Часто в литературе можно заметить перекличку разных поэтов – некий диалог. Такой диалог можно заметить у Есенина и Пушкина.

Все крупнейшие русские поэты XX века пытались поговорить с пушкинскими памятниками. Но самый заметный из них Есенин, который как бы примерял свою жизнь к пушкинской почти буквально, когда искал себе оправдания:

Но эти милые забавы

Не затемнили образ твой,

И в бронзе выкованной славы

Трясешь ты гордой головой.

Много раз Есенин спрашивал сам себя: «Кто я?», «зачем пришел я в мир?» Но волю к поиску спровоцировал он сам, примерившийся к Пушкину, а Пушкин, как известно, это «наше все». Таким образом, он примерял свою жизнь к жизни Пушкина.

Блондинистый, почти белесый,

В легендах ставший как туман,

О, Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган.

В «Автобиографиях» 1924 и 1925 годов Есенин прямо указывает на творческое влияние Пушкина на него как поэта.

Перекличка двух поэтов в создании образа природы.

С. А. Есенин унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом описании родной природы. Однако его пейзажная лирика по сути своей отличается от пушкинской. В ней намного сильнее влияние русского фольклора и языческой мифологии. Это напоминает народную песню-заклинание. В творчестве Есенина сильно ощущается древнее, языческое отношение к природе, полное признание ее самостоятельности, одушевленности.

В предыдущих «Автобиографиях» (1922 и 1923 гг.) имя Пушкина не только не упоминается, но и к тому же Есениным будто бы нарочито подчеркивается – «Крайне индивидуален».

Чаще всего они перекликаются на тему природы, так весна Есенина невольно напоминает осень Пушкина.

Обобщая все наши наблюдения, связанные с поэтическим осмыслением Есениным темы весны в контексте его творчества конца 1924 - 1925 годов, мы полагаем, что идейно-художественное звучание образа весны у Есенина в это время является поэтическим эквивалентом пушкинской осени.

Наиболее явным и осязаемым все это становится при сопоставлении названного, пушкинского стихотворения и стихотворения Есенина «Весна» (декабрь, 1924), где можно в принципе говорить о субъектно-образной ориентации есенинской «Весны» на основные словесно-образные темы VIII и XX строф «Осени» Пушкина. И здесь, наверное, вполне достаточно лишь указать на некоторые явные точки диалогического соприкосновения поэтических систем Есенина и Пушкина.

Есенин Припадок кончен. Пушкин

Грусть в опале. Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Приемлю жизнь, как первый сон Легко и радостно играет в сердце кровь,

<.> Желания кипят - я снова счастлив, молод,

Я с отрезвевшей головой Я снова жизни полн.

Товарищ бодрым и веселым. И пробуждается поэзия во мне,

Так пей же, грудь моя, Душа стесняется лирическим волненьем.

Волнуйся новыми

Несомненно, и в данном случае мы должны признать, что условно-поэтический характер картины весны у Есенина заключает в себе и подобное же восприятие им художественного образа осени у Пушкина.

В лирике Есенина буквально до последнего дня образ губительной зимней метели соседствует с образом очистительной весенней метели и образом весны в целом. В качестве идейно-художественных доминант эти образы характеризуют напряженную и постоянную внутреннюю борьбу в творческом сознании Есенина, стремящегося в гармонии собственного «я» воплотить гармонию всего мира. Что, наверное, в самом общем плане, является отличительной чертой всей русской поэзии начала XX века, в тревожной полифонии которой отчетливо слышатся грозные отголоски пушкинской метели.

Предлагаю вам более подробно рассмотреть этот многогранный образ метели в творчестве поэтов.

Однако, в самом факте доминирования образа метели у Есенина в 1924-1925 гг. необходимо видеть и несколько иную мотивацию. Она, хотя и косвенно, но все же становится очевидной, если рассматривать лирическое наследие Есенина последних лет жизни с учетом признаний поэта.

Образ метели в творчестве А. С. Пушкина и С. А. Есенина.

А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба. Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком Создатель.

Обратимся художественному образу метели, который именно в таком семантическом ракурсе берет свое начало в «Бесах» Пушкина. А затем как бы «подхватывается», варьируясь и усложняясь, литературой так называемого «серебряного века». Научных исследований, где бы на этом акцентировалось внимание, не так уж и много. Да и в основном они посвящены А. Блоку и А. Белому. Нам же видится, что не меньший интерес в этом плане представляет, скажем, так, творческий диалог Пушкина и Есенина, где своеобразным знаменателем такого диалога и является образ метели.

Современный исследователь-лингвист посредством сплошной выборки, осуществленной из собрания сочинений С. Есенина в пяти томах, выделяет 80 различных образов метели, имеющих как прямые, так и переносные номинации. Причем, около двух третей указанных образов представлены в произведениях С. Есенина, написанных в последние два года жизни поэта. В этой связи следует напомнить и мнение французского слависта Мишеля Нике, считающего, что в стихотворениях Есенина 1925 года образ метели как художественное выражение «мятущейся души» поэта является доминирующим.

Мир поэзии Есенина, несмотря на сложность, многообразие и даже противоречивость его творчества, представляет собой неразрывную художественную ткань из образов, символов, картин, мотивов, тем. Одно и то же слово, многократно повторяясь, превращается в своеобразный есенинский символ, а, соединяясь с другими словами и образами, создает единый поэтический мир. Мировосприятие Сергея Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. С ней стихотворец постигал и сложность бытия, и превратности человеческих судеб, и жизнь собственной души.

"Зима" - одно из первых стихотворений юного Есенина. Оно помечено 1911-1912 годами.

Надо сказать, в Спас-Клепиковской школе стихи сочиняли многие воспитанники. Иные, по словам учителя литературы Е. М. Хитрова, были так плодовиты, что закидывали его ворохами своих беспомощных произведений. Поначалу не выделялись в этом потоке и стихотворения Есенина.

Стихи о зиме были, наверно, у каждого школьника. И наверно, так же, как и есенинские, напоминали недавно прочитанные строки поэта-крестьянина Спиридона Дрожжина:

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня,

Словно пухом, устилает

Все долины и поля.

Как мы знаем из автобиографии Есенина его самое лучшее время в жизни - зима 1919 года. Тогда он со своей семьей пережили ее в пяти градусах комнатного холода. Наверное, поэтому у него так часто встречается образ метели.

Холод-зима, мороз, стужа- в стихотворениях Есенина превалирует надтеплом- жара, лето. Но чаще образ метели в произведениях Есенина встречается не в прямом, а переносном значении и употребляется с помощью средств выразительности - метафор, сравнений, олицетворений. Более ярко и полно во всех критических статьях упоминается о стихотворении «Поет зима - аукает» и «Жизнь - обман с чарующей тоскою».

Поет зима - аукает, Жизнь - обман с чарующей тоскою,

Мохнатый лес баюкает Оттого так и сильна она,

Стозвоном сосняка. Что своею грубою рукою

Кругом с тоской глубокою Роковые пишет письмена.

Плывут в страну далекую

Седые облака. Я всегда, когда глаза закрою,

Говорю: «Лишь сердце потревожь,

А по двору метелица Жизнь - обман, но и она порою

Ковром шелковым стелется, Украшает радостями ложь.

Но больно холодна.

Воробышки игривые, Обратись лицом к седому небу,

Как детки сиротливые, По луне гадая о судьбе,

Прижались у окна. Успокойся, смертный, и не требуй

Правды той, что не нужна тебе».

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые, Хорошо в черемуховой вьюге

И жмутся поплотней. Думать так, что эта жизнь - стезя

А вьюга с ревом бешеным Пусть обманут легкие подруги,

Стучит по ставням свешенным Пусть изменят легкие друзья.

И злится все сильней.

Пусть меня ласкают нежным словом,

И дремлют пташки нежные Пусть острее бритвы злой язык,-

Под эти вихри снежные Я живу давно на все готовым,

У мерзлого окна. Ко всему безжалостно привык.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная Холодят мне душу эти выси,

Красавица весна. Нет тепла от звездного огня.

Те, кого любил я, отреклися,

1910 Кем я жил - забыли про меня.

Но и все ж, теснимый и гонимый,

Я, смотря с улыбкой на зарю,

На земле, мне близкой и любимой,

Эту жизнь за все благодарю.

Август 1925

Так, одно из самых распространенных слов, которое проходит через все творчество Есенина, - это черемуха. Осыпающиеся цветы черемухи напоминают снег, метель, "черемуховую вьюгу": "Сыплет черемуха снегом". Метель и цветы черемухи, вроде бы не могут сочетаться, но, сочетая их, Есенин добивается совершенно нового ощущения прелести снежных цветов.

Белые цветы и белая кора березы (береста) также "связываются" друг с другом. А общий для них признак - белый цвет - ассоциируется с белым снегом, метелью, символом неустроенности, и белым саваном, символом смерти:

Снежная равнина, белая луна.

Саваном покрыта наша сторона

И березы в белом плачут по лесам

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

("Снежная равнина, белая луна ")

С образом метели, в свою очередь, связан образ тройки как символ радости, молодости, летящей жизни, счастья, родины. А промчавшаяся, запоздалая или чужая тройка - это потерянная радость, ушедшая чужая молодость:

Снежная замять крутит бойко,

По полю мчится чужая тройка.

Мчится на тройке чужая младость,

Где мое счастье? Где моя радость?

Все укатилось под вихрем бойким

Вот на такой же бешеной тройке.

("Снежная замять крутит бойко. ")

Каждый образ-символ имеет свои признаки, которые, соединяясь, выстраиваются в новый ряд связанных между собой образов: тройка - кони, сани - колокольчик. И это наполняет самые простые слова новым смыслом.

Поэт постоянно очеловечивает природу: «дремлет взрытая дорога», «кудрявый сумрак за горой рукою машет белоснежной». Зима у него поет и аукает, вьюга «злится все сильней», «рыжий месяц жеребенком» запрягается в сани, а «пташки нежные» дремлют под «снежные вихри» и снится им

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Природа у Есенина неотделима от человека, от его настроения, мыслей и эмоций.

В этой перспективе в фокусе нашего внимания, прежде всего, оказывается есенинское стихотворение «Годы молодые», датированное (по различным источникам) февралем – мартом 1924 г. По своему словесно-образному строю это произведение весьма явно перекликается с пушкинскими «Бесами». Кажется, впервые в есениноведении на это указала. Марченко, говоря о Пушкине как «попутчике, встреченном Есениным в метели».

Действительно, ключевой фрагмент лирического сюжета у Есенина - диалог субъекта речи с героем-ямщиком во время метели - в начальных репликах по своей семантике едва ли не тождественен диалогу из «Бесов»:

«Бесы»: «Эй, пошел, ямщик!. » - «Нет мочи: / Коням, барин, тяжело. »

«Годы молодые. »: «Эй, ямщик, гони вовсю, чай рожден не слабым. / А ямщик в ответ одно: «По такой метели / Очень страшно, чтоб в пути лошади вспотели».

Как поэтический инвариант пушкинских строк: «Хоть убей, следа не видно; / Сбились мы, что делать нам!» можно считать у Есенина следующие строки: «Где ты, радость? Темь и жуть, грустно и обидно. / В поле что ли? В кабаке? Ничего не видно».

➢ Но, вместе с тем, эта вроде бы очевидная близость пушкинского и есенинского произведений, где, на первый взгляд, можно художественно идентифицировать одно и то же осмысление поэтического образа метели, все же, думается, иллюзорна.

➢ У Пушкина субъект речи в метели полагается, можно сказать, на милость Божью. У Есенина - активно вступает в поединок с природной стихией: «Ты, ямщик, я вижу - трус. Это не с руки нам. / Взял я кнут - и ну стегать по лошажьим спинам».

➢ И здесь, наверное, есть основание говорить о том, что поэтическое «я» Есенина в метельном пространстве имплицитно актуализирует знание о последствиях возможной остановки. Знание, обусловленное «чужим» опытом и по своей художественной генетике восходящее к изображенному миру пушкинских «Бесов». Однако объективации этого знания, этого опыта у Есенина нет. Вся структура есенинского произведения пронизана антитезами, где и исходным, и опорным является противоположение прошлого и настоящего субъекта речи, осмысливаемые им в причинно-следственной взаимосвязанности («Годы молодые с забубенной славой, / Отравил я сам вас горькою отравой. / Я не знаю: мой конец близок ли далек ли, / Были синие глаза, да теперь поблекли»). Именно это и порождает болезненную рефлексию лирического «я» в стихотворении Есенина: «Где ты, радость? Темь и жуть, грустно и обидно. /В поле что ли? В кабаке? Ничего не видно». Стремление преодолеть «темь и жуть» настоящего и воплощается в образно-символической картине зимней стихии, где восклицание пушкинского ямщика-«Сбились мы! Что делать нам!» - остается в подтексте экспозиции «метельного» сюжета Есенина.

Нужно отметить, что у Есенина метельная сцена имеет в структуре стихотворения особую сферу бытования, отличающуюся характером изображенного слова субъекта речи и героя-ямщика. Явленная в тексте как видение больного сознания лирического «я», эта сцена допускает возможность лишь условно-поэтического понимания нарисованной в ней картины. И соответственно пушкинские «Бесы» в контексте стихотворения Есенина «Годы молодые. » становятся ничем иным, как аллегорией. Причем, аллегорией одновременно и жизненного, и творческого тупика, что подчеркивается финалом есенинского произведения.

В целом ряде последующих поэтических произведений Есенина, таких, как «Ответ», «Метель», а также лирических миниатюрах октября-ноября 1925 года, образ метели в качестве основного смыслового компонента заключает в себе, преимущественно, аллегорию стихотворения «Годы молодые. » И не сложно заметить, что здесь этот образ неразрывно связан с мотивом смерти. Точнее, с мотивом предчувствия смерти, как некоего жесткого, но закономерного исхода неправедной жизни поэта:

Ну как заснуть в метель?

В трубе так жалобно

И так протяжно стонет.

Захочешь лечь,

И видишь не постель,

А узкий гроб

И - что тебя хоронят.

Как будто тысяча

Гнусавейших дьячков,

Поет она плакидой –

Сволочь-вьюга!

И снег ложится

Вроде пятачков,

И нет за гробом ни жены, ни друга! («Ответ»)

➢ И вместе с тем, в лирике Есенина той поры как бы параллельно с указанным выше образом метели присутствует и его, скажем так, альтернативный концепт. Он заключает в себе совершенно новое и, в общем-то, неожиданное поэтическое видение метели, выраженное или посредством анализирующих сравнений:

Теперь у вас зима.

И лунными ночами,

Я знаю, ты

Помыслишь не одна,

Как будто кто

Черемуху качает

И осыпает

Снегом у окна («Ответ»), или через образный параллелизм:

А за окном под метельные всхлипы,

В диком и шумном метельном чаду,

Кажется мне - осыпаются липы,

Белые липы в нашем саду

(«Снежная замять дробится и колется. »).

Здесь любопытна сама суть образа. Метель сначала объективируется в художественном сознании лирического произведения, словно обретая свое законное место (природный мир), а затем как бы теряет свой природный статус зимней стихии, становясь яркой образной картиной весны. Именно весна, как это и свойственно национальному мифологическому сознанию в целом, у Есенина является символом всеобщего пробуждения, очищения и обновления бытия. Что, впрочем, присуще и предшествующему, особенно раннему творчеству поэта.

Более полно образ метели Пушкина проявляется в одноименном произведении. Название «Метель» порождает тревожное ожидание какого-то потрясения, перелома, предвкушение динамичного, острого развития сюжета, "метельности", то есть взвихрённости, неожиданности, круговерти событий, драматического их развития. При этом ожидаемый драматизм совсем не обязательно чреват трагедией: метель - это тревога, смятение, сумятица, путаница, но далеко не всегда крушение, катастрофа, хотя и такой вариант не исключён. Самое естественное, буквальное, лежащее на поверхности предположение - картина зимней непогоды: снег, ветер, разбушевавшаяся стихия. Но, поскольку главным предметом художественного изображения всегда, о чём бы ни шла речь, является человек, естественно спроецировать смятение в природе на смятение в душе и/или судьбе героя, на неожиданный и резкий - стихийный - поворот в его жизни

Возможен и другой сюжетный ход: взвихрённости, тревожности и непредсказуемости внешних обстоятельств противостоит устойчивость, стабильность (социальная, нравственно-психологическая) героя, что, в свою очередь, может быть следствием полярных причин - косности или, напротив, стойкости и верности себе. Так или иначе, очевидно, что название пушкинской повести интригует и сулит увлекательный сюжет.

Проекции образа.

Две символические проекции образа даны в тексте сразу:

Метель - "печальное предзнаменование"; так воспринимается бушующая за окном непогода романтической барышней (заметим попутно, что это её не останавливает);

Метель - "судьба".

Когда Маша сошла в сад, "метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу". Но стоило барышне самостоятельно преодолеть первую, самую трудную часть пути, как стихия противодействующая обернулась стихией покровительствующей. Символическую миссию содействия выполняют и лошади, которые "не стояли на месте" в ожидании седоков, едва же барышня уселась, а кучер взял вожжи, - "лошади полетели", то есть началось то самое, заявленное эпиграфом, судьбоносное движение: метель - нетерпеливые кони - стремительный порыв в неведомое - Божий храм.

Венчающая эпизод фраза состоит из трёх многозначительных частей:

Первая из них - "Поручив барышню попечению судьбы" - закрепляет параллель "метель - судьба";

Вторая - "и искусству Терёшки-кучера" - привносит характерную для всей повести ироническую корректировку "высокого штиля" и вместе с тем даёт реалистическую гарантию дальнейшего развития событий в означенном направлении;

Третья - "обратимся к молодому нашему любовнику" - фиксирует смену предмета изображения и подчёркивает активность рассказчика, в данном случае не интонационную, а композиционную, "конструктивную", активность: переход от одного эпизода к другому мотивирован не естественным ходом событий, не сюжетной необходимостью, а "произволом" рассказчика, на глазах у читателя строящего, организующего повествование- " Поручив. обратимся. ". /

Бушующая метель безжалостно поглощает принадлежавшее герою время и корёжит знакомое ему пространство: застилает путь, направляет "не в ту сторону", заводит в "незнакомый лес" и успокаивается лишь тогда, когда герой выброшен за пределы "своей" пространственно-временной ниши и "своего", им самим сочинённого жизненного сюжета в чуждый мир, в иное измерение. Для седобородого мужика "вёрст десяток" до Жадрина - это "недалече"; Владимир же "при сём ответе" хватается за голову; в ответ на просьбу достать лошадей он слышит; "Каки у нас лошади?". Здесь нет враждебности ("Али ты прозяб? взойди погреться", - предлагает старик, даёт в проводники сына) - есть чужесть, иномирность.

Да, жизнь-метель, но человек - не безвольная игрушка в руках судьбы. У него есть шанс, о котором следует помнить, на который следует надеяться даже в самой безнадёжной ситуации, - шанс выиграть, вырвать счастливую судьбу у жизненной метельной круговерти. Марья Гавриловна об этом не думала, сознательно на это не рассчитывала, но интуитивно именно этим - жаждой жизни и доверием к ней - руководствовалась, за что и была щедро вознаграждена.

С точки зрения Гершензона, Пушкин своей «Метелью», как и «Бесами», утверждает: "Жизнь - метель, снежная буря, заметающая пред путником дороги, сбивающая его с пути: такова жизнь всякого человека. Он- безвольное игралище метели-стихии: думает действовать по личным целям, а в действительности движется её прихотью". Об этом же говорят и эпиграфы, предпосланные нами настоящему исследованию: "от судеб защиты нет", - утверждал Пушкин в другом своём произведении; "невластны мы в самих себе", - вторил ему Баратынский.

Заключение.

Поскольку основная часть работы заключалась в определении метели как мотива в художественном тексте, то в качестве выводов можно назвать следующие положения:

❖ Оба поэта употребляют этот образ как пейзажную деталь, которая характеризует разгулявшуюся стихию. Причем у А. С. Пушкина такая деталь встречается чаще.

❖ Очень часто метель воспринимается как синоним словам «жизнь», «судьба», то есть она символизирует довольно разные жизненные позиции человека. С одной стороны человек - не безвольная игрушка в руках судьбы. У него есть шанс вырвать счастливую судьбу у жизненной метельной круговерти. С другой стороны человек безвольное игралище метели-стихии

Возникают ассоциации с образом метели как с символом юношеских заблуждений, как символ ошибок молодости. Такое понимание метели особенно характерно для поэзии Есенина последних лет его жизни.

❖ В ходе данного исследования мы определили, что художественные образы произведений Есенина и Пушкина стилистически и идейно - художественно близки.

❖ Однако в поэзии Есенина чаще звучат фольклорные мотивы в картинах русской природы, а Пушкин следует литературной поэтической традиции.

Чувство природы, ощущение единства с ней человека завещано нам гениальными русскими поэтами А. С. Пушкиным и С. А. Есениным. Благодаря Пушкину мы останавливаемся в волнении и замираем перед прекрасной картиной осеннего дня или перед сиянием зимней дороги. Проникнув в мир поэтических образов Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, цвет коры которой ассоциируются со снегом, попадаем в черемуховую вьюгу. Эти чувства должны помочь нам сохранить человечность, а значит, и человечество.

Сергей Есенин – великий русский поэт, чье имя стоит в одном ряду с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым.

Через все свое творчество он пронес непоколебимую любовь и веру в человека, в Россию, сохранил для потомков красоту родной природы, русской души, русского слова.

Прекрасна пейзажная лирика С. Есенина. В ней вместе с описаниями природы передаются самые сокровенные мысли и чувства поэта:

О сторона ковыльной пущи,

Ты сердцу ровностью близка,

Но и в твоей таится гуще

Стихотворения Есенина полны как спокойствия, тихой радости,

Созерцательности, так и горечи одиночества. Они открывают перед читателем двери в удивительный, волшебный мир, где “. ягненочек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве”, а степь о розовом тоскует “небе и голубиных облаках”.

Язык поэта образный, яркий, живой. С помощью изобразительных средств языка он создает характерные, запоминающиеся образы гаснущих звезд, просыпающейся земли, зеленой долины, синих небес, колокольного звона.

Читая стихотворения С. Есенина, учишься ценить, любить и защищать красоту родной природы.

Мы все любим родную природу. Наверное, мы рождаемся с этим чувством, ведь человек

– часть природы, а как можно не любить и не восхищаться тем, частью чего являешься ты сам? Мы можем часами любоваться красотой заходящего солнца, восхищаться необыкновенными красками, которыми окрашивается мир летним утром, с замиранием сердца вглядываться в звездное ночное небо, вслушиваться в шум дождя за окном и в шелест травы. Но для того, чтобы рассказать о красоте окружающего мира людям, мало просто видеть и чувствовать ее, нужно обладать настоящим талантом. Именно таким талантом обладал С. А. Есенин.

Пейзажная лирика поэта наполнена звуками и запахами его любимого “задумчивого и нежного” края – средней полосы России: шумят тростники, “кадит черемуховый дым”, “вода шумит за мельницей крылатой”, “сонный сторож стучит. колотушкой”, где-то вдалеке слышится песнь соловья.

В стихотворениях Есенина отразились его личные настроения, и потому природа в них так переменчива: то весела, то грустна, то плачет, то смеется, то приговаривает, то звенит и поет. Но чаще всего поэта “грусть вечерняя” “волнует непреодолимо”, что делает его произведения необыкновенно лиричными и проникновенными.

Природа родного края звенит, как натянутая струна-душа поэта, звенит от пронзительной любви к родному уголку. Колокольчиком дразнит девичий смех, раздается “белый перезвон” берез, вызванивают ивы, “со звонами” плачут глухари, а сам поэт бродит в “чаще звонкой” и, поклоняясь родным корням, тихо молится “под звон надломленной осоки”. Есенин часто рисует природу разноцветными красками. В его стихах брызжет и переливается синее, голубое, зеленое, рыжее, золотое. Вокруг расстилается мягкая зелень полей, алеет свет зари, голубеет небесный песок, синеют горы.

Пейзажи Есенина одухотворены: “дремлет взрытая дорога”, которой “примечталось”, что “совсем-совсем немного ждать зимы седой осталось”, говорит “березовым языком” золотая роща, глядят в “розовую водь” осинки, “поет” и “аукает” зима, “кудрявый сумрак за горой рукою машет белоснежной”. Каждое стихотворение наполнено неповторимыми запоминающимися об

разами, удивляющими своей новизной. Читая стихотворения Есенина, мы всегда с удивлением отмечаем что-то новое, чувствуется его необычный взгляд на привычные вещи и предметы. Природа изображена сияющей, многоликой: “загорелась зорька красная. полоса явилась ясная в. блеске золотом”, “блестит роса на крапиве”, “рыжий месяц жеребенком” запрягается в сани, а “седины пасмурного дня плывут, всклокоченные, мимо”.

Стихотворения этого замечательного русского поэта никогда не перестанут радовать нас и притягивать своей удивительной душевностью, любовью к жизни, к родине, ко всему живому.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Знаменитый русский поэт Есенин Сергей Александрович проявил себя в своем творчестве, как прекрасного и утонченного лирика, способного разворошить в душе...
  2. Стихотворение построено как диалог лирического героя с деревом. Одна из особенностей лирики Есенина – обращение в начале стихотворения. Здесь автор...
  3. «Зима» – стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего,...
  4. Романтическая лирика Пушкина – искренняя, тонкая, временами страстная. Для Пушкина влюбленность – это естественное, необходимое для жизни и творческого вдохновения...
скачать

Аудио статья "Пейзажная лирика Есенина". Огромен диапазон мыслей и чувств, заключенных в стихах поэта, где природа едва ли не главный герой. Стихи Есенина о природе и животных учат нас возвышенно-просветленно и благостно увидеть окружающий мир природы и воздействовать на нас земною красотой, шелестом луговых трав, голосом речной волны. Пейзажная лирика Есенина открывает глаза человека на утреннюю зарю, на звездное небо. Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина учат любить и хранить мир земной красоты. Они способствуют формированию нашего миросозерцания, нравственных основ нашего гуманистического мировоззрения. Стихи Есенина о животных ("Табун", "Корова", "Лисица", "Песнь о собаке") не только о братьях наших меньших, но и о самом Человеке, его порой бездуховной жестокости и нравственном падении. Мир человека и мир природы в поэзии Есенина един и неотделим. Отсюда половодье чувств и мудрость мысли, прозрение, нравственная высота есенинской философской лирики. Его золотая роща, красногривый жеребенок, край рязанских раздолий, страна березового ситца, - для нас, родное и близкое, наша земля, живая душа, живая красота России.

В пейзажной лирике Есенина особое место занимают образы осени и зимней метели, которые обычно связаны с мотивами грусти, сожаления о совершенных ошибках и придают особый эмоциональный тон стихотворению. Таковы образ метели в стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...» и картина осенней природы в стихотворении «Отговорила роща золотая...». Стремясь выразить красоту и силу лирического чувства, поэт обращается к стилистическим приемам, помогающим создать зримые, четкие образы. В стихах Есенина представлена почти вся цветовая гамма, но особо любимы им золотой, синий Щ алый цвета. Говоря о художественном своеобразии есенинской лирики, важно обратить внимание на композицию стихов поэта. В стихах Есенина начальные строчки являются важным композиционным элементом, в них обычно в сжатом виде намечена та тема, которой посвящено данное произведение.

Часто эти строчки представляют собой своеобразный тезис, констатацию определенной авторской мысли, которая получает затем дальнейшее развитие! «Да! Теперь решено. Без возврата я покинул родные поля», «Каждый труд благослови, удача! » Важную функцию выполняют и своеобразные изречения, в которых обобщены жизненные наблюдения поэта.

Нередко они стоят в конце стихотворения, как бы подытоживая его: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть» «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле». Наиболее распространенной композиционной формой в лирике Есенина является кольцевая композиция, когда в конце стихотворения поэт вновь возвращается к начальному тезису. Так построено, например, стихотворение «Дорогая, сядем рядом...». Однако довольно часто мы сталкиваемся с видоизмененным зачином стихотворения: «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком...». И концовка: «Скажите так... что роща золотая отговорила милым языком.

Лирика Есенина близка устному народному творчеству. Покажите с помощью конкретных примеров, какую роль в стихах поэта играют излюбленные приемы народного творчества - психологический параллелизм и повтор. Расскажите, какое влияние оказала есенинская поэтика, есенинская образность на творческие искания русских поэтов последующих поколений.

Есенин - представитель нового, постнекрасовского поколения крестьянской и пейзажной лирики. Поэзия Есенина - источник глубоких раздумий над многими социально-философским проблемам: история и революция, деревня и город, жизнь и смерть, государство и народ, народ и отдельная личность, и то, что интересует нас более всего - природа и человек. Выражение глубоких человеческих чувств через картины природы - самая характерная особенность есенинской лирики. Есенинская лирика невероятно наполнена душой, движением. Она очень многогранна. Открытость стиля, напор, размах, чувства, преобладающие над рационализмом, “буйство глаз и половодье чувств” “Не жалею, не зову, не плачу” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961 г. - ее эмоциональные визитные карточки. Выражая себя передачей образов предельно лаконично, но, тем не менее, максимально живописностно, его лирика заставляет нас задуматься о том, как удавалась Есенину такая передача образа. Как удавалось чувствовать себя “одноногим кленом”, ощутить как “увял головы моей куст” “Хулиган” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М.1961 г.? Но лирика Есенина не была лишь лирикой природы. И если образность свою растил он на природе, чувственность в своей натуре, то убедительность нашел в своей эпохе. В его поэзии жило и время. Бурное время войн и революций, неопределенность, витавшая в воздухе, не могла не отложить свой отпечаток на поэзию неравнодушного к судьбам Родины человека. Она проникнута и пониманием того, что близок конец той Руси, в которой он был рожден, патриархально-замшелой, дремучей, той, которую он чувствовал. Пониманием жесткости нового. Пониманием того, что ту Россию не вернуть уже состраданием "ко всему живому на земле". Тот, кто живет в лирике Есенина, его лирический герой сложен. Его характер драматичен, а зачастую и даже трагичен. Он, этот герой существует на той точке судьбы страны, когда меняется не только страна, но и вековой уклад, строй общественной мысли. Поэзия Есенина подчиняет нас себе, не отпускает ни шаг. Ее эмоциональный, душевный танец стиха невероятно сплетен с четким внутренним ритмом. Как бы это не прозвучало, но он был подлинно вдохновенным певцом родной земли, ее природы. Первые публикации стихов молодого, неизвестного поэта в печати датируются 1914 годом. Затем появляются сборники его стихотворений "Радуница" (1916) и "Голубень" (1918). Этими книгами Есенин открыл читателю очарование и волшебство среднерусской природы, сокровенный мир своего лирического героя. У Есенина был редчайший дар слышать почти неслышные, тишайшие колебания природы. Он мог слышать “звон надломленной осоки” и то, как “нежно охает ячменная солома” “О красном вечере задумалась дорога” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.. Красота его поэтического видения природы, ее “очеловечивание”, заставляет любого увидеть это вместе с ним. Черемухи “в белых накидках”, “пригорюнившиеся девушки-ели”, “зеленокосая березка”, “клен на одной ноге”, “ звезды-ласточки”. Весь этот мистический, тихий сказочный лес растет по всей его необъятной “голубой Руси”, как образец абсолютной, в своей уникальности, метафоричности образа. Человек, сумевший вырастить этот лес и населивший его “плачущей метелью”, “осенью, рыжей кобылой, чешущей гриву”, “схимником-ветром” - тончайший лирик, человек природы, нашедший, и понявший ее душу. Прием олицетворения, самый частый прием к которому прибегал Есенин в своей природной лирике, сделал его манеру совершенно неповторимой, недоступной, практически, для копирования. Есенина ни в коей мере не стоит именовать только пейзажистом, певцом родных кущ и долин. Это был всеобъемлющий поэт, с огромным пониманием общности и цельности мира, поэт очень трагичной судьбы. Чего стоит одна его смерть. Но этот же человек, поэт, упивался жизнью, любил жизнь так сильно, без всякой оглядки на людское мнение. Этот же самый человек в своей яростной любви был поэтически наблюдателен, точен, отмечая, запечатлевая в насыщенном образе секундное проявление красоты или нежности. Особенно, природной красоты. Насколько точными красивыми образами он мог наполнить простые, казалось бы, и незатейливые вещи, окружавшие его - вспомним стихи, которые он сам назвал первыми:

“Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет” “Там, где капустные грядки” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. . 1961 г.

Потрясающе красиво и чувственно, но с тем настолько просто. Здесь начинают жить, двигаться абсолютно все поэтические объекты, все образы. Такой динамики картин природы, как у Есенина, не было в русской пейзажной лирике ни до, ни после Есенина. Природа у Есенина наполнена цветом, красок бесчисленное множество, палитра очень широка. В ней присутствуют малейшие оттенки цветов. Есть и гармоничные, легко сочетаемые и резко контрастные: “горят серебряные росы” “С добрым утром!” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.:Художественная литература. . 1961 г., “злато-карий омут”, “золотое гниенье в полях”, “пожар голубой”. Все как будто светиться, играет, преломляясь в лучах солнца или искрясь под луной. Но основные есенинские цвета - голубой и синий. Эти цвета у Есенина создают атмосферу радости бытия. Путем простой выборки, я попробовала посчитать у Есенина слова имеющие основой своей голубой цвет или синий. Начала и перестала, осознав, что только на одной странице пятитомника их может попасться до трех. Эти цвета, цвета неба, цвета необъятной безмятежности подчеркивают, усиливают глубину образа. В синем есть какая-то пронзительность и бесконечный простор. Возможно, для Есенина этот цвет был чем-то большим, чем просто цвет, может быть, он был для него каким-то воспоминанием из детства, или символизировал собой огромную, необъятную Россию. Мне представляется, что для Есенина, “синь” - это все. Все, что дышит и все, что живет; то, что раньше называли “эфир”. “Синь то дремлет, то вздыхает” “Сохнет стаявшая глина” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 г.. Голубой - это цвет нашей планеты, цвет земного шара. Любое сравнение, любая метафоричность, символизм, а синий цвет был для Есенина, вне всякого сомнения, символичен, существуют у него не сами по себе, не ради красоты слога. Он использует их лишь едино для того, чтобы полней передать свои чувства, их эмоциональный строй, порыв. Русь ли у него голубая “Я покинул родимый дом” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г. или же “синь сосет глаза” “Гой ты, Русь моя родная” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 г., но это всегда красиво и представляемо:

“На плетнях висят баранки

Хлебной брагой льет теплынь.

Солнца струганные дранки

Загораживают синь” “На плетнях висят баранки” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.

Еще, конечно же, был золотой цвет, но это отдельная, личностная часть есенинской поэтической гаммы. Этот цвет был для него связующей, почти друидической нитью между ним и природой, осенью, увяданием листвы на деревьях. Мысль об изначальном, глубинном единстве человека и природы неоспорима для Есенина. Она - одна из главных движущих сил его поэзии. Корни этой поэзии - народные. У древних славян, как и у кельтских народов, деревья почитались за живые существа. Да и быт сильно зависел от дерева. Обувь, посуда и другие предметы обихода были сделаны из древесины. “Всё от древа - вот религия мысли нашего народа” - говорил Есенин: “все мы яблони и вишни голубого сада” “Певущий зов” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г. Поэтому, не удивительно, что основным, “сквозным” образом всей его поэзии стала сама природа, олицетворенная в деревьях, наиболее, визуально, напоминающих человека (крона-голова, ствол-тело, ветви-руки). Есть два оживленных Есениным образа, которые он пронес через всю свою поэтическую жизнь. Это - клен и береза. Есенинская береза многоцветна и абсолютно жива: “Березки! Девушки-березки!” “Письмо к сестре” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.. Она может быть “зеленокосой”, белой - “строен и бел, как березка” “К теплому свету, на отчий порог” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961, “береза-свечка”, также голубой, ходячей, любой. Именно береза, стала одним из начальных мостиков от Есенина к читателю. Первым напечатанным стихотворением для Есенина стала именно - “Береза”, появившееся в детском журнале “Мирок” в 1914 г. Прожив в лирике Есенина всю его поэтическую жизнь, береза превратилась для Есенина из просто девушки в некий абсолют нежности, тишины, покоя и умиротворения: “И березами заплаканный наш тракт” “Пугачев” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г., “березовый шорох теней” “Я помню, любимая, помню” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.. Есенинская береза, пожалуй, один из самых прекрасных поэтических образов в русской поэзии, олицетворяющий собой девушку, женщину:

“Вернулся я

В родимый дом

Зеленокосая,

В юбчонке белой

Стоит береза над прудом” “Мой путь” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 г.

Ветви березы для Есенина могут совершенно разными. То это “шелковые косы”, то “зеленые сережки”. Ствол березы мог оборотиться нежнейшим “белым молоком” или стать “белым ситцем”, “холщовым сарафаном”. Можно увидеть, что береза для Есенина, это абсолютный прообраз женского в природе и жизни, а также ниточка, связывающая его с малой родиной. Конечно, использование образа березы, наиболее характерно для раннего периода творчества Есенина. Но этот образ не покидает есенинскую лирику всю его жизнь. Он возникает и в совсем позднем его творчестве. Он появляется каждый раз, когда поэт обращается к родным местам, к малой родине, Константиново: “Письмо к сестре”, “Мой путь”, “Ты запой мне ту песню, что прежде”. Второй потрясающий образ, созданный Есениным, это - клен. Но это образ очень личный, не мужской вообще, а применяемый к себе, к своему эмоциональному миру, к собственным переживаниям. Нет, это не поэтический двойник поэта. Это - друг. Единство человека и природы, в изображении Есенина, может быть практически автопортретным: “ах, увял головы моей куст” “Хулиган” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961., “тот старый клен головой на меня похож” “Я покинул родимый дом” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961, “сам себе казался я таким же кленом” “Клен ты мой опавший, клен заледенелый” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961.. “Кленонечек” появляется в первых же стихотворениях Есенина и, претерпевая различные метаморфозы, болезни, старение доходит до конца творчества, становясь совсем осязаемым в потрясающем стихотворении “Клен ты мой опавший”. Как правило, в поэзии Есенина, клен появляется там, где поэт затрагивает тему человека, сбившегося с пути. Там, где человек скандалит, болеет душой, тоскует: “Не жалею, не зову не плачу”, “Сукин сын”, “Серая, хмурая высь”, “Поэма о 36”, “Сорокоуст”, и т.д. Создавая этот образ, поэт стремился сблизить реальность и образность. Поэтому иногда он характеризует клен прилагательными в прямом их смысле: (старый, опавший, подгнивший, маленький и т.д.), а часто одушевляет его, рисуя метафорически: (клен на одной ноге и т.д.) С помощью несогласованных определений (клен на одной ноге), поэт наделяет дерево-образ большей жизнью. Клен такой же живой участник сцены, как и береза: “клены морщатся ушами длинных веток” “Русь советская” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961..

Это стремление очеловечить природу глубоко корнями своими уходит в народный фольклор. Все народные, старинные метафоры строились на стремлении человека сделать понятными для себя природные явления, “одомашнить” саму природу. Сделать их кем-то, с кем можно поговорить, попросить заступничества. Если взять русские народные сказки, то едва ли не в каждой другом и помощником человека являлась природа. Пейзажную лирику Есенина, если ее можно полностью назвать таковой, как раз таки, на мой взгляд, в первую очередь и характеризует ее некоторое отличие в понимании, чувствовании природы, нежели у многих русских поэтов и писателей, оперировавших в своем творчестве образами русской природы. В его поэзии гораздо сильней момент самого русского фольклора. Есенин часто заимствует известный народный прием описания природы; берутся несколько явлений или вещественных объектов или животных и соединяются в одном образе: “изба-старуха челюстью порога” “О красном вечере задумалась дорога” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961., “Месяц, всадник унылый, уронил повода” “Покраснела рябина” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961.. Сам Есенин подобный способ объединения называл “заставкой”. Развив “заставку” поэт мог построить целую цепочку поэтических образов, нанизывая их друг на друга, и создавая бесконечнечное повествование, прервать которое мог только он по собственному усмотрению:

“Мудростью пухнет слово,

Вязью колося поля.

Над тучами, как корова,

Хвост задрала заря.

Вижу тебя из окошка,

Зиждитель щедрый,

Ризою над землею

Свесивший небеса.

солнце, как кошка,

С небесной вербы

Лапкою золотою

Трогает мои волоса” “Преображение” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 ..

Многие из подобных “заставок”, вернее основ для “заставок” Есенин брал напрямую из русских загадок, из народной мифологии: (месяц - всадник, небесный сеятель, ветер - конь), и создавал свой, неповторимый мир народно-поэтических образов. Обычное для народной лирики одушевление пейзажа, живые параллели в творчестве Есенина играют меньшую роль, чем найденные им самим способы лирической интерпретации образа. Но все равно, народная-поэтическая “подпитка”, даже будучи творчески развита и переработана Есениным, оставалась главенствующей при создании поэтических образов. Налицо присутствует мифологичность, та древняя, языческая, шаманская суть Руси. Природа тогда являлась для человека независимой, грозной, но, одновременно и очень близкой, доброй силой. Силой, которая могла наказать, но и могла любить нежно, как любит мать ребенка:

“Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит” “Матушка в купальницу” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961.

Это напоминает народную песню-заклинание. В творчестве Есенина ощущается то древнее отношение к природе, когда человек был с ней на равных и не пытался лишь покорять и управлять ею. Есенин почти каждым своим стихотворением признает природу за живое существо. Еще одним подтверждением прямой связи есенинской лирики со славянской, народной языковой традицией может служить обильное применение народной лексики. Вот небольшая часть диалектизмов, которые часто встречаются в его раннем творчестве: “жамкать” (жевать), "булдыжник” (буян), “корогод” (хоровод), “плакида” (плакальщица), “cутемень” (сумерки), “еланка” (поляна). Интересен также выбор глаголов Есениным. Не считая прямых глаголов, отражающих действие, по есенинским стихам разбросаны “озвученные глаголы”, лес “взвенивает”, река воркует, тучи “ржут”, звезды “щебетнули”. Есенин полностью ощущает самостоятельность природы, ее одушевленность. Особенно сильно это звучит там, где природа является единственным героем:

“Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу” “Осень” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. М. 1961.

“Осень”, вообще, одно из самых живых, в смысле, природно-живых стихотворений Есенина. Осень здесь совершенно точно нарисована и цветом “рыжий”, “рябиновый”, и воплощенным образом “рыжая кобыла - чешет гривы”. Здесь Есенин просто внутренний наблюдатель, он ощущает себя частью природы, ее учеником и добрым соседом. Он един с нею. Он не рисует ее, он не пейзажист, он не пасторальный, сладкий поэт, восхищающийся лишь красотами заката, и птичкой на ветке. Он как бы живет в ней:

“Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья”“Я пастух, мои палаты…” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

Поэтому-то у него и нет чисто пейзажных стихов. Пейзаж для Есенина это не просто способ иллюстрировать чувства, которые владеют поэтом. Природа для него близкое существо, чей чувственный, эмоциональный окрас совпадает с есенинским. Природа и человек существуют рядом, живут бок о бок, они друзья. Ощущая вечность, повторяющийся цикл жизни и смерти, природа, вместе с Есениным спокойны. Они не пытаются вмешиваться в естественное течение жизни:

“Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом” “Не вернусь я в отчий дом” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

Из всего вышесказанного логически вытекает вывод, что поэт, так боготворивший родную природу и столь вдумчиво изучивший фольклор народа, ценил свое отечество превыше всего на свете. Любовь к природе, к родным рязанским полям, к его "стране березового ситца", понимание своего собственного происхождения, своих истоков и корней превращает лирику Есенина в огромную поэму о доме, о России, и о природе, как части ее. Значимость есенинской лирики состоит в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно и риторически, а конкретно, в зримых и четких пейзажных образах:

“О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску” “Запели тесаные дроги” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

На мой взгляд, немногим удавалось так проникновенно и так образно как он писать о России. Так пишут о любимой женщине, о матери, о живом. А в этих стихах Русь и предстает перед нами живой, способной тосковать, испытывать боль. Есенин - сын России, сострадающий своей "стране березового ситца", наполненной “синью”, и живущий в ней. И всегда эта “синь”, “синь, упавшая в реку” подчеркивает момент его слияния с Россией и ее природой. Он, как человек, испытавший много тягот и несчастий, но познавший и великое счастье любви, понимает, что и в самую тяжкую минуту, или в минуту абсолютной человеческой радости, Родина, родная природа это то, что всегда разделит с тобой и счастье и горе. Ты в любую минуту повернешься к ней и будешь принят:

“Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла” “Стансы” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

Есенин понимает, что уход от природы, от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, будучи мощней творческой единицей, он, как и каждый, по-настоящему большой художник был равно велик и в силе и в слабости. Сознавая пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему, как персонально, так и под давлением обстоятельств. Со временем есенинские строки начинают приобретать фатальный оттенок:

“Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком” “Не жалею, не зову, не плачу” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961.

Можно проследить, почувствовать, как постепенно, к Есенину приходит ощущение вечного кругового, повторяющегося течения жизни, и неизбежности смерти как непреложного закона этой жизни. В последние годы своей жизни Есенин странно раздвоен. На Востоке в его отображении природы играет покой, весна “свет вечерний шафранного края, тихо розы бегут по полям” “Свет вечерний шафранного края” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.. Мир наполнен “молчащими ночью кипарисами” “Отчего луна так светит тускло” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 ., лепестками роз, что “как светильники горят” “Голубая родина Фирдуси” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961., “запах олеандра и левкоя” разлит в воздухе. Картина родной природы совершенно противоположна. Там грустное мелколесье, там зима и метель, природа как бы спит. Особенно пронзительно выглядит стихотворение “Клен ты мой опавший, клен заледенелый”. Есенин отождествляет родной пейзаж с местом, где царят “мерзлые осины”, “застывшие березки”, где “березы в белом плачут по лесам”, там на липах не цветы, там на “липах снег и иней”, там приходится “чтить метель за синий цветень мая” “Может поздно, может, слишком рано” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961 .. Лирика Есенина “холодеет”. Она становиться почти надрывной. Уходит из нее лето, вместо золотого и голубого, вместо вечной “сини” все постепенно становиться белым, снежным иногда. Березы застывают, его любимый клен стоит “заледенелый”, да и не клен это уже, а “просто столб позорный - на нем бы вешать, иль отдать на слом” “Метель” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.. Природа как бы застывает. Природа здесь, она никуда не делась, но в ней нет того бурного движенья, нет динамики, что была раньше. Все приходит к концу. Описание природы напоминает собственную эпитафию:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Есенинская природа прошла вместе с ним все жизненные циклы - весну, лето, осень, навсегда остановившись в точке зимы. Творческое наследие С. А. Есенина очень близко сегодняшним, возрождающимся представлениям о мире и природе, где человек - только частица живой природы, не противостоящая ей, а зависящая от нее и живущая с ней. Чувство природы, ощущение нахождения в ней человека, единства мира, это поэтическое завещание Есенина. Попадая в мир его поэтических образов, мы вольно, или невольно, можем почувствовать себя братьями и сестрами березы, клена, рябинового куста, разного "зверья", бескрайного поля, месяца и солнца. Заимствовав у народа, в народной мифологии и фольклоре его любовный, трепетный взгляд на природу, Есенин развил его и смог донести до нас, перевел то, что чувствовали наши предки, понимая и чувствуя природу как себя самих. Его образ природы, помогает нам, в большей степени ощущать себя людьми и не терять человечность.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png