной школе Гнесиных, среди его учеников были Н.Я. Мясковский и С.С. Прокофьев.
10 января 1913 года Правительствующим сенатом Глиэру присвоено звание личного почётного гражданина.
С 1913 года - профессор (с 1914 года - директор) Киевской консерватории по классу композиции (среди его учеников - Б.Н. Лятошинский, Л.Н. Ревуцкий и другие).
В 1920-1941 годах - профессор Московской консерватории по классу композиции (среди учеников - Ан.Н. Александров, А.А. Давиденко, Л.К. Книппер и другие).
В 1924-1949 годах в Москве работал струнный квартет имени Глиэра.
Ему принадлежит первый советский репертуарный балет на современную тему ("Красный мак", постановка 1927, Большой театр, Москва, 2-я редакция 1949, Ленинград, Театр оперы и балета имени С.М. Кирова; с 1957 идёт под названием "Красный цветок"). Среди других балетов Глиэра популярен "Медный всадник" (пост. 1949, Театр оперы и балета имени С.М. Кирова) по поэме Пушкина.

Автор 5 опер, в их числе произведений, содействовавшие становлению национальной музыкальной культуры Азербайджана ("Шахсенем", постановка 1927, Баку) и Узбекистана ("Лейли и Меджнун", в соавторстве с Т. Садыковым, постановка 1940, Узбекский театр оперы и балета, Ташкент; "Гюльсара" в соавторстве с Т. Садыковым, постановка 1949, там же). Написал ряд произведений для оркестра (3 симфонии - 1900, 1907, 1911, несколько программных симфонических сочинений - "Запорожцы" по картине И.Е. Репина, 1921, концертов с оркестром: для арфы - 1938, голоса - 1943, виолончели - 1947, валторны - 1951), а также множество камерно-инструментальных и вокальных циклов и отдельных пьес. Автор музыки гимна Санкт-Петербурга.
В 1938-1948 годах - председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Имя Р.М. Глиэра носят: Киевское музыкальное училище (Киев/Украина), детские музыкальные школы (Москва, Калининград/Россия, Ташкент/Узбекистан, Маркнойкирхен/Германия, Алма-Ата/Казахстан).

призы и награды

1905 - премия имени М.И. Глинки за Первый секстет (выдвинут Глазуновым, Лядовым, Балакиревым).
1912 - премия имени М.И. Глинки за симфоническую поэму «Сирены».
1914 - премия имени М.И. Глинки за Третью симфонию («Илья Муромец»).
1937 - орден Трудового Красного Знамени - за музыкальную драму «Гюльсара».
1938 - орден «Знак Почёта».
1945 - орден Ленина - «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 70-летия».
1946 - Сталинская премия первой степени - за Концерт для колоратурного сопрано с оркестром.
1948 - Сталинская премия первой степени - за Четвёртый струнный квартет.
1950 - Сталинская премия первой степени - за балет «Медный всадник» (1949).
1950 - орден Ленина - «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 75-летия».
1955 - орден Ленина - «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 80-летия».
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»

Р. М. Глиэр родился 30 декабря 1874 года (11 января 1875) в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого городка Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов. В 1894 году Глиэр окончил Киевское музыкальное училище по классу скрипки и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки Н. Н. Соколовского (затем перешёл в класс Я. В. Гржимали).

В 1900 году окончил Московскую консерваторию (прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонии у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906-1908 годах брал уроки дирижирования у Оскара Фрида в Германии и по возвращении в Россию начал выступать как дирижёр с исполнением главным образом собственных произведений.

Передавать свои мрачные настроения в музыке считаю преступлением.

Глиэр Рейнгольд Морицевич

В начале 1900-х годов участник собраний Беляевского кружка в Петербурге. С 1901 года преподавал музыкально-теоретические предметы в Московской музыкальной школе Гнесиных (среди первых частных учеников Г. - Н. Я. Мясковский и С. С. Прокофьев). Как композитор Р. М. Глиэр сформировался во многом благодаря общению с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым. С 1900 года педагог.

10 января 1913 года Правительствующим сенатом Глиэру присвоено звание личного почётного гражданина.

Копия Свидетельства на звание личного почётного гражданина

В 1913-1920 годах профессор Киевской консерватории (класс композиции и оркестровый), в 1914-1920 годах директор консерватории. В 1920-1941 годах профессор Московской консерватории по классу композиции. В 1920-1922 годах заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. В 1920-1923 годах член этнографической секции Пролеткульта. С 1910 года систематически выступал как дирижёр, с 1930-х годов с авторскими концертами в городах СССР, клубах и колхозах. В 1938-1948 годах председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР (ССК СССР).

Рейнгольд Глиэр - доктор искусствоведения (1941), автор первого советского балета. Единственный российский композитор, трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России - премией имени М. И. Глинки, и самой престижной премией послереволюционной, советской России - Сталинской. При этом он был награждён и тремя орденами Ленина.

Разветвлённый род Глиэров корнями уходит в глубокую старину. Имя Глиэр встречается в истории культуры Чехии, Франции (в Верхней Савойе находится плато Глиэр), Германии, Польши.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). Памятник работы скульптора М. К. Аникушина (архитектор В. А. Петров; изготовлен на Ленинградском заводе «Монументскульптура») открыт в пятую годовщину смерти, 23 июня 1961 года. Известны живописные, графические и скульптурные портреты Р. Глиэра, исполненные в разные годы, в том числе тем же М. К. Аникушиным (1954).

Смысл имени и фамилии

Профессор Елена Фабиановна Гнесина вспоминает: "Как-то раз, говоря со мной о Глиэре, Рахманинов сказал: «Как удачно подходит Глиэру его имя: Рейнгольд - ведь он действительно как человек чистое золото». Этимологически имя Рейнгольд имело форму Рагинальд и произошло от двух древневерхненемецких корней *ragin/regin - "совет, решение" и *walt(an) - "править", однако современное написание допускает вышеприведённое толкование Рахманинова - от корней rein - "чистый" и Gold - "золото". На франко-провансальском (арпитанском) языке glière означает «каменисто-песчаное плато» или «песчаный берег реки» (см. статью Plateau des Glières во фр. Википедии)[источник не указан 535 дней]

Родители:

отец - Мориц Глиэр (1835-1896), владелец музыкальной мастерской;

мать - Юзефа (Жозефина Викентьевна) Корчак (1852-1937).

жена - Мария Робертовна Ренквист, её предки имели скандинавские корни;

дочери Нина и Лия (1905-1982), Валентина (род. 1913);

сыновья Роман (род. 1907), Леонид (род. 1913) - инженер, соавтор проекта «Детского мира» на Лубянской площади.

Прямые наследники и потомки Р. М. Глиэра живут и работают в Москве.

Внучка Р. Глиэра - Сэнта Викторовна Глиэр - хранительница музея-квартиры своего деда, активный организатор концертов, встреч и других мероприятий, связанных с именем великого композитора (музей-квартира Р. Глиэра, Дом учёных, музей им. Гнесиных, московская Детская музыкальная школа им. Р. Глиэра и др.).

Её сын - ученый, кандидат географических, доктор экономических наук Кирилл Новосельский - составитель родословного древа рода Глиэров, поддерживает прямые и письменные контакты с многочисленными потомками этого рода в Северной Америке, Германии, Бразилии и других странах; координатор юбилейных встреч представителей рода Глиэров «Глиэр - 500» (2008).

Учреждения и улицы имени Глиэра

Имя Р. М. Глиэра носят:

Киевское музыкальное училище (Киев/Украина),

детские музыкальные школы (Москва, Калининград/Россия, Ташкент/Узбекистан, Маркнойкирхен/Германия, Алма-Ата/Казахстан),

улицы в посёлке Загорянский/Щёлковский район/Московская область, Магнитогорск/Челябинская область, Луцк/Волынская область/Украина, Донецк/Донецкая область/Украина, Киев/Украина (бывш. Школьная, в 1974 - 1980 Глиэра, ликвидирована в связи с перестройкой района).

В 1924-1949 годах в Москве работал струнный квартет имени Глиэра.

Дом в Москве по адресу Петровский бульвар, 5, в котором композитор жил с семьёй и работал в 1904 - 1913 и 1920 - 1938 является выявленным объектом культурного наследия, но многие десятилетия находится в состоянии запустения и саморазрушения.

Основные достижения

1905 - премия имени М. И. Глинки за Первый секстет (выдвинут Глазуновым, Лядовым, Балакиревым)

1912 - премия имени М. И. Глинки за симфоническую поэму «Сирены»

1914 - премия имени М. И. Глинки за Третью симфонию («Илья Муромец»)

1937 - орден Трудового Красного Знамени - за музыкальную драму «Гюльсара»

1938 - орден «Знак Почёта»

1945 - орден Ленина - «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 70-летия»

1946 - Сталинская премия первой степени - за Концерт для колоратурного сопрано с оркестром

1948 - Сталинская премия первой степени - за Четвертый струнный квартет

1950 - Сталинская премия первой степени - за балет «Медный всадник» (1949)

1950 - орден Ленина - «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 75-летия»

1955 - орден Ленина - «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 80-летия»

Заслуженный артист РСФСР (1925)

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927)

Народный артист Азербайджанской ССР (1934) - «за особые заслуги перед трудящимися, за развитие новой тюркской музыкальной культуры», за многолетнюю работу над созданием оперы «Шахсенем»)

Народный артист РСФСР (1935).

Народный артист Узбекской ССР (1937) - за создание музыкальной драмы «Гюльсара»).

Народный артист СССР (1938).

Доктор искусствоведения (1941)

Глиэр! Семь роз моих фарсийских,
Семь одалиск моих садов,
Волшебств владыка мусикийских,
Ты превратил в семь соловьев.

Вяч. Иванов

Когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, Глиэр - в то время уже известный композитор, педагог, дирижер - сразу же активно включился в работу по строительству советской музыкальной культуры. Младший представитель русской композиторской школы, ученик С. Танеева, А. Аренского, М. Ипполитова-Иванова, своей разносторонней деятельностью он осуществлял живую связь советской музыки с богатейшими традициями и художественным опытом прошлого. «Я не примыкал ни к какому кружку или школе», - писал о себе Глиэр, но его творчество невольно вызывает в памяти имена М. Глинки, А. Бородина, А. Глазунова из-за сходства в восприятии мира, который предстает у Глиэра светлым, гармоничным, цельным. «Передавать свои мрачные настроения в музыке считаю преступлением», - говорил композитор.

Творческое наследие Глиэра обширно и разнообразно: 5 опер, 6 балетов, 3 симфонии, 4 инструментальных концерта, музыка для духового оркестра, для оркестра народных инструментов, камерные ансамбли, инструментальные пьесы, фортепианные и вокальные сочинения для детей, музыка для театра и кино.

Начав заниматься музыкой вопреки воле родителей, Рейнгольд упорной работой доказал право на любимое искусство и после нескольких лет учебы в Киевском музыкальном училище в 1894 г. поступил в Московскую консерваторию по классу скрипки, а затем композиции. «...Никто у меня никогда так много не работал в классе, как Глиэр», - писал Танеев Аренскому. И не только в классе. Глиэр штудировал произведения русских писателей, книги по философии, психологии, истории, интересовался научными открытиями. Не довольствуясь учебным курсом, он самостоятельно изучал музыкальную классику, посещал музыкальные вечера, где познакомился с С. Рахманиновым, А. Гольденвейзером и другими деятелями русской музыки. «В Киеве я родился, в Москве я увидел свет духовный и свет сердца...» - писал Глиэр об этом периоде жизни.

Такая сверхнапряженная работа не оставляла времени на развлечения, да Глиэр и не стремился к ним. «Я казался каким-то сухарем... неспособным собраться где-нибудь в ресторане, пивной, покутить...» На такое времяпровождение ему было жаль тратить время, он считал, что человек должен стремиться к совершенству, которое достигается упорным трудом, а поэтому нужно «волю закалить и превратить в стальную». Однако «сухарем» Глиэр не был. Сердце у него было доброе, душа певучая, поэтичная.

Консерваторию Глиэр окончил в 1900 г. с Золотой медалью, являясь к этому времени автором нескольких камерных сочинений и Первой симфонии. В последующие годы он пишет много и в разных жанрах. Самый значительный результат - Третья симфония «Илья Муромец» (1911), о которой Л. Стоковский писал автору: «Я думаю, что этой симфонией Вы создали памятник славянской культуре - музыку, которая выражает силу русского народа». Сразу же по окончании консерватории началась педагогическая деятельность Глиэра. С 1900 г. он вел класс гармонии и энциклопедии (так назывался расширенный курс анализа форм, включавший полифонию и историю музыки) в музыкальной школе сестер Гнесиных; в летние месяцы 1902 и 1903 гг. готовил к поступлению в консерваторию Сережу Прокофьева, занимался с Н. Мясковским.

В 1913 г. Глиэр был приглашен профессором класса композиции в Киевскую консерваторию, а через год стал ее директором. Под его руководством получили образование известные украинские композиторы Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский. Глнэру удалось привлечь к работе в консерватории таких музыкантов, как Ф. Блуменфельд, Г. Нейгауз, Б. Яворский. Помимо занятий с композиторами, он дирижировал студенческим оркестром, руководил оперным, оркестровым, камерным классами, участвовал в концертах РМО, устраивал в Киеве гастроли многих выдающихся музыкантов - С. Кусевицкого, Я. Хейфеца, С. Рахманинова, С. Прокофьева, А. Гречанинова. В 1920 г. Глиэр переехал в Москву, где до 1941 г. вел класс композиции в Московской консерватории. Он воспитал многих советских композиторов и музыковедов, среди которых А. Н. Александров, Б. Александров, А. Давиденко, Л. Книппер, А. Хачатурян... «Как-то так выходит», - писал Прокофьев, - «что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра - или прямым, или внучатым».

В Москве в 20-х гг. развернулась многосторонняя просветительская деятельность Глиэра. Он возглавил организацию общедоступных концертов, взял шефство над детской колонией, где учил воспитанников хоровому пению, устраивал с ними спектакли или просто рассказывал сказки, импровизируя на рояле. Одновременно в течение ряда лет Глиэр руководил студенческими хоровыми кружками в Коммунистическом университете трудящихся Востока, что принесло ему как композитору немало ярких впечатлений.

Особенно важен вклад Глиэра в формирование профессиональной музыки советских республик - Украины, Азербайджана, Узбекистана. С детских лет он проявлял интерес к народной музыке различных национальностей: «эти образы и интонации были для меня наиболее естественным способом художественного выражения моих мыслей и чувств». Ранее всего состоялось его знакомство с украинской музыкой, которую он изучал в течение многих лет. Результатом этого явились симфоническая картина «Запорожцы» (1921), симфоническая поэма «Заповiт» (1941), балет «Тарас Бульба» (1952).

В 1923 г. Глиэр получил приглашение Наркомпроса АзССР приехать в Баку и написать оперу на национальный сюжет. Творческим итогом этой поездки стала опера «Шахсенем », поставленная в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 г. Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры «Ферганский праздник» (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер «Лейли и Меджнун» (1940) и «Гюльсара» (1949). Работая над этими произведениями, Глиэр все более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния. Эта идея нашла свое воплощение в «Торжественной увертюре» (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах «На славянские народные темы» и «Дружба народов» (1941).

Значительны заслуги Глиэра в формировании советского балета. Выдающимся событием советского искусства явился балет «Красный мак ». («Красный цветок»), поставленный в Большом театре в 1927 г. Это был первый советский балет на современную тему, рассказывающий о дружбе советского и китайского народов. Другим значительным произведением в этом жанре стал балет «Медный всадник » по поэме А. Пушкина, поставленный в 1949 г. в Ленинграде. «Гимн великому городу», завершающий этот балет, сразу стал широко популярным.

Во второй половине 30-х гг. Глиэр впервые обратился к жанру концерта. В его концертах для арфы (1938), для виолончели (1946), для валторны (1951) широко трактуются лирические возможности солиста и вместе с тем сохраняется присущая жанру виртуозность и праздничное воодушевление. Но истинным шедевром является Концерт для голоса (колоратурное сопрано) с оркестром (1943) - самое искреннее и обаятельное сочинение композитора. Стихия концертности вообще была очень естественна для Глиэра, в течение многих десятилетий активно концертировавшего в качестве дирижера и пианиста. Выступления продолжались до конца жизни (последнее состоялось за 24 дня до кончины), при этом Глиэр предпочитал ездить в самые глухие уголки страны, воспринимая это как важную просветительскую миссию. «...Композитор обязан до конца своих дней учиться, совершенствовать мастерство, развивать и обогащать свое миропонимание, идти вперед и вперед». Эти слова Глиэр написал в конце творческого пути. Ими он руководствовался свою жизнь.

О. Аверьянова

Сочинения:

оперы - опера-оратория Земля и небо (по Дж. Байрону, 1900), Шахсенем (1923-25, пост. 1927 на рус. яз., Баку; 2-я ред. 1934, на азерб. яз., Азерб. театр оперы и балета, Баку), Лейли и Меджнун (по поэме А. Навои, соавтор Т. Садыков, 1940, Узб. театр оперы и балета, Ташкент), Гюльсара (соавтор Т. Садыков, пост. 1949, там же), Рашель (по Г. Мопассану, конц. исп. 1947, артистами Оперно-драматич. театра им. К. Станиславского, Москва); музыкальная драма - Гюльсара (текст К. Яшена и М. Мухамедова, музыка собрана Т. Джалиловым, записана Т. Садыковым, обработана и оркестрована Г., пост. 1936, Ташкент); балеты - Хризис (1912, Интернац. театр, Москва), Клеопатра (Египетские ночи, по А. С. Пушкину, 1926, Муз. студия Художественного театра, Москва), Красный мак (с 1957 - Красный цветок, пост. 1927, Большой театр, Москва; 2-я ред., пост. 1949, Ленингр. театр оперы и балета), Комедианты (Дочь народа, по пьесе «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега, 1931, Большой театр, Москва; 2-я ред. под назв. Дочь Кастилии, 1955, Муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), Медный всадник (по поэме А. С. Пушкина, 1949, Ленингр. театр оперы и балета; Гос. пр. СССР, 1950), Тарас Бульба (по повести Н. В. Гоголя, соч. 1951-52); кантата Слава Советской Армии (1953); для оркестра - 3 симфонии (1899-1900; 2-я- 1907; 3-я - Илья Муромец, 1909-11); симфонические поэмы - Сирены (1908; Глинкинская пр., 1908), Заповит (памяти Т. Г. Шевченко, 1939-41); увертюры - Торжественная увертюра (К 20-летию Октября, 1937), Ферганский праздник (1940), Увертюра на славянские народные темы (1941), Дружба народов (1941), Победа (1944-45); симф. картина Запорожцы (1921); концерты с оркестром - для арфы (1938), для голоса (1943; Гос. пр. СССР, 1946), для влч. (1947), для валторны (1951); для духового оркестра - На праздник Коминтерна (фантазия, 1924), Марш Красной Армии (1924), 25 лет Красной Армии (увертюра, 1943); для орк. нар. инструментов - Симфония-фантазия (1943); камерно-инстр. орк. произв. - 3 секстета (1898, 1904, 1905 - Глинкинская пр., 1905); 4 квартета (1899, 1905, 1928, 1946 - No 4, Гос. пр. СССР, 1948); для фортепиано - 150 пьес, в т.ч. 12 детских пьес средней трудности (1907), 24 характерные пьесы для юношества (4 тетр., 1908), 8 лёгких пьес (1909) и др.; для скрипки , в т.ч. 12 дуэтов для 2 скр. (1909); для виолончели - свыше 70 пьес, в т.ч. 12 листков из альбома (1910); романсы и песни - ок. 150; музыка к драматическим спектаклям и фильмам.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png