Конкурентоспособность Российской Федерации на международной арене в настоящее время претерпевает серьезные изменения. В первую очередь, данные метаморфозы связаны с внешней политикой государства, последствиями которой явились санкции, наложенные со стороны ряда стран, а также со структурой бюджетных доходов РФ, большую часть которых составляют нефтегазовые доходы. Следует отметить, что данные проблемы являются далеко не единственными для государства и от решения каждой из них зависит благополучие граждан.

Значительно помочь в определении слабых мест могут крупные международные рейтинги комплексной оценки стран. Несмотря на их значительное количество («Ежегодник конкурентоспособности стран мира» (WCY IMD), «Индекс человеческого развития» (Human Development Index), “Показатели эффективности государственного управления всех стран мира» (Worldwide Governance Indicators (WGI)), «Ведение бизнеса» (Doing Business), «KOF Индекс глобализации» (KOF Index of Globalization) и другие), наиболее масштабными, разносторонними и объективными являются GCI (Индекс глобальной конкурентоспособности), ежегодно составляемый всемирным Экономическим Форумом, и WCY («Ежегодник международной конкурентоспособности»), разрабатываемый швейцарским Институтом менеджмента. Главными их преимуществами являются охват значительного количества параметров государств, выведение общего рейтинга стран, а также отдельно по каждому из параметров.

Отличия индексов значительны и заключается в объемах выработки, наборах параметров для оценки конкурентоспособности государств, а также различных способах их оценки.

Таблица 1. Краткая характеристика отличий индексов конкурентоспособности WCY и GCI , .

Таким образом, WCY предоставляет большее количество параметров для анализа конкурентоспособности страны. Рассмотрим параметры РФ в разрезе структуры индекса Института менеджмента Швейцарии. Согласно WCY в 2015 году Российская Федерация занимает лишь 45 место в рейтинге, опустившись на 7 пунктов по сравнению с годом 2014-ым. Данное изменение возникло из-за:

Финансовый кризис, вызванный экономическим спадом и включающий в себя колебания цен и волатильность валюты;

Спада в уровне жизни населения;

Вооруженного конфликта с Украиной;

Прямые и косвенные санкции, направленные против Российской Федерации, промышленная политика импортозамещения;

Повышение иммиграции и эмиграции (в связи с геополитическими причинами) и внутренней миграции (из-за экономических причин).

Параллельно с этими факторами невозможно не отметить с преобладание нефтегазовых доходов в разрезе бюджета Российской Федерации. В связи с этим изменения мировых цен на нефть значительно влияют на темпы экономического развития страны и исполнение бюджета в целом.

Следует отметить, что в период с 2014 по 2015 год произошло плавное снижение по каждой из 4 групп факторов, что характеризует необходимость в комплексном решении назревших проблем, отрицательно действующих на развитие большинства сфер жизни государства и населения.

Таблица 2. Изменения в оценке Российской Федерации за период с 2014 по 2015 год .

Рассмотрим детальнее, как были оценены составляющие вышеперечисленных групп в WCY в 2015 году. В структуре «Экономических результатов» наивысшие позиции имеют блоки «Иностранные инвестиции» (24 место) и «Занятость населения» (15 место). В худшую сторону выделяются «Внутренняя экономика» (38 место), «Международная торговля» (49 место) и «Уровень цен» (56 место). Таким образом, Россия все еще остается достаточно привлекательной для инвесторов, однако значительная девальвация рубля и ответные санкции со стороны РФ привели к увеличению уровня цен и снижению объемов импорта продукции. Выбор такой промышленной политики, как импортозамещение, в будущем еще сильнее снизит показатели фактора международной торговли, однако снижение общего уровня цен на ряд продуктов возможно при определенном контроле ценообразования товаров национального производства. Подобные меры принимаются уже сегодня. К примеру, Росрыболовству в период с 2015 по 2020 год будет выделяться более 3 миллиардов рублей ежегодно как для развития аквакультуры в стране, так и для контроля за ценами над наиболее употребляемыми видами рыбы (лосось, треска, минтай, сельдь) . Одной из наиболее весомых причин низкой эффективности внутренней экономики является значительное удорожание кредитов вследствие увеличения ключевой ставки, а отсутствия доступа национальных банков к дешевым зарубежным кредитам (получение долгосрочных кредитов возможно лишь для российских банков, зарегистрированных на территории ЕС) . Выходом из сложившейся ситуации является поддержание стратегически важных для государства секторов экономики благодаря субсидированию, предоставлению налоговых “каникул” и льгот, лучшим условиям кредитования и иным методам увеличения эффективности деятельности экономических субъектов. Уровень же безработицы в РФ является достаточно низким по состоянию на январь 2015 года (5,5%). При этом стоит отметить снижение количества безработных по сравнению с январем 2014 года (минус 86 тысяч человек) .

Наиболее высоко оцененными составляющими фактора “Эффективность работы правительства” являются “Государственные финансы” (27 место) и “Фискальная политика” (17 место). Высокие показатели критериев объясняются значительной величиной государственного бюджета РФ (11 место в мире по состоянию на 2014 год), низким государственным долгом (164 место в мире по состоянию на 2013 год), эффективно функционирующими бюджетной системой, системой внебюджетных фондов и налоговой системой. Однако, в настоящее время, именно последняя требует серьезных реформ в силу необходимости развития предприятий малого и среднего бизнеса, кредитных организаций, а также фирм, главной задачей которых будет импортозамещение. По мнению одной из крупнейших организаций, предоставляющих услуги в области консалтинга и аудита, Deloitte Touche Tohmatsu, Россия обладает одной из наиболее сложных налоговых систем в сравнении со странами Европы (более 25% экспертов проголосовало за данный факт) . Для ее улучшения, по мнению специалистов Deloitte, необходимо снизить количество изменений, происходящих в налоговом законодательстве и лишь делающих его более запутанным, а также упростить систему сбора и уплаты налогов в целом. Значительно более низкие оценки получили параметры “Институциональное устройство” (52 место), “Бизнес законодательство” (56 место), “Социальная структура” (57 место). Столь низкая позиция институциональной сферы РФ во многом объясняется высоким уровнем коррупции, который, по опросам Всемирного Экономического Форума, имеет решающее значение в препятствии увеличению конкурентоспособности РФ по многим факторам (14,3% респондентов по итогам голосования) . На сегодняшний день наиболее действенными методами по борьбе с коррупцией являются организация государственной структуры, предлагающей высокие зарплаты сотрудникам, а также использующая сторонних наблюдателей в определении реального состояния чиновников и сопоставления их с реальными зарплатами, уменьшение роли государства в экономике (при сохранении необходимого уровня поддержки малого и среднего бизнеса), увеличение прозрачности информации о деятельности органов власти и отдельных высокопоставленных лиц. Низкая оценка бизнес законодательства обоснована как вышеупомянутой коррупцией и неэффективной налоговой системой, так и достаточно нерациональными условиями ведения бизнеса в целом. К примеру, количество процедур, необходимых для начала ведения бизнеса равно 7, а количество дней – 15, что значительно превышает соответствующие показатели развитых стран (Англия – 6 и 12, соответственно, Южная Корея – 5 и 5,5, Италия – 6 и 6), среднее арифметическое таможенных тарифов также высоко (9,5%) . Политика импортозамещения, принятая РФ сегодня, также имеет воздействие на бизнес в плане уменьшения импорта продукции, поддержки национальных производителей. Таким образом, возможно увеличение конкуренции предприятий, находящихся на территории страны, улучшение качества их продукции. Вкупе с исправлением вышеприведенных недостатков возможно добиться развития не только бизнеса, но и постепенное улучшение жизни общества.

В группе факторов “Эффективность бизнеса” наиболее высокие показатели имеет лишь фактор “Рынок труда” (31 место). В худшую сторону выделяются “Производительность и эффективность” (53 место), “Финансы” (54 место), “Практика управления” (55 место) и “Отношения и ценности в бизнесе” (53 место). Совокупность проблем в данных областях также исходит из невозможности получения кредитных средств под малый процент, из сложной и запутанной налоговой системы, слаборазвитого бизнес законодательства, коррупции и иных дестабилизирующих экономику, политику страны. Следует также отметить и иные факторы, имеющих негативное воздействие на вышеперечисленные параметры. Это и слаборазвитая инфраструктура автомобильных дорог РФ (2,4 из 10 возможных в рейтинге GCI), и высокий уровень инфляции (15,8%), и иные факторы, так или иначе требующие комплексного решения по причине их серьезной взаимосвязи и влияния на все группы факторов, представленные в индексе конкурентоспособности .

Несмотря на уже вышеупомянутые отдельные проблемы с инфраструктурой данная группа факторов была оценена наиболее высоко (36 место). Достаточно низкую оценку имеет лишь фактор “Здоровье и окружающая среда” (51 место). Во многом это объясняется следующими цифрами:

Утилизируются лишь 2-3% твердых бытовых отходов (в среднем в ЕС данный показатель равен 60%) ;

Средняя вероятная продолжительность жизни равна 70,5 года (по разным рейтингам РФ занимает от 95 до 113 места по данному показателю) ;

Значительное количество людей, зараженных ВИЧ-инфекций, в возрасте от 15 до 49 лет, равно 1,1% GCI;

Младенческая смертность, превышающая средние показатели в странах Европы (по данным на 2014 год равна 0,89% (53 место по данным GCI)).

Однако, следует упомянуть и определенные положительные моменты. Так, в первой половине 2015 года смертность снизилась до 0,66%, что на 13,5% меньше данного показателя за предыдущий год. Минприроды России разработал программу по созданию индустрии переработки мусора и рециклинга к 2020 году, реализация которой происходит уже сегодня , .

Проблемы здоровья населения и, в частной, невысокой продолжительности жизни мужчин, по словам экспертов, во многом связаны как со значительными продажами алкоголя, так и отсутствием программ профилактики, включающей в себя образование программных и нормативных основ физического воспитания населения, образования институтов спорта, санаториев .

Таким образом, падение конкурентоспособности РФ напрямую связано с неэффективной налоговой системой РФ, снижением объемов международной торговли, отсутствием должной поддержки национальных предприятий, высоким уровнем коррупции, отдельными проблемами в инфраструктуре и системе здравоохранения. Несмотря на столь серьезный перечень проблем, исследование показало возможность их постепенного комплексного решения и, как следствие, повышения рейтингов России в мировых рейтингов конкурентоспособности.

Индекс глобальной конкурентоспособности стран за 2018 год показал, что экономика США ближе к «идеальному государству», чем любая другая страна. По шкале от 0 до 100 Америка набрала 85,6 баллов, за ней следуют Сингапур (83,5 балла), Германия (82,8 балла), лидер прошлогоднего рейтинга Швейцария (82,6 балла) и Япония (82,5 балла).

Под конкурентоспособностью авторы , представленного на Всемирном экономическом форуме (World Economic Forum, WEF) понимают способность страны поддерживать высокие доходы, сохранять баланс социально-экономических условий и поддерживать удовлетворенность жизнью у граждан.

Вот как выглядит топ-10 самых конкурентоспособных стран 2018 года

Почему Америка стала самой конкурентной в глобальном плане страной мира

WEF выделяет три аспекта превосходства США среди 140 экономик мира. Это размер рынка, инновационная экосистема (включая предпринимательскую культуру, ее открытость и гибкость) и стабильность.

Тем не менее, США рано почивать на лаврах. По данным ВЭФ, Америка отстает от других стран с развитой экономикой в ​​отношении общественного здравоохранения. В настоящее время в стране средний возраст дожития составляет 67,7 лет. Наблюдается и ухудшение безопасности, так как количество убийств в пять раз превышает средний показатель по другим странам с развитой экономикой. Более того, США занимают 40-е место по такому показателю как система сдержек и противовесов, 15-е место по уровню независимости судей и 16-е место по уровню коррупции.

Зато если рассматривать инновации, то тут американская экономика очень сильна. «Инновации стали одним из важнейших условий для всех стран с развитой экономикой и является приоритетом для растущего числа развивающихся стран. Уже подавляющее большинство из них изо всех сил пытаются сделать инновации важным двигателем роста» , — пишут авторы доклада. «Результаты показывают, что в мире существует всего несколько инновационных тяжеловесов, включая Германию, Соединенные Штаты и Швейцарию».

Место России в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран мира

Место России в рейтинге конкурентоспособности

Российская Федерация находится на 43 месте в списке самых конкурентоспособных стран. Она набрала 65,6 балла из ста, и «прыгнула» сразу на две строчки вверх в сравнении с 2017 годом. Перспективы роста российской экономики составляют в нынешнем году 1,7% и это наивысший показатель за пять лет.

Улучшение показателей России эксперты ВЭФ объясняют стабилизацией условий макроэкономического развития, благоприятными обстоятельствами для инновационного развития и внедрением новых информационных технологий в повседневную жизнь граждан страны.

А слабыми сторонами РФ являются финансовый и потребительский рынки, а также здравоохранение. По уровню развитости они находятся на 86, 83 и 100 местах соответственно. По одной из 12 ключевых «опор» — а именно институтам — Россия набрала всего 52,7 балла, оказавшись на 72-е месте списка.

Самая неконкурентоспособная страна в мире

На региональном уровне страны Африки к югу от Сахары лидируют по концентрации самых неэффективных экономик мира. Восемь из 10 наименее конкурентоспособных стран находятся именно в этом регионе.

А самым неконкурентоспособным государством в 2018 году является Чад (140-е место, 35,5 балла из 100 возможных). На втором месте с конца расположился Йемен (36,4 балла), а замыкает тройку аутсайдеров Гаити (36,5 балла).

Почему глобальная конкурентоспособность имеет значение? Авторы доклада считают, что она способствует повышению уровня жизни и создает ресурсы, необходимые для достижения широкого спектра социальных целей.

Методология создания Индекса глобальной конкурентоспособности

В 2018 году эксперты ВЭФ использовали новую методологию для создания своего ежегодного доклада. Это было необходимо, чтобы отразить сдвиги, произошедшие в мире под влиянием массового внедрения киберфизических систем — так называемой Четвертой промышленной революции.

В Индексе было использовано 98 показателей и 12 «столпов» конкурентоспособности, исходя из которых 140 стран оценивались по:

  1. качеству своих институтов;
  2. инфраструктуре;
  3. внедрению информационных и коммуникационных технологий;
  4. макроэкономической стабильности;
  5. здоровью населения;
  6. высшему образованию и профподготовке;
  7. потребительскому рынку;
  8. рынку труда;
  9. финансовой системе;
  10. размеру внутреннего рынка;
  11. динамике развития бизнеса;
  12. инновационному потенциалу.

Для каждого столпа использовалась шкала от 0 до 100. Чем больше страна набрала баллов, тем ближе ее экономика к идеальному состоянию или «границе» конкурентоспособности.

(справка)

Рейтинг (индекс) глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness index) Всемирного экономического форума (ВЭФ) публикуется ежегодно, начиная с 2004 г. (до этого с 1979 г. выпускался соответствующий доклад ВЭФ) и на данный момент является наиболее авторитетным комплексным исследованием в данной сфере.

В основу индекса заложены ИЗ переменных, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Совокупность переменных на 2/3 составляется на основе результатов опроса руководителей компаний анализируемых стран и на 1/3 на основе открытых источников (статистические данные, результаты исследований, осуществляемых на регулярной основе международными организациями - партнерами ВЭФ). Все переменные объединены в 12 контрольных показателей, определяющих национальную конкурентоспособность. К ним относятся: качество государственных институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, уровень технологического развития, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний, инновационный потенциал.

Выбор именно этих переменных обусловлен теоретическими и эмпирическими исследованиями, причем эксперты ВЭФ исходят из того, что ни один фактор не может в одиночку обеспечить конкурентоспособность. Наиболее конкурентоспособными являются те страны, правительства которых проводят комплексную политику, учитывающую весь спектр факторов и взаимосвязи между ними. К факторам, оказывающим отрицательное влияние на состояние экономики, относят, например, неэффективное управление государственными финансами, высокий уровень инфляции и др. Положительный же эффект могут оказать надежная система защиты прав частной и интеллектуальной собственности, развитая судебная система и другие меры. Наряду с институциональными факторами решающее значение могут иметь образование и возможность повышения квалификации рабочей силы, доступа к новым знаниям и технологиям.

Для каждой из стран, охваченных исследованием, отчет содержит детальное описание с подробными выводами об их позиции в общем рейтинге, а также по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и выявленным недостаткам. Составной частью обзора является подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по различным индикаторам.

При составлении индекса эксперты ВЭФ принимают во внимание то, что государства находятся на разных этапах своего развития. Таким образом, значения отдельных факторов роста конкурентоспособности адаптируются к текущему состоянию экономики той или иной страны.

Предполагается, что Индекс может использоваться правительствами в качестве инструмента для анализа проблемных моментов экономической политики и разработки стратегий по достижению устойчивого роста.

При подготовке рейтинга 2016 г. были опрошены более 14 тыс. руководителей компаний из 138 государств. В качестве основного посыла в упомянутом докладе констатируется, что в условиях слабых темпов роста мирового хозяйства, турбулентности на валютно-финансовых рынках, геополитической напряженности и высокого уровня суверенной задолженности в развивающихся странах необходимо на национальном и международном уровнях сосредоточиться на поиске новых факторов роста экономики и конкурентоспособности. При этом, хотя важность базовых драйверов экономики - инфраструктуры, здравоохранения, образования, а также регулирования рынков сохраняется, стимулирование роста ВЭФ

связывает с так называемой «четвертой промышленной революцией», развитием инноваций и способностью государств использовать новые технологии для получения конкурентных преимуществ.

В 2016-2017 г. восьмой год подряд статус самой привлекательной страны в мире по развитию производства и ведению бизнеса присвоен Швейцарии. Второе место по индексу конкурентоспособности занял Сингапур. США вновь удостоились третьей позиции, несмотря на замедление динамики развития американского промышленного производства. Тем не менее, как считают в ВЭФ, Вашингтону не следует «почивать на лаврах». Для стимулирования высоких темпов экономического роста и дальнейшего развития рынка труда одних лишь «монетарных» усилий ФРС уже не достаточно, необходимо запустить комплекс реформ по развитию инфраструктуры, повышению эффективности рыночных механизмов, а также касающихся сферы инноваций.

В первую десятку также вошли Нидерланды, Германия, Швеция, Великобритания, Япония, Гонконг и Финляндия. Наименее конкурентоспособной страной ЕС названа Греция (86-е место, в 2015 г. - 81-е).

Из стран БРИКС самое высокое место - 28-е - занимает Китай (без изменений за последние 2 года). Разрыв стремительно сокращает Индия (39-е место, в 2015 г. - 55-е), что объясняется активной реформаторской политикой индийского правительства под руководством премьера Н.Моди. Небольшой прогресс у ЮАР - 47-е место (в 2015 г. - 49-е). Рейтинг Бразилии, наоборот, идет вниз - 81-е место (в 2015 г. - 75 -е).

Отмечается, что Россия повысила свою конкурентоспособность на 2 позиции - 43-е место из 138 стран (третья позиция среди БРИКС, первое место в ЕАЭС). Положительная динамика продолжается пятый год подряд. ВЭФ объясняет это усилением фундаментальных факторов конкурентоспособности, включая качество образования, укрепление инновационного потенциала и улучшение бизнес-климата, а также улучшение ряда макроэкономических показателей, в частности, госдолга. При этом указывается, что Россия остается под влиянием резкого падения цен на сырьевые товары (но в меньшей степени, чем другие страны ЕАЭС). Это сказывается на сокращении бюджетных поступлений, сохранении высокой инфляции. Подчеркивается, что серьезные трудности испытывает российский финансовый сектор, прежде всего из-за действующих ограничений на доступ к международным кредитным ресурсам. Вместе с внешними факторами негативное влияние оказывают отсутствие структурных преобразований, коррупция, проблемы в области налогового регулирования, недостаточно эффективное государственное управление.

Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний - обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций - ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете. В этом году более 14 000 лидеров бизнеса были опрошены в 144 государствах. Анкета составлена так, чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат. В отчет также включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ.

В отчете ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin, Columbia University) и впервые опубликованный в 2004 году. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».

Для каждой из 144 экономик, охваченных исследованием, отчет содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчета индекса. Включен также подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по 110 различным индикаторам. В этом году в отчет включены тематические разделы, посвященные более детальному исследованию ряда стран и регионов.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012–2013 возглавила Швейцария, которая занимает первое место рейтинге уже четвертый год подряд. Второе и третье места занимают Сингапур и Финляндия, соответственно. Страны Северной и Западной Европы продолжают доминировать в первой десятке списка: верхние строчки занимают Швеция (4 место), Нидерланды (5), Германия (6).

Соединенные Штаты занимают 7 место. Несмотря на улучшение показателей конкурентоспособности в целом, США продолжают падение в рейтинге четвертый год подряд, сместившись на два места до седьмой позиции. Кроме растущей макроэкономической уязвимости, некоторые аспекты институциональной среды страны продолжают вызывать растущую озабоченность среди лидеров бизнеса, в частности низким остается уровень доверия общества к политическим деятелям, эффективность государства также недостаточно высока. Позитивным фактором является то, что страна до сих пор остается глобальным инновационным центром и ее рынки работают эффективно.

Далее идут Великобритания (8 место) и Гонконг (9). Япония, которая завершает первую десятку наиболее конкурентоспособных экономик, остается второй по рейтингу экономикой Азии, несмотря на заметное снижение позиций в последние годы.

Исследование демонстрирует, что разрыв в конкурентоспособности среди европейских стран продолжает увеличиваться. В то время как страны Северной и Западной Европы укрепили свои традиционно сильные конкурентные позиции со времени экономического кризиса 2008–2009 годов, страны Юга Европы, такие как Португалия (49 место), Испания (36 место), Италия (42 место) и особенно Греция (96 место), продолжают страдать от конкурентных недостатков, таких как макроэкономическая неустойчивость, плохой доступ к финансированию, негибкие рынки труда и дефицит инноваций.

В регионе Ближнего Востока и Северной Африки лидирует Катар (11 место) и Саудовская Аравия (18). Объединенные Арабские Эмираты (24 место) улучшили свои показатели, в то время как Кувейт (37 место) немного опустился в рейтинге.

Среди стран Африки южнее Сахары Южная Африка (52 место) и Маврикий (54) фигурируют в верхней половине рейтинга. Однако большинству стран региона требуются дальнейшая внешняя помощь для усиления их экономического развития и конкурентоспособности.

Среди стран Латинской Америки лидерство удерживает Чили (33 место), также повышается конкурентоспособность ряда экономик, включая Панаму (40 место), Бразилию (48 место), Мексику (53 место) и Перу (61 место).

Крупные развивающиеся рыночные экономики страны БРИК демонстрируют различные показатели. Несмотря на незначительное снижение в рейтинге на три позиции, Китай (29 место) продолжает лидировать в группе. Бразилия (48 место) в этом году переместилась в рейтинге вверх, а Индия (59) и Россия (67) несколько снизили свои позиции.

Россия в этом году потеряла одну позицию в рейтинге и опустилась на 67 место. Соседями России в списке на этот раз оказались Иран (66 место) и Шри-Ланка (68). В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России ухудшилось по таким слагаемым как качество институтов, конкуренция на рынках товаров и услуг, антимонопольная политика и развитость финансового рынка. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и инфраструктура. Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Однако в этом году существенно выросла значимость проблем с доступностью финансирования и с квалификацией рабочей силы. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, значительный объем внутреннего рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование.

Среди стран бывшего СССР Россия пропустила вперед Эстонию (34 место), Литву (45), Азербайджан (46), Казахстан (51), который улучшил свою позицию сразу на 21 пункт, и Латвию (55). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Украина (73 место), Грузия (77), Армения (82), Молдова (87), Таджикистан (100) и Кыргызстан (127). Беларусь в рейтинге ВЭФ отсутствует.

Комментирует Клаус Шваб (Klaus Schwab), основатель и исполнительный директор Всемирного экономического форума: «Устойчивые различия в конкурентоспособности в различных регионах мира и внутри этих регионов, в частности в Европе, лежат в основе нестабильности, которую мы переживаем сегодня и это ставит под угрозу наше будущее процветание. Мы убеждаем правительства действовать решительно и принимать долгосрочные меры по усилению конкурентоспособности и возращению мира на путь устойчивого развития».

Комментирует Ксавье Сала-и-Мартин (Xavier Sala-i-Martin), профессор экономики Колумбийского университета (Columbia University) в США, соавтор отчета: «Индекс глобальной конкурентоспособности дает представление о долгосрочных тенденциях, которые формируют конкурентоспособность национальных экономик. С этой точки зрения отчет может дать полезную информацию о ключевых направлениях, в которых должны действовать страны, чтобы оптимизировать производительность, определяющую их экономическое будущее».

World Economic Forum, 2012. The Global Competitiveness Report 2012–2013.

Экономика

Индекс глобальной конкурентоспособности 2012–2013

Индекс глобальной конкуренто-способности 2011–2012

Изменение позиции

Оценка

Тренд

Швейцария

Сингапур

Финляндия

Швеция

Нидерланды

Германия

Соединенные Штаты Америки

Великобритания

Гонконг

Япония

Катар

Дания

Тайвань

Канада

Норвегия

Австрия

Бельгия

Саудовская Аравия

Южная Корея

Австралия

Франция

Люксембург

Новая Зеландия

Объединенные Арабские Эмираты

Малайзия

Израиль

Ирландия

Бруней

Китай

Исландия

Пуэрто-Рико

Оман

Чили

Эстония

Бахрейн

Испания

Кувейт

Таиланд

Чехия

Панама

Польша

Италия

Турция

Барбадос

Латвия

Азербайджан

Мальта

Бразилия

Португалия

Индонезия

Казахстан

Южная Африка

Мексика

Маврикий

Литва

Словения

Коста Рика

Кипр

Индия

Венгрия

Перу

Болгария

Руанда

Иордания

Филиппины

Иран

Россия

Шри-Ланка

Колумбия

Марокко

Словакия

Черногория

Украина

Уругвай

Вьетнам

Сейшельские Острова

Грузия

Румыния

Ботсвана

Македония

Хорватия

Армения

Гватемала

Тринидад и Тобаго

Камбоджа

Эквадор

Молдова

Босния и Герцеговина

Албания

Гондурас

Ливан

Намибия

Монголия

Аргентина

Сербия

Греция

Ямайка

Гамбия

Габон

Таджикистан

Сальвадор

Замбия

Гана

Боливия

Доминикана

Кения

Египет

Никарагуа

Гайана

Алжир

Либерия

Камерун

Ливия

Суринам

Нигерия

Парагвай

Сенегал

Бангладеш

Бенин

Танзания

Эфиопия

Кабо-Верде

Уганда

Пакистан

Непал

Венесуэла

Кыргызстан

Мали

Малави

Мадагаскар

Кот-д’Ивуар

Зимбабве

Буркина Фасо

Мавритания

Свазиленд

Тимор-Лешти

Лесото

Мозамбик

Йемен

Гвинея

Гаити

Сьерра-Леоне

Бурунди


Международные рейтинги конкурентоспособности стран традиционно составляют две организации - Международный институт развития менеджмента (IMD, г. Лозанна, Швейцария) и Всемирный экономический форум (WEF, г. Женева, Швейцария). Сравнительный анализ рейтингов приведен в табл. 2.10-2.12.
Таблица 2.10. Сопоставление рейтингов конкурентоспособности

Критерий

IMD
(www.imd.ch/wcy)

WEF
(www.gcr.weforum.org)

1

6

7

Публикуемое
издание

The World Competitiveness Yearbook (WCY) - Ежегодный обзор международной конкурентоспособности

The Global Competitiveness Report (GCR) - Отчет о глобальной конкурентоспособности

Определение конкурентоспособности нации (страны)

Конкурентоспособность нации - это ее способность создавать и поддерживать среду, которая обеспечивает рост добавленной стоимости предприятий страны и благосостояния ее граждан

Способность страны поддерживать стабильные темпы роста ВВП на душу населения

Число стран в рейтинге

57

133


1

6

7

Информационная база, на которой основывается составление рейтинга

Для сбора информации по 329 критериям конкурентоспособности стран используют: статистические данные международных, региональных и национальных организаций - 67% в 2009 г.; данные опросов 4000 руководителей крупных компаний - 33% в 2009 г.

Для сбора информации по более 110 критериям конкурентоспособности стран используют: данные опросов
11 000 руководителей крупных компаний - 80% всех данных; статистические данные - 20%

Факторы
конкуренто
способности

Конкурентоспособность страны формируют четыре фактора, которые разбиваются на 20 субфакторов и основываются на 323 критериях: экономическое состояние страны: внутренняя экономика, внешняя торговля, инвестиции, занятость и цены; эффективность государства: бюджетная, налоговая политика, институциональная система, законодательство, социальная сфера; эффективность бизнеса: производительность, рынок труда, финансы, менеджмент, система ценностей; инфраструктура: базовая, технологическая, научная инфраструктура, здравоохранение и защита окружающей среды, образование

12 слагаемых конкурентоспособности, включающих более 110 показателей, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях развития: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, технологический уровень, размер внутреннего рынка, развитость бизнеса и инновационный потенциал. Все факторы объединяются в три группы*

Особенности
методики
составления
рейтинга

Рассчитывается индекс конкурентоспособности на основе четырех факторов и 20 субфакторов. Удельный вес каждого фактора - 25%, субфактора - 5%. После расчета индекса составляется рейтинг стран: чем выше значение индекса, тем выше место страны в рейтинге

В зависимости от стадии конкурентоспособности, к которой относится страна, индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) рассчитывается с учетом разного удельного веса каждой группы факторов*. После расчета индекса составляется рейтинг стран: чем выше значение индекса, тем выше место страны в рейтинге


Примечание. Первые четыре фактора (качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование) образуют группу основных требований (basic requirements), которые являются решающими для стран, находящихся на первой стадии конкурентоспособности экономики по Майклу Портеру.
Следующие шесть факторов (высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, технологический уровень, размер внутреннего рынка) образуют группу факторов повышения эффективности (efficiency enhancers), которые определяют вторую стадию конкурентоспособности экономики.
Последние два фактора (развитость бизнеса и инновационный потенциал) определяют группу инноваций и развитости бизнеса (innovation and sophistication factors), которые являются ключевыми для третьей стадии.
Различные процентные соотношения выявленных трех групп факторов определяют ту или иную стадию развития конкурентоспособности экономики страны: начальная стадия («факторная»), %: основные требования - 60; факторы повышения эффективности - 35; инновации и развитость бизнеса - 5; стадия эффективного развития, %: основные требования - 40; факторы повышения эффективности - 50; инновации и развитость бизнеса - 10; стадия инновационного развития, %: основные требования - 20; факторы повышения эффективности - 50; инновации и развитость бизнеса - 30.
Таблица 2.11. Рейтинг конкурентоспособности стран Международного института развития менеджмента (IMD, 2009)

Место, 2009 г.

Место, 2008 г.

Страна

Балл

1

2

3

4

1

1

США

100,000

2

2

Гонконг

98,146

3

3

Сингапур

95,740

4

4

Швейцария

94,163

5

5

Дания

91,741

6

6

Швеция

90,520

7

7

Австралия

88,934

8

8

Канада

88,708

9

9

Финляндия

88,373

10

10

Нидерланды

87,758

11

11

Норвегия

86,604

12

12

Люксембург

86,274

13

13

Германия

83,508

14

14

Катар

81,995

15

15

Новая Зеландия

79,621

16

16

Австрия

79,294

17

17

Япония

78,242

18

18

Малайзия

77,162

19

19

Ирландия

76,956

20

20

Китай

76,595

21

21

В еликобритания

76,069

22

22

Бельгия

75,965

23

23

Тайвань

75,390

24

24

Израиль

73,425

25

25

Чили

70,933

26

26

Таиланд

70,762

27

27

Корея

68,408

28

28

Франция

68,071

29

29

Чехия

66,755

30

30
/>Индия
66,454

31

31

Литва

64,882

32

32

Словения

64,637

33

30

Словакия

63,913

34

37

Португалия

62,588

35

23

Эстония

62,573


1

2

3

4

36

33

Казахстан

61,047

37

35

Перу

59,274

38

39

Болгария

58,985

39

33

Испания

57,849

40

43

Бразилия

56,865

41

34

Иордания

56,040

42

51

Индонезия

55,479

43

40

Филиппины

54,490

44

44

Польша

53,930

45

38

Венгрия

53,917

46

50

Мексика

53,903

47

48

Турция

53,390

48

53

ЮАР

52,850

49

47

Россия

52,770

50

46

Италия

52,059

51

41

Колумбия

51,538

52

42

Греция

50,781

53

49

Хорватия

48,587

54

45

Румыния

46,945

55

52

Аргентина

43,084

56

54

Украина

40,421

57

55

Венесуэла

39,060

Источник данных: World Competitiveness Yearbook, IMD, 2009.

1

2
/>3
4

9

Канада

5,33

10

10

Нидерланды

5,32

8

11

Гонконг

5,22

11

12

Тайвань, Китай

5,2

17

13

Великобритания

5,19

12





55

Коста-Рика

4,25

59

56

Бразилия

4,23

64

57

Маврикий

4,22

57

58

Венгрия

4,22

62

59

Панама

4,21

58

60

Мексика

4,19

60

61

Турция

4,16

63

62

Черногория

4,16

65

63

Россия

4,15

51

64

Румыния

4,11

68

65

Уругвай

4,1

75

66

Ботсвана

4,08

56

67

Казахстан

4,08

66

68

Латвия

4,06

54





130

Мали

3,22

117

131

Чад

2,87

134

132

Зимбабве

2,77

133

133

Бурунди

2,58

132

Источник данных: Global Competitiveness Report 2009-2010, WEF, 2009.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png