В давние времена на той территории Малой Азии, которая сегодня входит в состав Турции, располагалось государство Ликия. Один из его самых крупных и известных в наше время городов назывался Патарой. Там в 270 году появился на свет великий святой христианской церкви Николай Чудотворец, житие и чудеса которого стали частью Священного Предания, свято хранимого на протяжении многих веков.

Сын, вымоленный у Бога

Из жития святителя Николая Чудотворца, составленного вскоре после его блаженного успения, последовавшего около 345 года, явствует, что родители будущего угодника Божьего - Феофан и Нонна - были людьми глубоко набожными и благочестивыми. За добродетели и многие милостыни, творимые в отношении нищих и обездоленных, Господь послал им отрока, ставшего скорым помощником всех истинно верующих людей и их ходатаем перед Престолом Всевышнего.

Своего первенца они назвали Николаем, что в переводе с греческого означает «победитель народов». Это стало по-своему символично, так как в будущем пред его именем склонились многие народы, отдавая дань великому победителю людской злобы и ненависти. Излагая краткое содержание жития Николая Чудотворца, нельзя упустить тот немаловажный факт, что он был ребёнком, вымоленным у Бога, поскольку, прожив много лет в браке, Феофан и Нонна не имели детей, и только по их непрестанным молитвам господь послал им, наконец, долгожданное счастье.

Рукоположение во священство

Благочестивые родители с большой охотой откликнулись на предложение их ближайшего родственника - епископа города Патары, советовавшего посвятить сына Богу. Этот архипастырь Божий, тоже носивший имя Николая, приходился будущему святителю родным дядей и с ранних лет взял на себя труд его духовного окормления. Радуясь при виде того, как отрок, отстраняясь от соблазнов суетного мира, непрестанно искал общения с Богом, дядя внутренним оком прозревал в племяннике будущий сосуд истинной веры. С этого времени судьба Николая Чудотворца неразрывно связана со служением Церкви.

После нескольких лет, проведённых за изучением Священного Писания и учения отцов Церкви, епископ Николай рукоположил своего подопечного во священство. В житии святого Николая Чудотворца говорится, что после совершения таинства, архипастырь, обратившись к прихожанам, наполнившим храм, сказал, что Господь явил им «новое солнце, восходящее над землёй». Его слова оказались поистине пророческими.

Став пресвитером, что по древнейшим канонам, соответствовало второй степени священства, неустанно трудился, исполняя своё пастырское предназначение. Будучи смертным, как и все окружавшие его люди, он всей душой стремился подражать бесплотным силам, наполняя свою жизнь постами и молитвами. Такая глубокая самоотдача позволила ему взойти на высокую ступень духовного совершенства и стать достойным управлять Церковью.

Во главе христиан Патары

Важным событием, отмеченным в жизнеописании Николая Чудотворца, является отъезд его дяди в Палестину, куда он отправился на поклонение святым местам. Покидая на длительный срок Патары, архипастырь поручил управление всеми церковными делами своему племяннику, поскольку счёл его достаточно возросшим духовно для исполнения столь высокой миссии.

Став во главе церковной жизни города, святитель Николай исполнял свои обязанности столь же ревностно, как и его дядя, пребывавший в то время в Палестине. Этот этап его земного пути отмечен весьма характерным событием, свидетельствующим о приверженности молодого пресвитера вечным ценностям.

Вскоре после отъезда епископа Господь призвал в Свои Небесные чертоги родителей святого Николая, и он стал наследником весьма значительного имения. Однако вместо того, чтобы воспользоваться полученными благами и окружить себя комфортом, он распродал всё полученное им имущество, а деньги раздал нищим. Этим святитель Николай в точности исполнил завет Иисуса Христа, данный им всем желающим обрести вечную жизнь.

Милостыня, творимая втайне

Излагая далее краткое содержание жития Николая Чудотворца, нельзя пройти мимо ещё одного эпизода, во всей полноте показывающего его готовность прийти на помощь ближнему и проявить заботу о спасении его души. Известно, что один, прежде весьма богатый и уважаемый житель города Патары, внезапно разорился и впал в крайнюю нищету. Удары судьбы, следовавшие один за другим, повергли его в такое отчаяние, что, не видя иных путей обеспечить себя и трёх своих дочерей пропитанием, он вознамерился отдать их на любодеяние, обратив свой дом в гнездо разврата.

Несчастный отец уже был готов ради погубить души своих юных дочерей и обречь себя на вечную погибель, но Всемилостивый Господь вселил в сердце раба Своего Николая Чудотворца сострадание к гибнущему семейству. Втайне ото всех (ибо Иисус Христос повелел именно так творить милостыню) он совершил великое благодеяние. Под покровом ночи святой Николай носил в дом этого человека кошели с золотом, чем помог ему выбиться из нужды и выдать дочерей замуж за порядочных и обеспеченных людей. Это лишь один пример милосердия, свойственного угоднику Божьему Николаю Чудотворцу. В житие святого описано много случаев, когда он кормил голодных, одевал нагих и выкупал несостоятельных должников у их заимодавцев.

Путь во святую землю

По прошествии некоторого времени из Палестины вернулся епископ Николай, и его племянник, заслуженно стяжавший славу достойного и уважаемого всеми пастыря, также решил отправиться во святую землю, чтобы воочию узреть места, связанные событиями, описанными в Новом Завете.

Морское путешествие во святую землю стало ещё одним важным эпизодом, вошедшим в жизнеописание Николая Чудотворца, так как с ним связано несколько чудес, прославивших его имя. Известно, в частности, что в то время, когда корабль с паломниками проплывал мимо берегов Египта, и на море был почти полный штиль, святитель неожиданно возвестил своим спутникам о приближении шторма, способного погубить их. Его слова были встречены с сомнением, поскольку даже видавшие виды моряки не усматривали в тот момент признаков близкой беды.

Однако очень скоро небо затянуло тучами, подул ветер и разразилась страшная буря. Волны захлёстывали корабль, и он готов был погрузиться в морскую пучину. Тогда святитель Николай воззвал ко Господу и молил Его спасти их от неминуемой гибели. Его слова были услышаны, вскоре шторм стих. Благодарные паломники восславили Бога и Его верного раба, столь чудесным образом принесшего им спасение.

Вслед за описанием этого чуда, житие святителя Николая Чудотворца содержит рассказ о воскресении им матроса, сорвавшегося с мачты и насмерть разбившегося о настил палубы. Известно, что благодать для свершения столь высоких деяний Господь дарует лишь избранным Своим чадам, и поэтому возвращение к жизни человека, ещё недавно лежавшего на палубе хладным трупом, является доказательством его истинной святости. Описанные выше чудеса, совершённые святителем Николаем по пути во святую землю, стали основанием для признания его покровителем путешествующих.

Поклонение святым местам

Сделав остановку в Александрии и исцелив там многих страждущих, святой угодник Божий продолжил путь и благополучно прибыл в Палестину. Во святом граде Иерусалиме он излил свои тёплые молитвы Господу, стоя на камнях Голгофы, ставших свидетелями Его крестных мучений во спасение рода людского. Обошёл он и прочие места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, везде вознося молитвы и славя Бога.

В книге жития Николая Чудотворца описано, в частности, как перед ним сами собой отворились двери одной запертой на ночь иерусалимской церкви, свидетельствуя тем, что невозбранным является вход во храм Божий тому, для кого отверсты Небесные врата. Пробыв во святой земле длительное время святитель Николай хотел удалиться в пустыню, и там, изнуряя себя аскетическими подвигами, продолжить служение Богу, но глас свыше повелел ему вернуться на родину.

Принятие архиепископского сана

Вернувшись в Ликию, угодник Божий поселился не в Патаре, поскольку там его имя было окружено всеобщим почитанием, а он старался избегать мирской славы. Местом своего жительства он избрал большой и многолюдный город Миры, где его никто не знал. Однако и там его святость не осталась сокрытой от людей. Волей Божьей святитель Николай вскоре сподобился занять освободившееся место архиепископа и главы всей Ликийской церкви.

Приняв архипастырский сан, святитель Николай во всём являл собой пример для подражания своей многочисленной пастве. Двери его дома были постоянно отворены для всех нуждающихся в помощи и поддержке. Подражая святым апостолам, преемником которых он являлся, святой нёс людям слово Божье, но, кроме этого, становился опорой и в их земной жизни, стараясь, по возможности, быть полезным каждому. Именно поэтому вошло в традицию возносить молитвы Николаю Чудотворцу о помощи в работе и во всех прочих житейских делах.

Полоса испытаний плоти и духа

На протяжении нескольких лет святитель мирно пас вверенное ему Божье стадо, пока враг рода человеческого не поселил ненависть к христианам в сердца двух нечестивых царей Максимиана и Диоклетиана. Они издали указ, по которому всех, кто исповедовал Христово учение и не желал от него отречься, надлежало бросать в темницы, а затем предавать мучениям и смерти. Среди прочих узников, пострадавших за веру, оказался и любимый всеми архиепископ Николай. Попав в узилище, он с необычайным мужеством переносил страдания и своим архипастырским словом поддерживал окружающих.

Но всемилостивый Господь не попустил нечестивцам долго творить беззаконие. Власть богопротивных царей рухнула, и сменивший их на престоле император Константин I Великий сделал христианство государственной религией. Одним из первых его деяний стал созыв Вселенского собора в городе Никее, на котором святыми отцами церкви, среди которых был и архиепископ Ликийского города Миры, было предано проклятию еретическое учение нечестивца Ария. Житие Николая Чудотворца, краткое содержание которого легло в основу этого рассказа, со всеми подробностями воспроизводит сцену его пламенной речи, послужившей торжеству истинного христианского учения.

Архипастырское служение Богу и людям

Возвратившись в Миры, архипастырь Божий продолжил своё служение, как и прежде ревностно оберегая души горожан от плевел еретических учений и в то же время ограждая их самих от произвола неправедных правителей. Так, силой, данной ему от Бога, святитель избавил от смерти трёх мужей, осуждённых на казнь по ложному обвинению. Он же заставил неких воевод, направлявшихся во Фригию для усмирения мятежа, удержать от мародёрства и грабежей вверенных им солдат, а затем, когда, вернувшись в Византию, они стали жертвами злобной клеветы, спас их жизни.

Ещё одним ярким доказательством того, что Господь даровал Николаю Чудотворцу силы повелевать ветрами и волнами, может служить эпизод, также описанный в его житии. Со страниц этой книги мы узнаём, как однажды корабль, плывший из Египта, был застигнут штормом, и моряки в отчаянии мысленно воззвали к известному им и весьма почитаемому архиепископу Мир Ликийскому с мольбой о спасении. Святитель тотчас явился им и приказал буре уняться. Ветер тут же стих, волны улеглись, и, стоя у кормила корабля, угодник Божий помог морякам благополучно добраться до берега.

Кончина и начало посмертного почитания

Прожив долгую жизнь в Мирах и посвятив всего себя служению Богу, святой угодник опочил в 345 году. На его погребение съехались все архипастыри земли Ликийской, сопровождаемые многочисленным духовенством и мирянами. Тело усопшего было помещено в соборной церкви и вскоре замироточило, а вокруг него стали совершаться чудеса исцелений. Молва о них быстро разнеслась по стране, и к месту погребения поспешили тысячи больных и увечных. С этого времени началось посмертное поклонение Николаю Чудотворцу, быстро шагнувшее за пределы Ликии и вошедшее в традицию всего христианского мира.

Перенесение мощей в город Бари

Мощи Николая Чудотворца в течение нескольких веков покоились в городе Миры, но со временем Малая Азия была полностью завоёвана арабами, и многие гробницы христианских святых подверглись осквернению. В 792 году такая угроза нависла и над могилой Николая Чудотворца, но посланный для ее разграбления отряд янычар по ошибке вскрыл соседнее захоронение.

В 1087 году попытку спасти святыню от неминуемого осквернения, а заодно поднять религиозный престиж своего города Бари предприняли итальянские купцы. Они хитростью узнали место, где находятся мощи Николая Чудотворца и, вскрыв гробницу, похитили их. Доставив бесценный груз в свой родной город, купцы были встречены всеобщим ликованием. С тех пор Бари вошёл в число наиболее посещаемых центров христианского паломничества. Сегодня, как и на протяжении многих прошедших веков, в него стремятся верующие со всего мира, чтобы поклониться одному из самых известных и почитаемых святых.

Мощи Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя

Святитель Николай Чудотворец является столь значимой фигурой в сознании христиан всего мира, что потребность поклониться его мощам свойственна людям самых разных стран. Поскольку далеко не все из них могут отправиться в паломничество, Церковь идёт им навстречу и периодически даёт возможность приложиться к святыне у себя на родине. Так, в мае 2017 года ковчег с мощами Николая Чудотворца был доставлен в Москву. Это стало знаменательным событием в религиозной жизни всей России.

В кафедральном соборном Николая Чудотворца пробыли до середины июля и после этого были перевезены в Санкт-Петербург. За время их пребывания в столице поклониться Мир Ликийскому святителю пришло 1,8 млн человек, и ещё около миллиона верующих приложилось к ним в городе на Неве. После этого 28 июля драгоценный ковчег вновь вернулся в Италию.

Почитание Николая Чудотворца в России

При всей важности столь знаменательного события, следует отметить, что в самой России есть немало храмов, где находятся мощи Николая Чудотворца, хоть и в виде фрагментов крайне малого размера, что, впрочем, не лишает их благодатной силы. Это вполне объяснимо, поскольку архиепископ Мир Ликийский, или, как его называют в народе, Никола Угодник, входит в число наиболее почитаемых православной церкви. И, соответственно, на протяжении веков прилагалось максимум усилий к тому, чтобы частицы его мощей стали национальным достоянием.

Известно, что почитание святителя широко распространилось на Руси ещё в XI веке, и тогда же был установлен в его честь праздник, приуроченный ко дню перенесения честных мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари. В настоящее время его память отмечается дважды в год ─ 6 (19) декабря и 29 июля (11 августа). Молитвы Николаю Чудотворцу о помощи в работе, семейной жизни и различных житейских делах, возносятся православными верующими как в праздничные, так и в будние дни. Текст одной из них приводится в нашей статье. В ней приводится просьба о помощи в "настоящем сим житии", то есть во всех аспектах жизни, включая и работу, приносящую нам хлеб насущный.

Во многих городах страны в честь Николая Чудотворца воздвигнуты храмы. Одним из наиболее известных среди них является Николо-Богоявленский морской собор в Санкт-Петербурге, построенный в 1762 году по проекту архитектора С. И. Чевакинского. Фото этого поразительного шедевра русского барокко помещено в конце статьи.

Многие эпизоды жизненного пути угодника Божьего стали сюжетами живописных произведений, рассказывающих о его служении Богу, но, несомненно, наиболее полное представление о нём можно получить, прочитав житие Николая Чудотворца, краткое содержание которого положено в основу этой статьи.

Никола́й Чудотво́рец ; Николай Уго́дник ; Николай Мирлики́йский ; Святи́тель Николай (греч. Άγιος Νικόλαος - святой Николай; около 270 года, Патара, Ликия - около 345 года, Миры, Ликия) - святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, на Востоке является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе - покровителем практически всех слоёв общества, но в основном детей.

Изображается с митрой на голове, символом его епископства. Святой Николай дал начало персонажу Санта-Клаусу. На основании его жития, в котором рассказывается о даре святителем Николаем приданого трём дочерям разорившегося богача, произошли рождественские подарки.

В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем Пинарским (Синайским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец.

Жизнеописание

Согласно житию, святитель Николай родился в III веке в греческой колонии Патара в малоазийской римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан и получил начальное образование. Из-за того, что его биография спуталась с биографией Николая Пинарского, несколько веков существовало ошибочное мнение, что родителями Николая Мирликийского были Феофан (Епифаний) и Нонна.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Священного Писания; днём он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвёл Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. По другой версии, благодаря чудесному знамению, решением собора ликийских епископов мирянин Николай сразу стал епископом Миры. В IV веке такое назначение было возможным.

Когда его родители умерли, святитель Николай отдал унаследованное состояние нуждающимся.

Начало священного служения святителя Николая относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления 284-305) и Максимиана (годы правления 286-305). В 303 году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1 мая 305 года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи Констанций Хлор (годы правления 305-306) положил конец гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части Галерий (годы правления 305-311) продолжил преследования до 311 года, когда он выпустил эдикт о веротерпимости, уже находясь на смертном одре. Гонения 303-311 годов считаются самыми продолжительными в истории империи.

После смерти Галерия его соправитель Лициний (годы правления 307-324) в основном относился к христианам терпимо. Христианские общины стали развиваться. К этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (в окрестностях современного города Демре, провинция Анталия в Турции). Он бо­рол­ся с язычеством, в ча­ст­но­сти ему приписывается разрушение храма Артемиды Элевтеры в Мире.

Он также рев­но­ст­но за­щи­щал хри­сти­ан­скую ве­ру от ере­сей, пре­ж­де все­го ари­ан­ст­ва. Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в книге «Θησαυρός» («Сокровище») излагает сказание, согласно которому во время Вселенского собора (325) Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария. Однако профессор церковной истории В. В. Болотов в «Лекциях по истории Древней Церкви» пишет: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского». При этом профессор, протоиерей В. Цыпин считает, что так как в наиболее достоверными документах упоминаются имена лишь некоторых отцов Собора, то не следует принимать этот аргумент всерьёз и не доверять церковному преданию. По мнению профессора протоиерея Ливерия Воронова, это «не может быть признано истинным прежде всего потому, что оно стоит в резком противоречии с безупречным нравственным обликом великого Святителя», с одной стороны, и с Правилами святых апостолов, с другой. Тем не менее, по его же словам, Церковь «не сомневается в действительности факта соборного суда над свт. Николаем» за этот проступок. Воронов «на основании анализа лексики церковных песнопений» подтверждает, что святой Николай назвал Ария «безумствующим богохульником».

Фактов заушения Николаем Ария и суда над Николаем нет в житии Николая, написанном Симеоном Метафрастом в X веке, но в нём отмечается, что святой Николай был на Никейском соборе и «решительно восстал против ереси Ария». В русской агиографии описание пощёчины появляется лишь в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским, приводится в тексте Минеи для 6 декабря.

Святитель Николай известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых, молитвенник за моряков и других путешественников.

Деяния и чудеса

Спасение моряков.

Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай отправился учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося в шторм с корабельной оснастки и разбившегося насмерть. В другом случае Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.

Приданое для трёх девиц.
Джентиле да Фабриано, ок. 1425

В житии святителя Николая описывается история о том, как святой Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай решил помочь девицам. Будучи скромным (или желая избавить их от унижения принятия помощи от постороннего), он бросил мешок с золотом в их дом, а сам возвратился домой. Обрадованный отец девицы выдал свою дочь замуж и использовал эти деньги для её приданого. Через некоторое время святой Николай подбросил мешок с золотом также для второй дочери, что позволило второй девице выйти замуж, обеспеченной приданым. После этого отец дочерей решил узнать, кто его благодетель, и поэтому дежурил все ночи, чтобы его дождаться. Его ожидание оправдалось: святой Николай ещё раз бросил мешок с золотом в окно и поспешил удалиться. Услышав звон золота, отец девиц побежал вслед благодетеля и, узнав святого Николая, бросился ему в ноги, говоря, что он спас их от погибели. Святой Николай, не желая, чтобы его благодеяние стало известно, взял с него клятву, что он никому об этом не расскажет

Согласно католическому преданию, мешок, брошенный в окно святителем Николаем, приземлился в чулке, оставленном для просушки перед огнём. Отсюда произошёл обычай вывешивать носки для подарков от Санта-Клауса.

Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти. В деянии святителя Николая, называемом «Деяние о стратилатах», описывается спасение им трёх граждан города Миры, несправедливо приговорённых к казни, а затем трёх константинопольских военачальников или стратилатов (воевод). Преподобный Симеон Метафраст и на его основании святитель Димитрий Ростовский описывают это деяние следующим образом. Во время, когда святой Николай был уже епископом Мир, в царствование императора Константина I во Фригии вспыхнул мятеж. Для усмирения мятежа царь послал туда войско под начальством трех военачальников: Непотиана, Урса и Ерпилиона. Отплыв от Константинополя, они остановились в гавани Андриаке (Адриатский берег) около Мир. Во время стоянки некоторые воины, выходя на берег для покупки необходимого, многое брали насилием. Местные жители озлобились, и между ними и воинами начались раздоры и вражда, приведших к столкновению у так называемой Плакомы. Узнав об этом, святитель Николай решил прекратить беспорядки. Прибыв туда, он стал убеждать вое­на­чаль­ни­ков держать своих воинов в повиновении и не позволять им притеснять людей. Тогда воена­чаль­ни­ки наказали провинившихся воинов и усмирили волнение. В это время к святителю Николаю пришли несколько граждан Мир Ликийских, прося его защитить оклеветанных трех мужей их города, которые, в отсутствии епископа Николая, были осуждены на смерть правителем Евстафием. Тогда святитель в сопровождении воевод отправился спасать осужденных. Достигнув места казни, он увидел, что осуждённые мужи уже преклонились к земле и ожидали удара меча палача. Тогда святитель Николай вырвал меч из рук палача и освободил осуждённых. После этого вое­на­чаль­ни­ки отправились во Фригию, чтобы исполнить данное им царское повеление. Подавив мятеж, они возвратились домой. Царь и вельможи воздали им хвалу и почести. Однако, некоторые вельможи, завидуя их славе, оклеветали их перед префектом претория Востока Аблабием, дали ему денег и говорили ему, что воеводы готовят заговор против царя. После того как префект Аблабий донёс это царю, последний без расследования велел заключить воевод в темницу. Клеветники боялись, что их клевета станет известной, поэтому стали просить правителя Аблабия осудить воевод на смерть. Правитель согласился и, отправившись к царю, уговорил императора казнить воевод. Так как был вечер, то казнь была отложена на утро. Темничный страж, узнав об этом, сообщил воеводам. Тогда воевода Непотиан вспомнил о святителе Николае, и они стали молиться святителю избавить их. В ту же ночь святитель Николай предстал во сне перед царем и сказал, чтобы он освободил оклеветанных воевод и пригрозил ему смертью, если он не исполнит просимое. В ту же ночь святитель явился и префекту Аблабию и возвестил ему то же, что и царю. Отправившись к царю, правитель рассказал ему своё видение. Тогда царь повелел привести воевод из темницы, говоря, что они волхованиями навели на него и правителя такие сны. Воеводы отвечали царю, что они не готовили никакого заговора против него и усердно служили ему. Тогда царь раскаялся и освободил воевод. Он вручил им золотое Евангелие, золотое кадило, украшенное каменьями и два светильника и повелел это отдать в церковь Мир. Вернувшись в Миры, воеводы воздали благодарение святителю за его чудесную помощь. Документально известно, что воеводы Непотиан и Урс стали кон­су­лами в 336 и 338 соответственно.

Известно также чудо спасения моряков от бури по молитве святителя Николая.

Сразу после смерти тело святителя стало мироточить и стало объектом паломничества. Над могилой в VI веке построили базилику, а в начале IX века - поныне существующую церковь Святого Николая. В ней мощи хранились до 1087 года, - до похищения их итальянцами из города Бари.

Перенесение мощей

В 792 году калиф Харун ар-Рашид послал начальника флота Хумейда опустошить остров Родос. Разграбив остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать и разграбить гробницу святителя Николая. Однако вместо неё он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя, и едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда Хумейда были разбиты.

Подобное осквернение христианских святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков.

Угроза христианским святыням усилилась после того, как на Ближний Восток вторглись турки-сельджуки. Империя изнемогала от их нападений, координируемых с печенегами и родственными сельджукам гузами с севера, причём с Запада византийцев громили норманны. В главном городе Каппадокии, Кесарии, турки ограбили главную святыню города - церковь , где хранились мощи святого. Византийский хронист писал по поводу времени Михаила Парапинака (1071-1078): «При этом императоре весь мир, земной и морской, был захвачен нечестивыми варварами, разрушен и лишился населения, ибо все христиане были ими убиты, и все дома и деревни Востока с их церквями были разорены, полностью разрушены и превращены в ничто».

Новый император Алексей I Комнин пытался спасать святыни, но не мог. Варварство грабителей-турок приписывали всем мусульманам, в том числе, и управлявшим Антиохией. С целью вернуть Бари потерянную значимость религиозного центра, барийцы решили похитить мощи святителя Николая из Мир Ликийских в расчете, что их никто не обвинит в похищении реликвии у восточных христиан, так как Миры заполонили турки. В 1087 году барийские и венецианские купцы отправились в Антиохию. И те и другие предполагали на обратном пути в Италию забрать мощи святителя Николая из Мир Ликийских и привезти их в Италию, но барийцы опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. В разведку были посланы двое жителей Бари, которые, вернувшись, сообщили, что в городе всё тихо, а в церкви, где находятся мощи, только четверо монахов. Тут же 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая.

Монахи, сторожившие святыню, не подозревая ничего плохого, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого. Монах при этом рассказал чужеземцам о видении накануне святителя Николая одному старцу, в котором Святитель просил бережнее хранить его мощи.

Рассказ этот воодушевил жителей Бари, поскольку они увидели для себя в этом явлении как бы указание Святого Николая. Для облегчения своих действий они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп - 300 золотых монет. Монахи гневно отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье, однако итальянцы связали их и поставили у дверей своих сторожей.

Жители Бари разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами, и увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барийцев, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой юноша по имени Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. События происходили 20 апреля 1087 года.

Ввиду отсутствия ковчега пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барийцев перенёс их на корабль. Освобождённые монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

9 мая корабли подошли к Бари, где радостная весть об этом уже облетела весь город. Аббат бенедиктинского монастыря Илия, в отсутствие в тот день первых лиц города, решил судьбу реликвии, а позже стал её хранителем. Мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь Cвятого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год Илией была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II. Ныне это Базилика Святого Николая, где и сейчас хранятся мощи святителя.

Моряки из Бари забрали бо́льшую часть мощей святителя, находившихся в саркофаге в Мирах (около ⁄), оставив все мелкие фрагменты в могиле. Хотя жители перепрятали оставшиеся мощи, но в 1099-1101 годах благодаря пыткам стражей они были собраны венецианцами во время первого крестового похода и доставлены в Венецию, где на острове Лидо была построена церковь святого Николая - покровителя моряков. Ан­тро­по­ло­гические экс­пер­ти­зы в 1957 и 1987 годах показали, что мощи в Бари и Венеции принадлежат одному скелету. Святитель Николай стал святым покровителем Венеции вместе с апостолом Марком и Феодором Стратилатом.

Установление праздника

Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Греческая Церковь также не установила празднования этой даты, возможно, потому, что потеря мощей Святителя была для неё событием печальным.

На Руси в XI веке почитание святителя распространилось быстро и повсеместно. Русской православной церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия. Архиепископ Черниговский Филарет считал, что в Русской церкви праздник в честь перенесения мощей Святителя Николая установлен в 1091 году. Митрополит Московский и Коломенский Макарий полагал, что праздник был установлен митрополитом Киевским Иоанном II (1077-1089). Протоиерей Николай Погребняк считает, что праздник в честь перенесения мощей святителя Николая был установлен святителем Ефремом около 1098 года. По мнению Д. Г. Хрусталёва, на Руси этот праздник появился в 1092 году.

Праздник широко отмечают в Русской и Болгарской церквях. В Сербии отмечается церковный праздник Крестная Слава, а Слава Святого Николая Чудотворца является самой распространённой.

Католики за пределами города Бари этот праздник редко почитают.

Почитание

Современный месяцеслов Русской православной церкви содержит три праздника святого Николаю, у каждого из которых своя гимнография:

  • 6 (19) декабря - день смерти;
  • 9 (22) мая - день прибытия мощей в город Бари;
  • 29 июля (11 августа) - рождество святого Николая. До нас дошли две разные службы на этот праздник XVII-XVIII веков;
  • Каждый будничный четверг.

Точно известно о греческом происхождении только одной из названных памятей - Преставления святого Николая. В Византии была составлена и служба на этот праздник. Остальные пять праздников (вероятно все) принадлежат Русской церкви, и гимнографию к ним составляли русские песнотворцы.Вторую группу составляют праздники в честь чудотворных икон Святителя, которых сложилось довольно много. Память его чествуется также еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

В 1987 году память святителя Николая была включена в Собор Тульских святых, празднование Собору совершается 22 сентября (5 октября).

В городе Бари, в котором пребывает бо́льшая часть мощей святителя Николая, 1 марта 2009 года Русской православной церкви были переданы храм в честь святителя Николая (построен в 1913-1917 годах) вместе с Патриаршим подворьем. Символические ключи от подворья принял президент России Дмитрий Медведев.

Мощи святителя Николая

Изначально святой Николай был погребён в церкви в Мире (ныне - город Демре на территории современной Турции).

В мае 1087 года итальянские купцы украли бо́льшую часть мощей святителя из храма города Миры, в спешке и суете оставив в саркофаге около 20 % мощей, и перевезли их в город Бари (Италия). Спустя 9 лет венецианцы похитили остальные части мощей святителя Николая и вывезли их в Венецию вместе с мощами других мирликийских святых: святителя Николая - по мнению венецианцев, «дяди» святителя Николая, на самом деле родственника святого Николая Пинарского, и священномученика Феодора, тоже архиепископа Мир Ликийских.

Ныне около 65 % мощей святителя Николая находятся в католической базилике Святого Николая в Бари, под престолом алтаря крипты. Примерно пятая часть мощей святителя находится в католическом храме святого Николая на острове Лидо в Венеции в раке над престолом, над которой установлены кипарисовые статуи священномученика Феодора, святителя Николая Чудотворца (в центре) и святителя Николая «дяди». Остальные части мощей Николая Чудотворца разнесены по всему миру.

В базилике в Бари внизу престола сделано круглое отверстие в гробницу святителя Николая, из которой один раз в год, 9 мая, извлекают прозрачное миро.

В 2005 году группа британских учёных-антропологов попыталась реконструировать по черепу внешний облик святого Николая: он был крепко сложён, ростом примерно 168 см; его характеризовали высокий лоб, выступающие скулы и подбородок, карие глаза и смуглая кожа.

В России

На Руси почитание «повсюду чествуемаго» Николая Чудотворца было очень распространено, а количество посвящённых ему храмов и написанных икон было самым большим после Богородицы. Его имя вплоть до начала XX века было в России одним из самых популярных при наречении младенцев. Святитель Николай является самым почитаемым святым и в современной России.

С 21 мая по 28 июля 2017 года во время временного перенесения частицы мощей святителя Николая из базилики святителя Николая в Бари в Россию им поклонилось около 2,5 млн человек (около 2 млн в Москве в храме Христа Спасителя с 22 мая по 12 июля и около 500 тыс. в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре). 21 мая 2017 года ковчег с частью мощей святителя (левое ребро, извлечённое из-под спуда через отверстие для сбора мира) был доставлен самолётом в Москву, где в храме Христа Спасителя его встретил патриарх Кирилл. Договорённость о принесении мощей в Русскую православную церковь была достигнута в ходе встречи патриарха Кирилла и папы римского Франциска 12 февраля 2016 года в Гаване. Это событие произошло впервые за 930 лет пребывания честных мощей в Бари, в течение которых они никогда не покидали города.

Памятники

Памятник в Ейске

Мемориал в Тольятти

Памятник у стен церкви Святого Николая в Демре

Памятник на площади перед церковью Святого Николая в Демре

В 1998 году в Можайске был установлен памятник Николаю Чудотворцу работы Вячеслава Клыкова.

12 июня 2008 года на Соборной площади Перми у бывшего здания Пермского краевого музея открыт памятник Святителю Николаю Чудотворцу работы Вячеслава Клыкова.

26 сентября 2008 года в Батайске открыт памятник Святителю Николаю Чудотворцу работы Сергея Исакова.

19 декабря 2008 года Фонд Святителя Николая Чудотворца подарил городу Петропавловску-Камчатскому памятник Святителю Николаю Чудотворцу.

23 декабря 2009 года в Калининграде перед памятником рыбакам был установлен памятник Николаю Чудотворцу, таким образом оба памятника составляют теперь единый ансамбль. Торжественное открытие реконструированного мемориального комплекса состоялось 8 июля 2010 года.

В славянском фольклоре

Никола Чудотворец - один из наиболее почитаемых у славян христианских святых. В восточнославянской традиции культ Николы по значимости приближается к почитанию Богородицы и даже самого Христа.

По народным верованиям славян (славянском фольклоре), Никола - «старший» среди святых, входит в святую Троицу (sic) и даже может сменить на престоле Бога. Ещё в XIX-XX вв. можно было встретить мнение, что Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы. В легенде из белорусского Полесья говорится, что «сьвяты Микола не тольки старей за ўcix сьвятых, да мабыць и старшы над ими <…> Сьвяты Микола божы насьледник, як Бог памре (sic), то сьв. Микалай чудатворец будзе багаваць, да не хто иншы». Об особом почитании святого свидетельствуют сюжеты народных легенд о том, как св. Николай стал «владыкой»: он так истово молился в церкви, что золотая корона сама собой упала ему на голову (укр. карпат.).

У восточных и западных славян образ Николы по некоторым своим функциям («начальник» рая - владеет ключами от неба; перевозит души на «тот свет»; покровительствует ратникам) контаминируется с образом Архангела Михаила. У южных славян образ святого как истребителя змей и «волчьего пастыря», сближается с образом Георгия Победоносца.

Основные функции Николы (покровитель скота и диких зверей, земледелия, пчеловодства, связь с загробным миром, соотнесённость с реликтами культа медведя), противопоставление «милостивого» Николы «грозному» Илье-пророку в фольклорных легендах свидетельствуют, по мнению Б. А. Успенского, о сохранении в народном почитании святого Николая следов культа языческого божества Волоса (Велеса).

Начало зимних Святок и окончание рождественского поста во многих местах Российской империи приурочивалось к Николину дню.

Прочие сведения

Никола Можайский (деревянная скульптура из деревни Зеленята, конец XVIII - начало XIX века. Пермская государственная художественная галерея)

  • В иконографии святителя иногда выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» - с непокрытой головой. Существует предположение, что иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора, и сделал замечание духовенству. На большинстве икон по сторонам главы Святителя Николая имеются также небольшие образы Господа Иисуса Христа с Евангелием и Пресвятой Богородицы с архиерейским омофором в руках.
  • На Никольской башне Московского Кремля находится икона Николы Можайского, в честь которой и названа башня и улица, ведущая к этой башне.
  • В Рязанской епархии 15/28 июня местно празднуется день святителя Николая в честь его иконы, явленной в XII веке, выполненной из глины, облачённой в священнические ризы и находящейся в деревянном киоте (в одной руке Святитель держит меч, в другой - церковь). Праздник посвящён иконе в память о чудесном спасении жителей села от эпидемии холеры в XIX веке.
  • В Вятской епархии Русской православной церкви начиная с XV века с 3 по 8 июня (с 21 по 26 мая старого стиля) совершается Великорецкий крестный ход в честь Великорецкой иконы Николая Чудотворца, явленной в XIV веке близ села Великорецкого. В честь той же Великорецкой иконы святителя Николая с 9 по 13 августа проходит Старообрядческий Великорецкий Крестный ход из города Кирова (Вятки) в село Великорецкое.
  • Почитание калмыками-буддистами Николая Чудотворца было одним из виднейших успехов калмыцкой христианизации. «Микола-бурхан» был включён в пантеон духов-хозяев Каспийского моря и особо почитался как покровитель рыбаков.
  • Другой буддийский народ России - буряты - отождествлял Николая Чудотворца с божеством долголетия и процветания Белым Старцем.
«Все без исключения тункинские монголо-буряты, как шаманисты, так и ламаисты, питают глубочайшее почтение к этому (Николаю) Святителю и называют его по-русски на свой лад: „батюша Михола“, или же по-монгольски „Саган-Убукгун“».
  • Прообразом Санта-Клауса является Святой Николай. Первоначально именно от имени этого святого дарились в Европе подарки детям в свой день почитания святого по церковному календарю - 6 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах святой Николай был заменён в качестве персонажа, вручающего подарки, на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесён с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. В период контрреформации образ Святого Николая вернулся в обиход, однако он уже прочно ассоциировался с рождественскими праздниками, где стал выступать в качестве дарителя подарков. При этом, если в Англии в XVII веке возник образ абстрактного «отца Рождества», то в Голландии подарки детям поныне продолжает дарить Синтерклаас, то есть святой Николай. В Северной Америке голландский Синтерклаас превратился в Санта-Клауса (в Нью-Йорке, основанном голландцами), - образ, который окончательно оторвался от своего историко-церковного прототипа, оброс новыми деталями и коммерциализировался.
  • Образ Николая Мирликийского на круглой доске предание связывает с болезнью князя Мстислава Владимировича. Князю привиделось во сне, что исцелить его может икона святителя, находившаяся на полатях Софийского собора в Киеве. Туда отправились послы, но были задержаны бурей в устье реки Мсты. Когда волны утихли, послы увидели у борта корабля икону Святого Николая «круглою мерою» и доставили её князю. Прикоснувшись к ней, Мстислав выздоровел.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре, Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв к Господу бездетных родителей, младенец Николай, со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз в день, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.


Образ Святителя Николая Чудотворца

Постоянно трудясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пастве, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался делать это тайно и скрывать свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание со тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословения на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого Диавола, вошедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.


Николо-Пешношский монастырь. Икона свт. Николая Чудотворца.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви пред пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое».


Икона «Св. Николай Чудотворец». 1630-е гг.
Находится в Новодевичьем монастыре в Москве.

В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богородица - омофор. И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских, после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий - святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай остался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым.


Икона святителя Николая. Середина XVI века. Происходит из Феодоровского собора Феодоровского женского монастыря в Переславле-Залесском. Собрание Переславского музея.

По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника. Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I-ого Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.


Икона Святителя Николая. Храмовая икона храма Святого Серафима Саровского в Санкт-Петербурге.

В пылу обличения святитель Николай, пламенеющий ревностью ко Господу, даже ударил по щеке лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению.


Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Начало XVII века. Москва. Собрание Государственной Третьяковской галереи.
Находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах.
Другие иконы Третьяковской галереи.

Он был поистине Свет Миру и Соль Земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солею премудрости. Еще при жизни святитель совершал много чудес. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали пред императором и обрекли на смерть.

Явившись во сне равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в город Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.


Ковчег с частицей мощей Свт. Николая в Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 342-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления.

В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей и сопровождая свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.


Резной образ святителя Николая "Никола Можайский" XIV века с живописными клеймами XVII века.
Никольский храм Высоцкого Серпуховского монастыря.

В 792 году халиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоящую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.

Новоспасском монастыре в Москве.

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая.

Монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей Святителя.


Николо-Пешношский монастырь. Икона свт. Николая Чудотворца и прп. Мефодия Пешношского.

Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп - 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами.


Икона Николая Чудотворца. Фрагмент. Никольская церковь в Коломне.
Изображение со страницы

В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоухающим святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.


Храмовая икона Никольской церкви в Коломне - свт. Никола Зарайский с житием. Копия иконы начала XVI века, списанной с оригинала XIII века.
Изображение со страницы «Загадка имени. Версия первая» книги «Храм Николы Гостиного в Коломне».

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

8 мая корабли приплыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся недалеко от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.


Резная деревянная икона свт. Николая Чудотворца из деревни Забелино Рязанской области, чудесным образом избежавшая уничтожения в советское время и переданная впоследствии в
Изображение со страницы «Возрождение» книги «Храм Николы Гостиного в Коломне».

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая (по новому стилю 22 мая). В начале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой даты, потому что потеря мощей Святителя была для Нее событием печальным.


Храмовая икона «Никола Радовицкий», церковь Николы Гостиного в Коломне. Икона была найдена на чердаке одного из домов под Егорьевском. Частичка мощей святителя Николая привезена со Святой горы Афон. Молящиеся перед этой иконой получают дар чадородия.
Изображение со страницы «Возрождение» книги «Храм Николы Гостиного в Коломне».

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудевающую помощь Угодника Божия.



Чтимый образ свт. Николая Чудотворца. XV в. Никольский храм Высоцкого монастыря. Со страницы Святыни монастыря книги Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь .

В честь святителя Николая воздвигались и воздвигаются многочисленные храмы и монастыри, его именем называют детей при Крещении. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас.

Епископ Мирликийский причислен к лику святых за чудеса, которые происходили во время его жизни и после смерти. Годы жизни Николая Чудотворца наполнены верностью, служением Богу, людям особой любовью. Великую помощь оказывали молитвы Святого тем, кто путешествовал , находился в море. Особо помогал Святитель незаконно осужденным , обиженным и брошенным детям, о чем свидетельствует биография краткая Николая Чудотворца.

Детство будущего святителя

Римская провинция Ликия, а именно греческая колония Патара стала местом рождения особого мальчика. Это случилось в 270 году нашей эры.

Родители его были истинными христианами, их вера передалась сыну. Отец Николя, так назвали ребенка, был обеспеченным человеком и сумел дать сыну образование. В некоторых источниках существует ошибочное мнение, что родителей будущего Чудотворца и Угодника Божьего звали Епифаний и Нонна. Такие люди действительно жили в то время, но были они родителями другого святого, имя которого Николай Пинарский.

Родители дали сыну имя Николай, пророчествуя, что станет он победителем народов. По вере любящих сына людей Бог даровал мальчику особое помазание с самого рождения побеждать злобу века сего.

По преданиям святых во время преподношения перед Богом, при окунании в купель, младенец встал на ноги, самостоятельно простоял так несколько часов, с поднятыми для прославления Всевышнего руками.

Интересно. Также предания утверждают, что маленький мальчик прикладывался только к правой груди, предопределяя тем самым свое место около Господа. В дни, когда православные обычно не вкушают скоромную пищу, а это среда и пятница, маленький Николя требовал грудное молоко только после вечерней молитвы родителей. В будущем Святой Угодник в эти дни будет строго придерживаться поста.

Николай Чудотворец

Время познания Божественного Писания

Совсем мало времени понадобилось талантливому ученику из Ликии, чтобы познать глубокую мудрость Святого Писания.

Биография краткая Николая Чудотворца гласит, что в отроческие годы он не любил проводить время в пустых развлечениях с друзьями, все свое свободное от учебы времяпровождение он находился в храме.

Наполняясь благодатью Божию , ведомый Духом Святым, отрок совершенствовал свой разум и тело, чтобы соответствовать Храму, в котором живет Дух Святой (Первое Кор. 3:16).

Видя посвященность отрока Христу, его дядя, известный мирянам под именем Николая Патарского, доверил богобоязненному племяннику место чтеца. По смерти родителей будущий Святитель роздал все свое наследство бедным и полностью посвятил себя Богу.

Начало служения Господу

Служа под началом дяди, Николай был рукоположен в сан священника . Это было время после страшных христианских гонений.

Римский император Диоклетиан ввел закон, разрешающий уничтожать христиан по всей империи, который поддержал император Максимиан. На протяжении многих лет (303-311) христиан убивали, бросали в печи, отдавали на растерзание зверям, пока перед смертью император Галерий повелел терпимо относиться к различным верованиям. Его преемник Лициний, который правил до 324 года, позволил христианским общинам развиваться.

Будучи в паломнической поездке в Палестине, священник подошел к храму, но обнаружил его закрытым. Помолившись перед воротами, он был удивлен падением замков.

Во время пребывания в Палестине Чудотворец узнал, что ликийский народ умирал от голода, страшное бедствие накрыло страну.

Святой Угодник проводил часы в посте и молитве, прося Бога простить народ и спасти его от голодной смерти.

Молитва ко святому:

В далекой Италии в это время торговец, погрузил на корабли хлеб, чтобы отправиться в дальние страны, однако решение было изменено после ночного сна, во время которого Святитель приказал торговцу плыть в Ликию, оставив золотые.

Наутро итальянец обнаружил монеты в зажатой руке. Не осмелившись нарушить приказ Святого, он поплыл в Ликию, чем и спас многих людей от смерти.

Интересно. В Палестине из поколения в поколения передаются сведения о добрых делах, дарованных Богом по молитвам веры, совершенных Святым Угодником. Поныне палестинцы-христиане приходят с просьбами и молитвами в церковь Святителя Николая Чудотворца, построенную в городе Бейт-Джала на месте разрушенного храма третьего столетия, в котором молился Угодник.

Велико было желание святителя остаться в уединении, но по Божьему повелению, но не в родные Патары, где его хорошо знали жители города, а в Миры. Здесь Священнослужитель жил, как нищий, довольствуясь самым малым как в жилье, так и пропитании.

К этому времени уже епископ Мирликийский проповедует в Мире. Ныне это турецкая провинция Анталия, город Демре.

Икона Николая Чудотворца в городе Бейт-Джала

Получение сана архиепископа

История посвящения в сан архиепископа наполнена Божьим водительством.

В городе Миры после смерти архиепископа на собрании местных архиереев никак не могли сделать выбор нового помазанника Божьего.

Священнослужители Мирликийские проводили часы в молитвах, пока старейшему из епископов не приснился сон. Господь указал ему, что утреннее богослужение первым посетит муж, угодный Богу на престоле архиепископа, имя которому Николай.

Свой сон старейший передал остальным членам собрания. С великим волнением стояли священники вдоль притвора церкви, ожидая будущего архиепископа.

Как только святитель появился у входа в храм, его попросили назвать свое имя. Смиренно и тихо прозвучал ответ, что зовут его Николай, и он признает себя рабом владыки.

Радостная весть об избраннике в полночь разнеслась по городу, Николаю в ту же ночь были переданы все права архиепископа Мирликийского.

«Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!»

Новый сан не стал причиной гордыни и превозношения святителя, эти чувства были ему чужды. Глава Мирликийской епархии принимает решение всецело служить людям, забыв о собственных нуждах.

Первый Вселенский Собор

В это время еще продолжались гонения на христиан. Чудотворец с паствой попадает в темницу. Видя постоянно молящегося священника, ощущая его поддержку, многие христиане выстояли, не отреклись от своей веры.

Ревностный христианин, Мирликийский епископ был нетерпим к язычеству . По его приказу был разрушен знаменитый храм богини Артемиды.

На Первом Вселенском Соборе (325 г.) решался вопрос о праздновании Пасхи, Символах веры, Божестве Христа.

Епископ Ария и несколько священников стали опровергать божественность Иисуса, за что, по словам некоторых историков, архиепископ Мирликийский дал пощечину еретику за откровенную ересь . Этот факт не нашел подтверждения в официальных сообщениях, но упоминается в некоторых документах присутствующих на Соборе епископов.

Добрые дела, совершенные Святым Угодником

По свидетельству историков, Николай Угодник всегда вставал на сторону оклеветанных людей, требовал справедливо относиться к осужденным.

Где бы ни появлялся Чудотворец, он всем оказывал помощь:

  • больных исцелял;
  • бесов изгонял;
  • дарил утешение;
  • голодных кормил;
  • нагих одевал;
  • восстанавливал справедливость.

Его добрые дела совершались с кротостью и смирением, в нем не было надменности и корыстолюбия. Всю славу и благодарности от людей Святой Угодник направлял к Богу.

Нет конца перечня добрых дел, сотворенных Святым Николаем Чудотворцем.

В исторических записях хранятся сведения о воскрешении мертвых, исцелении больных, освобождении пленников буквально из-под меча, многое другое.

Ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца в алтаре базилики святителя Николая Чудотворца в Бари

Тихий благословенный уход

Святитель Мирликийский дожил до глубокой старости, ведя аскетический образ жизни. Точной даты ухода Святого Угодника в мир иной не сохранилось. По историческим предпосылкам это случилось в период между 345 и 351 годами.

Ответ редакции

Николай, архиепископ Мир Ликийских, прославился многими подвигами и чудесами. День его кончины — 19 декабря — стал общехристианским праздником.

История праздника Святого Николая

Николай был сыном богатых родителей, с детства мечтал посвятить жизнь служению Богу и еще юношей во времена Диоклетиановых гонений стал священником. Большое наследство после смерти родителей он раздал бедным. Епископ Николай был добрым пастырем, заступником невинно осужденных и гонимых, благотворителем и тайным дарителем. Его почитали за милосердие, и вера в его помощь укреплялась веками. В 1087 году, когда город Миры уже был во власти мусульман, жители итальянского города Бари тайно вывезли мощи святого к себе.

Русская Православная статуя Святого Николая, в настоящее время находится рядом с церковью в Демре. Фото: Commons.wikimedia.org

Как православная церковь почитает Святого Николая?

Николая Угодника почитают как покровителя тружеников, плавающих и путешествующих, защитника обездоленных, подающего помощь бедным и детям, пропадающим и утопающим, заключенным и гонимым. Он добр — это видно и по его лику на иконах. Рождественский пост в Николин день дает послабление: разрешена рыба.

Русская Церковь положила Николаю Чудотворцу наряду с апостолами особую службу по четвергам каждую неделю. Ни одному святому не посвящено столько приходских церквей, как Николаю Чудотворцу. Только в Москве, начиная со старейшего Никольского храма Николо-Греческого монастыря на Никольской улице, были поставлены храмы: Никола Гостунский, Явленный, Стрелецкий, Заяузский, Заяицкий, Мокрый, «Водопоец», Никола Большой Крест и Красный Звон, Никола в Голутвине, в Хамовниках, Хлынове, Подкопае, Кузнецах, Пыжах, Пупышах, Звонарях, Кошелях, в Сапожке — у Кутафьи башни.

На русских иконах святителя Николая изображают пожилым человеком с седой бородой, залысинами на лбу — и в епископском облачении. Образ с шапкой-митрой на голове называют «Никола зимний», изображение без головного убора — «Никола летний», а образ с мечом в правой руке и градом на левой — «Никола Можайский».

Никола. Деревянная скульптура из хранилища Вологодского музея. XVII-XVIII век. Фото: Commons.wikimedia.org / Захват кадра и обработка: В. Лобачев. Автор фильма: М. Резцов.

Традиции празднования

В России Николин день праздновали вскладчину, с пирогами, пивом или брагой из зерна нового урожая. Это был праздник старших в семье и роде. «На Никольщину зови друга, зови ворога — оба будут друзья».

На Николу зима окончательно утверждается. В народе говорят: «Хвали зиму после Николина дня». «Подошёл бы Николин день, будет и зима».

Раньше на Украине именно с этого дня молодежь начинала готовиться к святкам, сватовству и вечерницам: ткали приданное, шили наряды и мастерили маски для святочных развлечений.

День святого Николая. Картина голландского художника Яна Стена, ок.1665-1668 гг. Фото: Commons.wikimedia.org

Святой Николай в других христианских конфессиях

Святителя Николая почитают и христиане других конфессий. Католики любят святого Николая за милосердие, к нему обращаются за помощью как к покровителю тружеников, мореходов и путешественников, защитнику бедных и детей. В День святого Николая существует обычай делать подарки детям. В домах вывешивают башмачки или носочки, чтобы святой Николай положил туда детям подарки.

Санта-Клаус на рисунке Томаса Наста (1881). Фото: Commons.wikimedia.org

Правда, подарки получат только послушные дети, а непослушных накажет розгами Рупрехт (Knecht Ruprecht). Кнехта Рупрехта придумали с воспитательной целью, этот персонаж появился в XVII веке. В Швейцарии такого слугу называют Шмутцли, а в Австрии и Баварии — Крампус.

Святой Николай — покровитель Амстердама. Каждый год Синтаклаас (как его называют в Голландии) «прибывает» по морю из Испании в Нидерланды, его встречают горожане и мэр, в его честь звучат салюты и колокольный звон на ратуше. В канун Дня святого Николая в Нидерландах дети поют песенки для Синтаклааса и ставят у дымохода или входной двери обувь с морковкой или клочком сена для лошади святого, на которой он ездит по крышам (а его ловкий помощник Чёрный Пит спускается в дымоходы с мешком даров). Дети, которые хорошо вели себя в уходящем году, утром находят в башмаках шоколадные монетки, мармелад, пряничные фигурки или маленькие игрушки. Те, кто плохо себя вёл, должны найти там золу, но добрый святой милостив. А ещё Синтаклаас оставляет подарки у двери в большом мешке.

В Италии в городе Сассири 6 декабря проходит праздник Rito delle nubili (ит. — «брачный обряд»): в День святого Николая невестам дарят подарки.

В Триесте День святого Николая знаменует устраиваемая в первые недели декабря ярмарка, а утром 6 числа детям дарят подарки. В некоторых семьях этот день празднуют даже пышнее, чем Рождество.

В Польше 6 декабря отмечают День святого Миколая, или Миколайки. Маленькие дети в этот день получают подарки из рук самого Николая, в которого наряжается кто-то из домашних, или находят подарки под подушкой или в туфлях, оставленных на ночь около двери, и верят, что это подарки от самого святого Николая. Если же обувь не выставлена или она грязная, святой Николай вместо подарка оставляет гнилую картофелину.

Чешского и словацкого Микулаша, а также польского Миколайку часто сопровождает ангел, борющийся с чёртом.

Во Франции День святого Николая активно празднуется в восточной части страны. В Лотарингии День святого Николая — официальный праздник: здесь его ещё со Средних веков особо почитают как святого покровителя края. В городке Сан-Николя-де-Пор находится базилика Сан-Николя, в которой хранится десница Николая Угодника и другие святыни, с ним связанные.

В Португалии святого Николая почитают как покровителя студентов и каждый год с 29 ноября по 7 декабря устраивают фестиваль «Николинас».

  • Святитель Николай, икона монастыря Святой Екатерины, XIII век
  • Николай Святитель, гравюра Франческо Бартолоцци, XIX век

  • Фреска собора Ферапонтова монастыря, Дионисий, 1502 год

  • Картина «Спасение моряков», Джентиле да Фабриано, ок. 1425
  • Святитель Николай, картина XV века
  • Картина «День Святителя Николая», Ян Стен, 1665 год
  • Святой Никола Можайский, 1720 год

  • ©
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png